Московская жилищная газета

Путеводитель по Москве

Опубликовано на сайте: 05 июля 2012 г. 12:00
Публикация в газете: №25 (897) от 05 июля 2012 г.

С точки зрения пешехода

С 1 июля резко ужесточили штрафы за неправильную парковку – об этом знают уже все автомобилисты. Но мне вспоминается рассказ Хулио Кортасара про жизнь в автомобильной пробке («Южное шоссе»), который был написан в 1960-е годы. С тех пор в цивилизованных странах многое изменилось, там стало снова возможно гулять по улицам, не протискиваясь сквозь припаркованные авто...

Несмотря на то, что транспортом приходится пользоваться не часто, и моя основная работа состоит в прогулках по московским улицам и рассказам о них – и мне всегда это нравилось – я уже готова вслед за большей частью москвичей шипеть сквозь зубы: «Так жить нельзя!». Как на днях (конец июня) во время путешествия в час пик в переулках возле Тверской. Между двумя плотными рядами застывшими почти у стен металлических чудищ пытался протиснуться третий ряд таких же блестящих на солнце железок. Место для пешеходов не предусматривалось вообще.

Повторюсь: Европа и Штаты переживали этот коллапс еще полвека назад, так что изобретать велосипед не надо. Понятно, нужно развивать дороги. Но, когда весь город мчится на авто по скоростным магистралям, гулять среди грохота и выхлопов вряд ли захочется, да и жизнь вблизи магистрали становится безрадостной. Так, став 3-м кольцом, пропали ни за что славные улочки Башиловка и Беговая, теперь та же участь грозит улице Народного Ополчения.

Другой вариант – утопичный – сделать городской транспорт столь комфортным, чтобы владельцы авто с радостью покинули ради него свои салоны. Даже когда на дорогах было свободно, московский общественный транспорт четко соответствовал определению «сельди в бочке». Застать троллейбус пустым можно было разве что, как Окуджаве, в полночь. А потом еще ввели турникеты, стало сложно не только ехать, но и заходить, соответственно, и время пути увеличилось.

Строится метро, и это, конечно, счастье для лишенных его районов, но все же не панацея. Говорят о трамвае, на этот раз скоростном и бесшумном... Как показывает европейский опыт, дело, видимо, в удачном синтезе и в удобных пересадках. Так, в тематический топ городов Европы вошел Копенгаген, транспортная система которого хороша экологичностью и большой плотностью всевозможных линий – через город проходят многочисленные линии электричек, пригородных поездов и метро. Чтобы дойти до ближайшей станции, придется потратить максимум 10 минут.

В Гамбурге также есть метро, электрички, трамваи и автобусы, в целом представляющие собой сеть городских артерий, по которым с 2-3 минутным интервалом (в часы пик) ходит общественный транспорт. При этом линии метро выходят далеко за город и соединяют пригороды и небольшие поселения. В Вене, несмотря на наличие метрополитена, главенствуют трамваи, которые там на любой вкус.

Гулять во всех этих городах – одно удовольствие. Мне, как заядлому пешеходу, хочется верить, что будет и на нашей улице праздник.

На днях главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что пешеходные зоны должны появиться в каждом районе столицы. Не Копенгаген, конечно. Но хоть что-то...

Мария Кронгауз

Другие статьи на тему: Путеводитель по Москве

  • Последний экипаж
    Наша Карета времени совершает последний круг почета. На протяжении 8 лет – с 2004 года – мы с вами беседовали под мирный скрип ее рессор, забирались во всякие дворы и закоулки, раскапывали разные истории, совершили более 160 прогулок по московским улицам, переулкам и площадям и даже успели заскочить в несколько других городов. Сегодня мы проедемся по старым местам, чтобы орлиным взором окинуть наше совместное прошлое и сложить из него небольшую мозаику.
  • Динамо: ведьмы, цыгане, футболисты, художники
    У каждого времени есть свои незыблемые приметы. Незыблемость эта время от времени дает трещину и рушится, оплакиваемая современниками. На ее месте возникает новое, воспринимаемое следующими поколениями как милая сердцу аксиома. Затем история повторяется – рушится, строится, становится чьим-то фетишем, оплакивается – такой круговорот незыблемостей в природе. Сегодня мы пройдемся по району, находящемуся в процессе таких очередных обновлений – неподалеку от метро «Динамо».
  • Ангелы в проектируемом проезде
    Улицы, носящие имена Окуджавы, Пастернака, Ахматовой, Маршака появятся в Новой Москве, обещает городская комиссия по наименованию территориальных единиц. Всего утверждены названия для 12 улиц на присоединенных территориях столицы и 12 проектируемых проездов.
  • Тверской бульвар: когда растает снег
    В листе ожидания декабря сплошные прощания: конец 2012 года, конец света, щедро обещанный и поэтапно расписанный нам тибетским монахом, окончание наших прогулок, в конце концов. Известно, что за старым должно следовать новое, а стало быть – следующий год, иной, возможно, более гармоничный и не такой взрывной в каждой точке «свет», совсем другие путешествия. Но, по новогодней традиции, прежде чем приветствовать наступление нового, нужно проводить старое. Где ж нам прощаться с ним, как не на Тверском бульваре?
  • Аэропорт на все времена
    «...Нельзя ли для прогулок поближе выбрать закоулок?», – бормочу, переиначивая классика и одновременно отворяя дверь подъезда в ветреный обесцвеченный ноябрем город. И действительно выбираю. Рассказ сегодня пойдет о тех местах и временах моего родного, ныне престижного района Аэропорт, в которых мы еще не бывали.