23:30:44
11 апреля 2021 г.

Живи по уму – плати по счетчику

ЖКХОбщегородская программа установки квартирных приборов учета в жилых домах у нанимателей и у собственников льготных категорий, имеющих право на получение субсидий для компенсации коммунальных расходов, успешно реализуется за счет бюджета Москвы.

Куда течет неучтенка…

Счетчики принадлежат городу и расходы на их обслуживание запланированы городской казной. Собственники, которые не относятся к льготникам, устанавливают приборы учета сами, за свой счет. И сами оплачивают их сервисное обслуживание специализированной организацией.

Счетчики горячей и холодной воды позволяют экономить воду и тепло в общегородском масштабе, что особенно важно в связи с ростом дефицита всех видов ресурсов. Да и граждане получают от их использования приличную экономию. Однако странным в связи с этим кажется тот факт, что во многих домах-новостройках установлены приборы учета в 100 процентах квартир, а собственники ими не пользуются, так как этому препятствуют руководители или ТСЖ, или управляющей домом компании (УК). Дело в том, что ТСЖ или УК оплачивает потребляемые жильцами ресурсы по показаниям общедомовых счетчиков, которые показывают расход горячей и холодной воды на весь дом. Если где-то в каких-то квартирах подтекают краны или не отрегулированы клапаны в унитазах, то квартирные счетчики, особенно российского производства, все эти «струйки» не фиксируют, а вот домовой счетчик их «не заметить» не может. Сотня струек – это уже поток, причем – круглосуточный. Кто будет за него платить?

Конечно же, самое логичное – пройти по квартирам и везде починить сантехоборудование. Но и этого мало. Такие обходы, осмотры и регулировки необходимо проводить ежемесячно. За это тоже надо платить. Если посчитать, во что обойдется подобное удовольствие, мало не покажется. Вот и хитрят руководители ТСЖ, ЖСК и УК, перекладывая оплату поступивших за месяц в дом ресурсов поровну на всех жильцов, зарегистрированных в доме. Так неучтенные «струйки» оказываются учтенными, и ничего делать не надо.

Отчасти это справедливо. Каждый собственник и каждый наниматель жилья должен следить за исправностью всего сантехнического оборудования, имеющегося в квартире. По договору с УК или в соответствии с уставом ТСЖ и его внутренними документами жильцы имеют право вызвать для проверки и регулировки всех водоразборных устройств специалистов. Эта услуга уже оплачена пользователями ресурсов в ежемесячных платежах (см. строку « Содержание и ремонт жилых помещений» в ЕПД), и ею нужно регулярно пользоваться. Если вы этого не делаете, то за перерасход и утечки горячей и холодной воды платите сполна.

Как добиться справедливости

Можно возразить: «У меня все в порядке, все отрегулировано, ни капли мимо не прольется». Однако, если у соседа все наоборот, и течет водичка, потихоньку или сильно, то платить приходится всем поровну, на каждого зарегистрированного жильца. А сколько в доме обитает незарегистрированных граждан? И за них тоже платят зарегистрированные жильцы.

Избавиться от уравниловки и помогают квартирные приборы учета. Как добиться справедливости? Для ТСЖ (ЖК, ЖСК) путь один – принятие соответствующего решения на общем собрании собственников. Если же дом обслуживает выбранная управляющая компания, то в договоре с ней надо обязательно указать на наличие права у каждого собственника на установку и пользование квартирными приборами учета для определения ежемесячных платежей за потребленные ресурсы.

В свою очередь, правление ТСЖ (ЖК, ЖСК) и руководство УК имеют право корректировать платежи по каждой квартире, основываясь на показаниях общедомовых счетчиков. Для единообразия расчетов необходимо, чтобы квартирные приборы учета имелись у 100 процентов пользователей. Тогда картина складывается простая и всем понятная. Сложили показания расхода ресурсов по всем квартирам и отдельным нежилым помещениям и вычли их из показаний общедомового прибора учета.

Получившуюся величину следует отнести на общедомовые расходы, если она не превышает пяти процентов от общего количества потребленного за месяц ресурса. Эта величина относится на строку ЕПД «Содержание и ремонт жилых помещений».

Если же перерасход ресурса составит более пяти процентов, то за него следует доплатить каждому потребителю сумму, пропорциональную его доле в общем расходе.

Но это подход «по справедливости». Практикуемую ГУ ИСами методику таковой не назовешь. Возьмем для примера обычный жилой дом, управляемый выбранной собственниками компанией. В нем есть домовые счетчики, и в 50-70 процентах квартир имеются квартирные приборы учета горячей и холодной воды. В настоящее время методика расчета такова: из показаний расхода домового прибора учета вычитаются показания расхода всех квартирных приборов учета. От оставшейся суммы вычитаются пять процентов на общедомовые расходы.

Затем подсчитывается число зарегистрированных жильцов в квартирах, в которых счетчиков нет. В окончании расчета определяется сумма платежа с «души», а затем и с квартиры – по числу проживающих в ней товарищей. Если в расчетный центр поступили документы от жильцов, согласно которым они отсутствовали в истекшее время, то производятся перерасчеты всем плательщикам, у которых нет квартирных приборов учета. Так появляются «довески» и «доплаты» за уже оплаченные жильцами месяцы.

В проигрыше сейчас оказываются именно те собственники и наниматели жилых помещений, в чьих квартирах нет приборов учета потребления горячей и холодной воды. Вывод один: установка квартирных приборов учета сбережет ваш кошелек от существенного похудения. Окупаются затраты всего за несколько месяцев. Так что овчинка выделки стоит.

Доверяй, но поверяй

Теперь – о содержании, обслуживании, поверке и ремонте приборов учета. У каждого счетчика есть свой технический ресурс – предельный срок эксплуатации. Обычно это 10-12 лет. Кроме того, раз в четыре-пять лет каждый прибор подлежит поверке на правильность показаний. Кто заинтересован в исправности этих приборов? Все стороны! Однако есть нюансы.

Управляющей компании и руководству ТСЖ, ЖК, ЖСК не до этого. Им главное – рассчитаться с поставщиками за потребленные ресурсы по показаниям домовых счетчиков. Как эта сумма распределится внутри дома, по какой методике – уже не важно, главное – выставить счет каждому жильцу и добиться его оплаты. Будут ли квартирные приборы врать или работать исправно, никого особо не интересует.

Пенсионер-наниматель из Самарской области судился с управляющей компанией, которая выставила счет за потребленную им горячую и холодную воду не по показаниям квартирных приборов учета, а по нормативам. УК мотивировала это тем, что «гражданин подозрительно мало расходует горячей и холодной воды». Пенсионер в суде доказал: приборы учета принадлежат УК, и он исправно оплачивал расходуемую воду по их показаниям. Компания заявила, что приборы оказались неисправны, и потому она применила нормативный метод определения размера платежа.

Суд защитил пенсионера, указав компании на то, что именно собственник приборов учета несет полную ответственность за их исправность. Так как пенсионер собственником приборов учета не является, он вправе оплачивать ресурсы по показаниям счетчиков, даже если они не исправны. Заметим, с тем же успехом гражданин мог не оплачивать счета УК, если бы счетчики «работали не в его пользу», потребовав их поверки.

Но и здесь не все так просто. Поверку должна провести независимая организация. Если бы оказалось, что приборы исправны, то за поверку должен был заплатить тот, кто ее инициировал. А если бы у приборов была просрочена дата очередной поверки, что отражается в паспорте каждого прибора, то платить за поверку должен собственник прибора.

Вот почему каждому собственнику квартирных приборов учета важно оформить официальные отношения со специализированной организацией, в договоре с которой имеется пункт: «Ежемесячные платежи за сервисное обслуживание приборов учета включают в себя оплату очередной поверки приборов» (с указанием точной даты поверки каждого счетчика).

По договору сервисная организация не менее одного раза в шесть месяцев производит осмотр приборов, фиксирует актом их состояние, указывает на наличие и сохранность всех установленных ею пломбировок, осматривает и очищает фильтры грубой и тонкой очистки, заново пломбирует каждый узел учета. После чего выдает собственнику акт о проведенном осмотре и выполненных ею профилактических мероприятиях.

Наличие таких актов обезопасит собственника квартирных приборов учета от любых несправедливостей со стороны УК или руководства ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Виктор Дейнекин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация