23:30:44
11 апреля 2021 г.

Впереди – жилищный поворот

Жилищные программыК главным жилищникам в округах люди обычно обращаются с самыми сложными вопросами, которые не могли разрешить другие специалисты. На таких встречах бывают и неожиданные повороты в решении проблемы. Но в любом случае все делается в соответствии с правовыми нормами. В этом убедился наш корреспондент, наблюдавший за приемом у начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Юго-Восточном округе Максима Макарова.

Чтобы узаконить по факту

Посетительница немного нервничала. Она сбивчиво рассказывала Макарову о своей неординарной ситуации. Вместе с сыном состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1988 года. Как плановым очередникам, им не раз предлагали различные варианты нового жилья. Но так ничего и не выбрали.

– Мне трудно куда-либо переезжать, я хотела бы остаться в своем районе, – заявила женщина.

А как можно это сделать, сама же и подсказала. Оказалось, очередница фактически проживает не по месту регистрации. Дополнительно к комнате в коммунальной квартире, предоставленной по договору социального найма, управа района выделила в 2000 году ее семье в поднаем еще одну комнату в соседнем жилом помещении. В этом же помещении получила чуть позже комнату соседка по коммуналке. И так получилось, что их семьи должны были жить вместе в двух коммунальных квартирах. По обоюдному согласию они решили, что это не очень удобно.

– Чтобы не бегать из квартиры в квартиру, мы просто обменялись комнатами, – призналась посетительница. – Теперь у каждой семьи, можно сказать, свое отдельное жилье.

Но дополнительно предоставленное жилое помещение нельзя включить в договор социального найма. Вот и предложила женщина узаконить их обмен. Нынешняя квартира ее полностью устраивает, и в случае получения прав на эту площадь готова сняться с жилищного учета.

– А ваша соседка не будет возражать? – спросил Максим Валентинович.

– Она согласна на такой вариант.

– Но для этого необходимо ее заявление. Лишь тогда сможем детально рассмотреть ваше предложение. Если все окажется так, как вы говорите, в принципе возможно заключение договора соцнайма. Но мы должны в первую очередь выяснить техническое состояние квартиры, которую предоставила управа, насколько она отвечает всем требованиям для постоянного проживания.

– Хорошо, мы принесем наши заявления.

Очередница вышла из кабинета в явно приподнятом настроении.

Согласие всех обязательно

В не менее сложной ситуации оказалась и следующая посетительница. Она со своими детьми зарегистрирована в квартире мужа. Семья решила приватизировать жилье, но не может это сделать, поскольку не заключен договор социального найма. Чтобы его оформить, требуется оригинал первого ордера на квартиру, который выдавался при заселении дома. Но оказалось, документ утерян.

– У нас есть все последующие ордера, когда осуществлялись въезды и выезды из квартиры, – говорила москвичка. – А вот этот не сохранился. Нет его ни в архиве инженерной службы района, ни в центральном архиве. Об этом нам сообщили по запросу жилищного управления. Теперь вся надежда на городскую комиссию по приватизации, которая должна рассмотреть наши обстоятельства.

Женщина беспокоилась, а когда придет ответ из комиссии? По ее словам, уж больно долго она его ждет. И будет ли вопрос решен положительно?

– 1 марта 2013 года заканчивается приватизация, – напомнила она с тревогой в голосе. – Успею ли все сделать к этому сроку? А вдруг мне откажут в приватизации, и я вынуждена буду обратиться в суд…

Максим Макаров постарался ее успокоить. Он сказал, что в течение месяца комиссия должна принять решение. Судя по практике рассмотрения подобных спорных дел, все должно получиться. А времени до окончания приватизации еще достаточно. И как только придут документы, семью об этом сразу поставят в известность.

Но утерянный ордер оказался не единственным препятствием на пути будущих собственников. Жительница ЮВАО призналась, что муж сейчас засомневался, а стоит ли приватизировать жилье? У супругов в корне испортились отношения, брак дал трещину, жена с детьми даже переехала жить к своей матери. Мужу стало невыгодно оформлять квартиру в собственность, доли в которой будут принадлежать всем членам семьи.

– А без его согласия можно будет приватизировать наше жилье? – спросила посетительница.

– На приватизацию должно быть согласие всех членов семьи, – ответил Максим Валентинович. – Отказ жилищных органов еще можно оспорить через суд, а вот заставить людей дать свое согласие на приватизацию невозможно. И все же обязательно приходите к нам, чтобы заключить договор социального найма на квартиру. Он сегодня, в отличие от ордера, является одним из главных правоустанавливающих документов на жилое помещение.

Когда нет полномочий

Некоторые горожане думают, что если они придут на прием к начальнику и что-то потребуют от него или просто поплачутся, то смогут повлиять на решение своих квартирных вопросов. Однако все обращения рассматриваются в строгом соответствии с законом, который никто не может обойти.

Вот и этой посетительнице не удалось убедить руководителя жилуправления в том, что ее неправильно сняли с очереди. Женщина была принята на жилищный учет, когда в составе семьи находилось три человека: она, сын и дочь. И занимали они комнату в коммунальной квартире. Но потом семье была предоставлена еще одна освободившаяся в их жилом помещении комната, а дочь вышла замуж и выписалась к супругу. Мать с сыном остались в двух комнатах общей площадью 57,9 кв. м. Разгневанная женщина требовала разъяснений, по какому праву их лишили статуса очередников.

Макаров объяснял, что на каждого члена этой семьи сейчас приходится больше площади, чем полагается по норме предоставления – 18 кв. м на человека. Но посетительница ссылалась на законы, якобы подтверждающие ее правоту.

– Если вы считаете, что семью ущемили в правах на жилье, то можете обратиться в суд, – заключил разговор Максим Валентинович. – У меня нет полномочий, нарушая закон, восстановить вас на жилищном учете.

Визит без записи

Пришлось отказать в просьбе и второй женщине. Та обратилась по поводу получения сертификата на субсидию для приобретения жилья. Очереднице с 1998 года, матери четырех детей, полагается 100-процентная субсидия. Но чтобы определить окончательный ее размер, необходимо выяснить, имеется ли у членов семьи на правах собственности или в найме другая площадь, помимо той, в которой они зарегистрированы. Этим вопросом как раз и занималось жилищное управление, оформив запросы в соответствующие организации города и области.

– Я уже подобрала квартиру, мне крайне необходимо получить хотя бы копию сертификата, чтобы подтвердить право на субсидию и забронировать будущее приобретение, – просила многодетная мать.

Она, между прочим, зашла на прием без записи. И на первых порах, не имея под рукой учетного дела, Макарову трудно было разобраться, в чем же суть ее проблемы. По этому поводу жилищник сделал замечание:

– Когда очередники приходят по записи, мы заранее готовимся к приему, изучаем их жилищные условия, чтобы не тратить зря время. В вашем случае не могу ничем помочь. Без запрошенных данных не имеем права выдавать сертификат. Потерпите немного, вас пригласят.

Заметки на полях

Ответы на запросы, подтверждающие отсутствие собственности у членов этой семьи, пришли через два дня после приема. Многодетная семья уже получила свидетельство о предоставлении субсидии.

В пяти минутах от новоселья

А эти посетители и вовсе не ожидали, что на приеме у них появится возможность значительно улучшить свои жилищные условия. Мать с дочерью показали смотровой на трехкомнатную квартиру. Это жилье по договору социального найма им предложили как очередникам 1990 года поставки на учет. Всего в составе семьи четыре человека.

– Но мы хотели бы получить новое жилье в дополнение к нашей «однушке». У нас один член семьи серьезно болен, и ему очень сложно переезжать в другой район. Могут ли нам вместо трехкомнатной квартиры предоставить двухкомнатную и оставить прежнюю? – спросили женщины.

Максим Макаров, открыв учетное дело, заметил:

– На четверых можем выделить жилое помещение максимум площадью 81 кв. м. Ваша однокомнатная квартира – это уже 30,5 м, остается только 50. Такая «двушка» может поступить из фонда за выбытием граждан в старых домах. Но такого жилья у нас пока нет, вам придется подождать.

– А если за дополнительную площадь мы заплатим, можем рассчитывать на новостройку?

– Нет, вы должны полностью выкупить квартиру, а не оплачивать «дополнительные» метры.

– Но у нас нет таких денег.

– А вы знаете, по какой цене это жилье? Не торопитесь отвечать… Сейчас базовая льготная стоимость одного квадратного метра на Люберецких полях – 19 тыс. рублей. А очередникам 1990 года полагается еще и понижающий коэффициент 0,31. То есть двухкомнатная квартира в 60 кв. м обойдется вам в 350 тыс. с рассрочкой платежа на 10 лет. Этот вариант вас может устроить?

Мать с дочерью не ожидали такого поворота в их жилищной ситуации.

– Дайте нам пять минут, мы выйдем и все решим, а потом опять к вам зайдем…

– Пожалуйста, но учтите, что вы имеете право приобрести на льготных условиях даже трехкомнатную квартиру.

От услышанного предложения посетители и вовсе растерялись. Правда, решали недолго. Через некоторое время, вернувшись в кабинет, они уже интересовались, а могут ли им в дополнение к своей квартире предоставить по договору купли-продажи… две двухкомнатные? Макаров объяснил, что на семью полагается только одно жилое помещение.

– Тогда берем трехкомнатную!

Очередники тут же написали заявление, на котором начальник окружного управления поставил свою подпись.

Алексей Журавлев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация