Неприятное соседство
Шум в любое время суток, неприятные запахи, горы мусора… Да, вы догадались правильно, речь пойдет о соседях. Но не о пьянчужках и скандалистках, а о солидных с виду заведениях – магазинах, ресторанах, салонах красоты…
Покой нам только снится
Редко кто, узнав о наличии в доме магазина или кафе, станет завидовать жильцам: мол, повезло, за продуктами далеко ходить не надо. Проблемы, уготованные обитателям такого жилья, очевидны и трудно решаемы. Ведь владелец магазина, нашедший удобную точку для торговли, вряд ли будет заботиться о покое живущих по соседству людей, а сотрудники кафе или ресторана – контролировать поведение своих клиентов.
Днем и ночью идет разгрузка товара, в увеселительных заведениях грохочет музыка, жужжат с утра до ночи кондиционеры… Любители горячительного нередко проводят «дегустацию» прямо у магазина. И даже безобидная аптека может стать источником неудобства, если вывеска ее, переливаясь всеми цветами радуги, ярко светит в окна квартиры.
Настоящей катастрофой может обернуться и несанкционированная перепланировка находящихся в доме нежилых помещений. Не задумываясь о последствиях, владельцы магазинов и кафе сносят несущие стены, нарушают работу систем отопления и вентиляции. К перечню напастей от неприятного соседства можно отнести и нередко возрастающие коммунальные платежи – так, воду в нежилых помещениях льют исправно, а вот платят по счетам далеко не всегда.
Виновники «торжества»
Бороться против нежеланных соседей лучше всем миром – с привлечением жителей окрестных домов, управляющей компании, товарищества собственников жилья. А для начала стоит разобраться, чье именно помещение так отравляет жизнь. Возможно, помещение было сдано председателем или правлением ТСЖ в обход мнения жильцов.
Если действительно подсуетился кто-нибудь из «своих», стоит созвать общее собрание собственников, выбрать ревизионную комиссию и разбираться, каким образом общее имущество жильцов было сдано в аренду без их согласия. Пожаловаться на беспредел «верхушки» ТСЖ можно в прокуратуру, в особо серьезных случаях отстаивать свои права придется в судебном порядке.
Возможно, у нежилого помещения есть собственник, купивший квартиру и переоборудовавший ее в магазин или кафе. Перевести жилое помещение в нежилой фонд можно только при условии соблюдения ряда требований. В частности, превратиться в нежилое помещение может только квартира, расположенная на первом этаже дома. Возможен перевод в нежилой фонд и квартиры, расположенной выше первого этажа, но только в том случае, если непосредственно под квартирой находятся нежилые помещения.
Такое помещение должно быть оборудовано отдельным входом, и располагаться оно должно так, чтобы не нарушать доступ в квартиры. Разумеется, собственник нежилого помещения должен соблюсти все установленные требования по перепланировке и переустройству, санитарно-гигиенические, противопожарные, экологические и иные нормы. Наконец, осуществлять свою деятельность магазины, салоны и рестораны должны с учетом действующего законодательства.
Будем жаловаться!
Нарушение общественного порядка и тишины, распитие спиртных напитков в общественных местах должно стать поводом для обращения в полицию. Для начала стоит обратиться к участковому, в случае его бездействия – к начальнику территориального отдела полиции или в прокуратуру.
Требования к размещению нежилых помещений можно найти в Жилищном кодексе и документе «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003». В столице действуют Московские городские строительные нормы (МГСН) 3.01-01 «Жилые здания» (утверждены постановлением правительства Москвы от 2 октября 2001 г. № 894-ПП). Изучить эти документы – лично или с помощью юриста – будет нелишним.
Так, указанные нормы запрещают размещение встроенными и встроенно-пристроенными в жилые здания определенных магазинов и предприятий, в том числе магазинов с режимом функционирования после 23 часов, предприятий питания и досуга с числом мест более 50 и режимом функционирования после 23 часов и с музыкальным сопровождением, а также бань и саун, дискотек и театров, химчисток и прачечных. Нарушение указанных правил должно стать поводом для жалоб.
Обратиться со своей проблемой жильцам стоит в управу района, префектуру административного округа, Мосжилинспекцию. На шум, вибрации и антисанитарию лучше жаловаться в территориальный отдел управления Роспотребнадзора. Если нежилое помещение арендовано у города, обратиться нужно в окружное управление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости.
Все обращения должны составляться письменно, а исковые заявления подкрепляться выводами экспертиз. Настаивайте на том, что нарушаются права и законные интересы жильцов, требуйте закрытия источника беспокойства или проведения мероприятий, устраняющих негативные последствия его деятельности.