23:30:44
11 апреля 2021 г.

Сберкассы в хорошем смысле

Жилищные программыНе считая социальных жилищных программ, мы знаем, в основном, один способ решения квартирного вопроса – ипотека. Но удовольствие это доступно не всем. Между тем, мировая практика предлагает и другие варианты, которые позволяют миллионам людей купить себе жилье. Один из них – стройсберкассы. Мы беседуем с автором законопроекта о них (так и не ставшего законом), депутатом Госдумы, председателем Комитета по энергетике Иваном Грачевым.

– Иван Дмитриевич, слова «комфортное и доступное жилье» – не наше изобретение. Во многих странах среди проектантов и строителей ежегодно проходят конкурсы под таким названием. В прошлом году подобный конкурс состоялся в Лондоне, и на нем были предложены неплохие квартиры, причем не в самых отдаленных районах города, за 1000$ кв. метр. Почему в Москве – 5000$?

– Надо принять во внимание общую социально-экономическую ситуацию в России. У нас на одной территории находятся как бы две страны. Для ясности проведу аналогию с Евросоюзом, где есть и безвизовый режим, и единая валюта. Но там и богатая Германия, и Греция – почти на грани дефолта. Получается, что зона одна, однако у каждой страны свой рынок, свои потребности и уровень жизни.

Если вернуться к России, то у нас, с одной стороны, имеется «Рублевский автономный округ», получающий основную массу нефтедолларов и живущий на уровне самых обеспеченных стран Европы, а, с другой стороны, – вся остальная Россия. По сути, та же Греция, но холодная. Две страны. Так вот, цены на недвижимость определяются (а если хотите, диктуются) упомянутым «автономным округом». Доходы остального населения в расчет не принимаются.

– Как нетрудно догадаться, понизить цены на недвижимость сейчас нереально. Но облегчить ее приобретение, применяя альтернативные финансовые схемы, привлекая к ним помощь государства – это возможно. Почему мы же мы зациклились на одной ипотеке, родившейся, насколько известно, в Америке?

– Ипотека, в самом деле, американская схема, хотя есть и другие, более щадящие, более гуманные ипотечные варианты. В свое время я провел «Закон об ипотеке», достаточно универсальный, который учитывает российские реалии, наш уровень жизни. Но распространяется он лишь на 7-10 процентов населения, не больше.

– Насколько известно, идея стройсберкасс не нова…

– Ей почти полтораста лет. Родилась она в Германии в 70-х годах XIX века и особенно бурно развивалась в начале Первой мировой войны, а после Второй и вовсе сделалась доминирующей в этой нищей тогда стране.

Что же касается России, то строительные сберкассы стали у нас популярны в конце XIX века, они были вполне органичны для нее и для ее, в сущности, общинного строя. Ведь это своеобразные «кассы взаимопомощи». Революция положила им конец. А сейчас – только жесткая ипотека. Американское лобби победило.

– Вы тоже разделяете модные антиамериканские настроения?

– Нет, конечно. Я против всяких теорий заговоров. Но вспомните начало 1990-х. Тогда экономика Россия переживала тяжелые времена. Американские займы и гранты оказывали заметное влияние на основы будущего государства, создание новых государственных институтов, образование, науку, культуру в России.

Тогда же стали складываться новые жилищные отношения, был, в частности, создан Фонд «Институт экономики города», который также работал по американским грантам. При этом у Штатов не было никакой агрессивной идеологической политики, но любая страна занимается лоббированием своих интересов, особенно если еще дает финансы и ждет их возврата. И это нормально. Так получилось и в жилищной сфере.

Институт экономики города сделал немало для становления новых жилищных отношений в стране, но продвигал все же американские принципы таких отношений — в частности в разработке нового Жилищного кодекса РФ, вызвавшего немало нареканий, а также ипотечной схемы. Но еще до различных финансовых потрясений я утверждал, что она неустойчива, пирамидальна при коррелированных неточных оценках недвижимости.

Эта схема позволяла выпускать ценные бумаги, намного превосходившие рыночную стоимость недвижимости – выпускай хоть 300 процентов от текущей рыночной стоимости недвижимости и продавай. Для сравнения: в Германии и дореволюционной России эта цифра ограничивалась 70 процентами. А если оценка недвижимости еще и завышена? Тогда конец финансовой системе.

Годы подтвердили эту точку зрения. Ведь именно несовершенная американская ипотека явилась спусковым механизмом первой волны мирового финансового кризиса.

Познается в сравнении

– Попробуем сравнить, с точки зрения потребителя, ипотеку и стройсберкассу. Их достоинства и недостатки.

– Основной плюс ипотеки в том, что человек, если захочет, может получить квартиру сразу, немедленно. У нас необходим первоначальный взнос не менее 30 процентов, в Штатах он мог быть и 15, и 20 процентов. Но если возникали проблемы с погашением – человека могли сразу выбросить на улицу.

Немецкая система раз в десять устойчивее. Поток выдаваемых денег непосредственно связан с потоком их входа. Накопление идет около двух лет, и только после этого вы имеете право получить кредит. В эту систему легко встраивается помощь государства – практически во всех странах, где она используется. Вдобавок к накопленным деньгам государство дает премию: 20-40 процентов от накоплений. Плюс все дополнительные системы поддержки, например, материнский капитал.

При этом здесь исключены всякие аферы с деньгами, которые возможны в ипотеке. И еще: вложения в стройсберкасссы можно использовать и для капитального ремонта – как квартиры, так и дома в целом. Последнее станет особенно важным, когда государство прекратит его субсидировать.

Наконец, такой плюс: кредиты выдаются под низкие проценты, ибо не связаны со всей финансовой системой страны. Никакой банк на них не влияет. Минус – более растянутые сроки приобретения квартиры. Тем, кто победнее, ждать приходится минимум два года.

– Какие страны используют строительные сберегательные кассы?

– Естественно, Германия, там число счетов в стройсберкассах почти равно численности населения страны. Эффективно действует эта система в Чехии, Словакии, Венгрии, отчасти – в Китае, в последнее время – в Казахстане, т.е. и в более бедных странах.

Чехия и Словакия с ее помощью вообще решили свою жилищную проблему. Характерный пример: когда в период первой волны кризиса ипотечные системы проваливались почти везде, стройсберкассы только наращивали объемы работы.

Лобби плюс инерция

– Выгода, как говорится, налицо. Что же мешает распространению стройсберкасс в России? Ведь, насколько я знаю, законопроект предложен был еще в начале 2000-х годов.

– Он был предложен дважды – в 2002-м и 2004-м. Его просто не ставили в план обсуждений. К первому чтению законопроект допустили лишь в 2008-м, когда уже было ясно, что у правительства (министром экономического развития и торговли тогда была Эльвира Набиуллина) он поддержки не получит. Так и вышло – законопроект отклонили.

– Но почему?

– Если вернуться к старту, то, сыграло свою роль американское лобби, не допускающее никаких альтернативных вариантов. А потом – наша обычная инерция. В свое время мы получили самую высокую поддержку – от Владимира Путина во время его первого президентского срока.

Он не раз высказывался за создание жилищно-накопительных систем. Есть подписанная правительством РФ бумага, которая одобряет стройсберкассы. Она поступила в Госдуму, долгое время ее здесь держали и, в конечном счете, отклонили.

– Не Минфин ли был тому причиной? Известно, как неохотно он расстается с деньгами. А вы упомянули о госпремиях вкладчикам.

– У нас были положительные заключения и ЦБ, и Минфина. Последний достаточно скрупулезно разбирался в проекте, попросил немецкие расчеты и пришел к выводу, что за один-два года затраты «отбиваются». Да и с точки зрения отдачи на рубль стройсберкассы – эффективная система использования государственных средств. В конечном итоге Минфин дал «добро».

– Кто же тайный враг законопроекта? Может быть, банки, использующие ипотечные схемы?

– Банкам – во многом через СМИ – было внушено, что стройсберкассы – конкурирующая система, которая уведет у них клиентов. Но это абсолютная несуразица. Если не хватает денег для первоначального взноса, человек все равно не понесет их в банк. Между тем, накопив определенную сумму в стройсберкассе, он как раз и может обратиться к банковским услугам.

Но и это еще не все. Надо принять во внимание круг получателей. В крупных банках проявила себя стратегическая служба – какие доходы, какую прибыль сами банки получат при различных социально-политических конфигурациях, сохранят ли клиентов. Что же касается ипотеки, то ответ однозначен: число клиентов, конечно, в ближайшее время расти не будет. В отдаленной перспективе — возможно, но сейчас на это рассчитывать нельзя.

К ипотечным кредитам будет прибегать все меньше граждан. Кто может, уже это сделал или сделает в ближайшее время. Для основной же массы населения такие кредиты недоступны. Ипотечная система перейдет в режим стагнации. И если в нее не будут поставляться следующие группы граждан, она просто зачахнет. Ипотечному бизнесу придет конец. А стройсберкассы, где люди накопят какие-то деньги, им как раз и поставят «свежую кровь». Причем, это будет особый контингент заемщиков – с хорошей кредитной историей, которым стройсберкассы дадут гарантию. Кто же откажется от таких заемщиков?

Так что это не соперничающие, а взаимодействующие, взаимодополняющие системы.

– Какова ситуация с принятием законопроекта сегодня?

– Наш законопроект – несколько переработанный, дополненный – лежит в Комитете по финансовым рынкам. В частности, в проект добавлено положение о капремонте домов – имея в виду участие в стройсберкассах коллективных групп граждан, жителей домов. Но ответа от правительства нет, хотя оно обязано дать заключение – речь идет о бюджетных расходах.

Если комитет не получит ответа, то законопроект снова вернется к его авторам. Будем тогда судиться с правительством РФ.

Законопроект идет на рекорд

– Какой срок вы отводите рассмотрению законопроекта в правительстве?

– Год-полтора.

– Ситуация странная. Важный и в социальном, и в экономическом плане законопроект, одобренный и поддержанный почти на всех уровнях, не принимается Госдумой 13–14 лет… Есть ли в практике высшего законодательного органа страны примеры подобного рода?

– Пожалуй, нет. Наш законопроект в этом смысле уникальный. Но буду самокритичен – в свое время я не создал в Думе внушительного лобби. «Закон об ипотеке», который я представлял, тоже проходил трудно. Приходилось преодолевать даже вето президента. Но за моей спиной стояло мощное строительное лобби, которое имело большое влияние, как на партию власти, так и на оппозицию. И закон, в конце концов, был принят.

В случае со стройсберкассами такое лобби собрать не удалось. Но я оптимист. Видимо, следует обратиться к банковскому сообществу. Тот же Сбербанк в ряде городов пробует некоторые локальные стройсберкассовские программы, и если они пойдут успешно, будем привлекать его экспертов в качестве защитников законопроекта. Если не здравый смысл, то экономические реалии, несомненно, заставят принять его. В это я верю.

– Как говорится, дай-то бог. Но заглянем дальше. Как будет работать закон?

– Мы сможем запустить систему почти мгновенно – ведь будет технологическая, материальная, правовая база. Привлечем самые авторитетные финансовые институты: тот же Сбербанк, другие крупные банки, занимающиеся ипотекой, немецкие строительные сберегательные кассы. Все они создадут дочерние предприятия, как это произошло в Германии. Там ее основной банк отчасти и ипотечный, стройсберкасса – его дочка. Причем по своей мощи она перекрывает на порядок другие его отделения.

Если такому примеру последуют и наши авторитетные банки (а можно, кстати, создать и совместные российско-немецкие предприятия, доверия к ним будет еще больше), успех обеспечен.

– Что необходимо человеку, чтобы стать членом стройсберкассы? Какой потребуется взнос?

– Разумный годовой внос – порядка 140-150 тыс. рублей в год, 20 процентов от этой суммы прибавляет государство. Плюс к этому материнский капитал, другие виды госпомощи.

– Каким может быть число участников касс?

– По нашим подсчетам, 30 процентов населения страны, порядка 50 млн граждан.

– Иван Дмитриевич, не считаете ли вы, что это вообще может стать хорошим накопительным механизмом сбора длинных денежных потоков? Ведь то и дело слышим нарекания государства, что не можем их собрать. Так что законопроект — в его же интересах.

– Прежде всего – в интересах населения. По нашим подсчетам, через эти кассы можно будет собрать свыше 100 млрд рублей. Скажу даже так: более мощного механизма сбора больших сумм от населения просто не существует. Эта система окажет стабилизирующее влияние на финансовую систему страны в целом. Часть этих денег можно будет пустить на улучшение жилищных условий граждан.

Сейчас мы строим в год примерно 0,55 кв. метра на человека. Европейский стандарт – 1 кв. метр. Но многие страны его перешагнули. Будем строить больше – снизим и себестоимость строительства, и цену «квадрата».

Счет можно завести на любого члена семьи, в том числе – ребенка. По каждому счету семья будет получать государственную премию. Если предположить, что семья состоит из трех человек, то за два года на каждого из них надо собрать 6000$. Здесь, однако, следует сделать еще одно допущение – с учетом того, что резко возрастут объемы строительства, кв. метр должен стоить не свыше 1000$.

Такие проекты уже есть. Конечно, и 6000$ величина немалая, но с поддержкой государства вполне реальная.

Умножить деньги на время

– Столько появится претендентов на квартиру! По какому же принципу предполагается отбирать первых?

– Это тоже есть в законопроекте. Будет действовать специальный накопительный показатель – внесенные деньги, умноженные на время их хранения. В этом случае меньшие деньги перебьют большие. Иными словами, приоритет будет отдаваться не весу кошелька, а социальному фактору.

Первыми получат квартиры те, кто больше в них нуждается, кто раньше внес деньги. Система очень ясная, прозрачная, обмануть ее трудно.

– Сколько может пройти времени от внесения первого взноса до новоселья?

– По опыту восточноевропейских стран, где уже действует такая система – не больше двух лет.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация