17:31:37
10 декабря 2024 г.

Будем, будем умываться… Но по новым Правилам

ЖКХВесной прошлого года правительство РФ своим постановлением № 354 утвердило новые правила оказания жилищно-коммунальных услуг. Изменения, так или иначе, затрагивают интересы каждого, поскольку речь идет о наболевшем – платежах за коммуналку. О некоторых новшествах и изменениях мы сегодня расскажем.

Жить по новым Правилам мы начнем с 1 сентября 2012 года

Конклюдентно и на бумаге

Правила вводят новый раздел, который устанавливает условия и порядок заключения между потребителем и исполнителем возмездных договоров, их содержание. Сказано, что такой договор может быть заключен как письменно, так и путем совершения конклюдентных действий (то есть в устной форме).

К конклюдентным относятся действия, которые свидетельствуют о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (со стороны потребителя – плата за холодную и горячую воду, газ, электричество, отопление и т.д., а со стороны исполнителя – предоставление этих услуг).

Если договор заключен путем конклюдентных действий, то считается, что он заключен на условиях, предусмотренных Правилами № 354.

Также оговаривается, что исполнитель не может отказать потребителю в предоставлении коммунальных услуг, мотивируя свой отказ отсутствием договора.

Оплата – в две строки

Изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги. В частности:

  • определено, что плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды;
  • плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой;
  • подлежащий оплате объем коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учета как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а при отсутствии общедомового прибора учета – по установленным нормативам на общедомовые нужды.

Сейчас плата за горячую и холодную воду проставляется в наших квитанциях в одной строке, где учитываются как индивидуальное, так и общедомовое потребление. С вступлением новых правил в силу такая система поменяется. Теперь в квитанциях по квартплате будут значиться две цифры: платить будем отдельно как за индивидуальное, так и за общедомовое потребление воды, электричества и т.п. – то есть за так называемые общедомовые нужды (ОДН). (Даже если вы установили индивидуальный счетчик, показатели общедомового все равно будут учитываться при определении размера платы за ЖКУ. Если же индивидуального счетчика нет, будете платить согласно нормативам потребления, установленным законом).

Если вы живете не в многоквартирном, а индивидуальном частном доме на земле, то платить надо за предоставленные коммунальные услуги в жилом помещении, а также за услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Примерная форма платежного документа утверждена Приказом Минрегионразвития РФ от 19.09.2011 № 454.

Не мытьем, так нормативами

Как и прежде, плата за коммунальные услуги будет производиться, исходя из показаний прибора учета, а при их отсутствии – по нормативам потребления.

28 марта 2012 года принято постановление правительства РФ № 258 «О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано утвердить:
– нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях;
– нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;
– нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек.

Напомним, что до 1 июля 2012 года должны быть установлены и введены в эксплуатацию приборы учета воды, тепловой энергии, электрической энергии. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета.

Срок этот истек. Возникает вопрос: а что, если счетчик не поставить? В этом случае, никаких санкций или штрафов не предусмотрено, но платить придется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, которые, скорее всего, увеличат.

За временных – из своего кошелька

У потребителя коммунальных услуг появилась новая обязанность, а именно: информировать исполнителя – управляющую компанию, ТСЖ или кооператив – об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в квартире. Сделать это необходимо не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений в составе жильцов. Но если в квартире есть приборы учета, то об этом можно не сообщать. Это и понятно – счетчик самостоятельно «учтет» прибавление в семействе.

Если счетчика до сих пор нет, а гости «понаехали», собственнику жилья или постоянно проживающему в квартире нужно написать заявление, в котором указать свою фамилию, имя и отчество, адрес, место жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания их проживания.

Потребитель считается «временным», если он фактически гостит более 5 дней подряд.

В этом случае размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается пропорционально числу дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной «временным», прекращается со дня, следующего за днем:

а) ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета горячей воды, холодной воды или электрической энергии;

б) окончания срока проживания временных потребителей в жилом помещении, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.

Правда, есть одно «но». Непонятно, что будет, если не сообщить о появлении «лишних» людей в квартире. Последствия такого неуведомления пока что не известны… Вероятно, законодатели рассчитывают на сознательность наших граждан.

Кстати, в новых Правилах отсутствует как таковое понятие «зарегистрированные граждане», а приведены две категории потребителей: постоянно и временно проживающие.

Напомним, что в прежних Правилах плата за некоторые коммунальные услуги рассчитывалась исходя из количества граждан, зарегистрированных к квартире. В новых же Правилах в расчет берется количество людей, постоянно или временно проживающих. Опять же не совсем понятно, как исполнитель будет узнавать, сколько на самом деле людей обитает в квартире, ведь «прописаться» может 1 человек, а проживать 5. Неужели основываясь на опросах соседей?!

Можно и в рассрочку

У потребителя появилась возможность оплачивать коммунальные платежи в рассрочку в случае их роста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Такую возможность исполнитель обязан предоставить, если начисленный размер платы за коммунальную услугу в расчетном месяце превысил более чем на 25 процентов размер платы за аналогичный расчетный период прошлого года. Рассрочка предоставляется сроком на 1 год. Потребитель вправе по своему выбору либо воспользоваться такой рассрочкой, либо нет. При этом исполнитель вправе обратиться к ресурсоснабжающей организации за предоставлением аналогичной рассрочки.

Рассрочка предоставляется на условиях:

– внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев;

– взимания за предоставленную рассрочку процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки.

Допускается предварительная плата за коммунальные платежи в счет будущих расчетных месяцев.

Обойдемся без посредников

Если вас возмущают цифры на выставленных счетах за «коммуналку», вы не доверяете вашей управляющей компании или председателю ТСЖ, то от таких нежелательных посредников можно избавиться, заключив прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями. Потребители в многоквартирном доме, в том числе заключившие договоры управления с управляющими организациями, вправе перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией. Мы можем платить за газ, воду, теплоснабжение так же, как сейчас платим за электричество: напрямую поставщику услуг и только за себя.

Такую возможность предоставляет постановление правительства РФ № 124 от 14.02.2012 и п. 64 Правил оказания жилищно-коммунальных услуг.

Но решение о переходе на этот способ расчетов должно быть принято большинством голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.

Необходимо сделать следующее:

– организовать в доме общее собрание жильцов – собственников квартир;

– большинством голосов принимается решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями – со всеми или некоторыми из них – по выбору участников собрания;

– управляющая компания либо ТСЖ должны выполнить решение общего собрания и оказать содействие в «сведении» с поставщиками коммунальных услуг.

В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Напомним, что на сегодня такая возможность есть только в случае, если в качестве способа управления домом выбрано непосредственное управление. В остальных случаях исполнителем должна быть управляющая компания, ТСЖ, ЖСК.

Такая мера (договор напрямую с ресурсоснабжающей компанией) позволяет платить за коммунальные услуги, минуя посредников – деньги за коммунальные услуги поступят оперативнее.

Час икс: отключают!

Если у потребителя есть задолженность по оплате коммунальных платежей (неполная оплата), то исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных платежей.

Что понимается под неполной оплатой?

В соответствии с п. 118 Правил № 354 под неполной оплатой коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности или при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Другими словами, задолженность считается, исходя из норматива потребления, даже если в квартире есть приборы учета. И получить такую «неполную оплату» очень просто.

Например, если в квартире проживают больше трех человек и потребитель не оплатил платежи за ЖКУ даже за один месяц, то в принципе исполнитель получает право отключить такую квартиру от благ цивилизации уже со следующего месяца. Так как по сумме получится, что по коммунальным услугам образуется задолженность в размере 3 месячных оплат.

Как будут отключать?

Отключение должно быть только после предварительного уведомления потребителя и будет происходить в следующем порядке:

– потребителю в письменной форме направляется предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня получения указанного предупреждения предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено, либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Предупреждение доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

– если долг не будет погашен, то исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

– если у исполнителя нет возможности ограничить подачу коммунальной услуги или при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения – с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

После того как задолженность будет погашена, или потребитель и исполнитель заключат соглашение о порядке погашения задолженности, предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней.

Почем холодные батареи летом?

Сейчас многих возмущает тот факт, что мы платим за отопление круглогодично, а ведь летом батареи холодные.

Так называемая 13-я платежка отменяется. Если раньше норматив распределялся на весь год, то по новым правилам – только на отопительный период, что дает возможность проводить все расчеты по оплате тепла по фактическому потреблению ежемесячно.

Нельзя однозначно сказать, что такое новшество будет выгодным. Неравномерность оплаты в течение года (летом, когда тепло отключают, платить не придется, зато зимой платежи резко возрастут) имеет как преимущества, так и недостатки. Зимой наши платежи будут намного больше, нежели летом.

Отлучались? Подтвердите

Прежний принцип перерасчета за временное отсутствие потребителя сохраняется. Напомним: если вы уехали в отпуск, на лечение или еще куда-то, словом, отсутствовали более 5 полных календарных дней подряд, и в вашей квартире до сих пор не установлены индивидуальные приборы учета, имеете право сделать перерасчет размера платы за коммунальную услугу, например, за воду. Но по-прежнему будете оплачивать тепло- и газоснабжение. Причем пересчитают плату только за вашу квартиру. В правилах специально оговорено, что не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Новые правила несколько усложняют порядок официального оформления и получения права не платить за время отсутствия.

Появилось требование подписывать некоторые справки у должностного лица, заверять их печатью и ставить регистрационный номер и дату выдачи. Некоторые документы придется предоставлять в нескольких экземплярах. Законодатель расширил перечень подтверждающих документов, но ужесточились к ним требования. Документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, должны иметь регистрационный номер и дату выдачи. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном законом порядке и переведены на русский язык. А копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, заверены лицами, выдавшими такие документы, или нотариусом.

По приезде необходимо подтвердить свое отсутствие документами. Если потребитель обратился с заявлением о перерасчете до своего отъезда, а по приезде не представил подтверждающих документов, то исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере и вправе начислить пеню.

Документы, подтверждающие отсутствие жильцов для перерасчета оплаты услуг ЖКХ:

  • справка из санатория или больницы о прохождении лечения;
  • проездные билеты или их заверенные копии (в случае с электронным билетом на самолет можно предоставить посадочный талон);
  • копия командировочного удостоверения или приказа о направлении в командировку (вместе с копиями проездных билетов);
  • счет из гостиницы или его заверенная копия;
  • справка из дачного (садового) товарищества;
  • справка из интерната, детского лагеря и другого учреждения круглосуточного пребывания детей;
  • справка от ведомства, осуществляющего временную регистрацию по месту пребывания;
  • справка от консульства или диппредставительства РФ в стране пребывания или копия документа с отметками о пересечении границы;
  • справка из вневедомственной охраны о том, что квартира не снималась с охраны в течение данного срока.

Также можно заранее попросить управляющую компанию опломбировать краны на время вашего отсутствия. В этом случае никаких подтверждающих документов не требуется.

С 1 сентября 2012 года подать заявление на перерасчет за временное отсутствие можно не только в течение 1 месяца с момента прибытия, но и заранее.

Так в соответствии с п. 91 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя, поданного до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания.

Если потребитель обращается за перерасчетом заранее, то исполнитель пересчитает плату за указанный в заявлении период временного отсутствия, но не более чем за 6 месяцев. Если временное отсутствие затянулось, то нужно будет подавать новое заявление о его продлении, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Для справки

Должны уменьшать плату:

– за перебои в подаче холодной воды – на 0,15% за каждый час сверх разрешенной нормы. Разрешается прерывать подачу холодной воды на 8 часов в месяц (суммарно) или 4 часа единовременно (в случае аварии);

– за перебои в подаче горячей воды – на 0,15% за каждый час сверх разрешенной нормы. Нормативы такие же, как для холодной воды, однако в случае аварии на тупиковой магистрали разрешается отключать воду на 24 часа;

– за «недогрев» горячей воды – на 0,1% за каждые 3 градуса отступления от разрешенных отклонений. Разрешено отклонение от нормативных значений на 3 градуса днем и на 5 градусов ночью (с 0 часов до 5 утра). Если температура «горячей» воды ниже 40 градусов, за нее можно платить как за холодную;

– за перебои в подаче электричества – на 0,15% за расчетный период, в котором произошел перебой. Разрешено отключение энергоснабжения на 24 часа при отсутствии резервного источника питания и на 2 часа при его наличии;

– за перебои в подаче газа – на 0,15% за каждый час сверх разрешенной нормы. Разрешено отключение на 4 часа в месяц (суммарно);

– за перебои отопления – на 0,15% за каждый час отклонения от нормы. Минимальная нормативная температура в жилом помещении +18 градусов, в угловом +20 градусов. Разрешено превышение на 4 градуса и снижение на 3 градуса (только ночью). Разрешен перерыв на 24 часа в месяц суммарно; 16 часов в месяц – при температуре в помещениях от +12 до +18; 8 часов – при температуре от +10 до +12; 4 часа – при температуре от +8 до +10.

Екатерина Дагинова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация