С точки зрения пешехода
С 1 июля резко ужесточили штрафы за неправильную парковку – об этом знают уже все автомобилисты. Но мне вспоминается рассказ Хулио Кортасара про жизнь в автомобильной пробке («Южное шоссе»), который был написан в 1960-е годы. С тех пор в цивилизованных странах многое изменилось, там стало снова возможно гулять по улицам, не протискиваясь сквозь припаркованные авто…
Несмотря на то, что транспортом приходится пользоваться не часто, и моя основная работа состоит в прогулках по московским улицам и рассказам о них – и мне всегда это нравилось – я уже готова вслед за большей частью москвичей шипеть сквозь зубы: «Так жить нельзя!». Как на днях (конец июня) во время путешествия в час пик в переулках возле Тверской. Между двумя плотными рядами застывшими почти у стен металлических чудищ пытался протиснуться третий ряд таких же блестящих на солнце железок. Место для пешеходов не предусматривалось вообще.
Повторюсь: Европа и Штаты переживали этот коллапс еще полвека назад, так что изобретать велосипед не надо. Понятно, нужно развивать дороги. Но, когда весь город мчится на авто по скоростным магистралям, гулять среди грохота и выхлопов вряд ли захочется, да и жизнь вблизи магистрали становится безрадостной. Так, став 3-м кольцом, пропали ни за что славные улочки Башиловка и Беговая, теперь та же участь грозит улице Народного Ополчения.
Другой вариант – утопичный – сделать городской транспорт столь комфортным, чтобы владельцы авто с радостью покинули ради него свои салоны. Даже когда на дорогах было свободно, московский общественный транспорт четко соответствовал определению «сельди в бочке». Застать троллейбус пустым можно было разве что, как Окуджаве, в полночь. А потом еще ввели турникеты, стало сложно не только ехать, но и заходить, соответственно, и время пути увеличилось.
Строится метро, и это, конечно, счастье для лишенных его районов, но все же не панацея. Говорят о трамвае, на этот раз скоростном и бесшумном… Как показывает европейский опыт, дело, видимо, в удачном синтезе и в удобных пересадках. Так, в тематический топ городов Европы вошел Копенгаген, транспортная система которого хороша экологичностью и большой плотностью всевозможных линий – через город проходят многочисленные линии электричек, пригородных поездов и метро. Чтобы дойти до ближайшей станции, придется потратить максимум 10 минут.
В Гамбурге также есть метро, электрички, трамваи и автобусы, в целом представляющие собой сеть городских артерий, по которым с 2-3 минутным интервалом (в часы пик) ходит общественный транспорт. При этом линии метро выходят далеко за город и соединяют пригороды и небольшие поселения. В Вене, несмотря на наличие метрополитена, главенствуют трамваи, которые там на любой вкус.
Гулять во всех этих городах – одно удовольствие. Мне, как заядлому пешеходу, хочется верить, что будет и на нашей улице праздник.
На днях главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что пешеходные зоны должны появиться в каждом районе столицы. Не Копенгаген, конечно. Но хоть что-то…