Электронная база жилищных услуг
Наш цикл публикаций об основных управлениях Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы завершается. Благодарим руководителей этих подразделений за содействие в подготовке спецвыпусков. Сегодня рассказываем об Управлении информационных технологий, которое представляет его начальник Андрей Дятленко.
У истоков
– Андрей Валентинович, когда и зачем стали внедряться информационные технологии в жилищную сферу?
– Информатизация была в департаменте жилья с момента его создания и развивается вместе с ним. Наши главные задачи – информационное обеспечение и автоматизация функций, возложенных на департамент, автоматизация бизнес-процессов, сокращение рутинного непроизводительного труда. У истоков информатизации стоял Юрий Пугач, возглавлявший этот участок работы более 30 лет.
– Много ли удалось запустить автоматизированных систем?
– На эксплуатации в департаменте находятся 14 зарегистрированных в реестре города Москвы информационных систем. Центральной является система «Курс 3». Еще в прошлом веке по решению Мосгорисполкома был разработан ее прообраз, обработка данных велась на больших машинах серии ЕС ЭВМ. Потом система была переделана под современные технические средства с применением персональных компьютеров. Дважды модифицировалась. Сейчас мы используем третью версию.
Базовыми информационными системами, помимо ЕИС «Жилище» (это официальное название «Курс 3»), являются «Реестр участников жилищных программ», «Реестр собственности города Москвы в жилищной сфере» и «Реестр договоров». Все эти системы обеспечивают процесс учета и распределения жилой площади. Департаменту поручено ведение сведений о недвижимости, принадлежащей городу Москве. Полная актуальная информация в этой сфере постоянно востребована городскими организациями и жителями города, приходящими к нам за оказанием государственных услуг.
Кроме того, используется система электронного документооборота «Золушка», которая учитывает входящую и исходящую корреспонденции, обеспечивает исполнение документов в электронном виде.
Информатизация в нашем департаменте имеет специфику. Меняется законодательство, а происходит это довольно часто, и мы должны оперативно вносить соответствующие изменения в программные комплексы.
Интеграция всех систем
– Департамент информационных технологий города Москвы взял курс на интеграцию информационных систем. Вы участвуете в решении этой задачи?
– Да, применительно к нашему департаменту это означает, что мы должны постепенно интегрировать в единый программно-технический комплекс свои 14 информационных систем и обеспечить сотрудникам простой удобный интерфейс для работы. Уже провели обследование бизнес-процессов, чтобы определить, какие еще существуют информационные разрывы. Движение документов должно осуществляться без разрывов, в единой информационной среде.
Планируется автоматизировать те функции департамента, которые до настоящего времени не были автоматизированы, и часть действующих информационных систем объединить в единый комплекс. Всю эту работу намечено провести в 2012–2013 годах. В результате каждый чиновник будет иметь тот вид рабочего места, который необходим по роду службы. А соседнее рабочее место ему будет недоступно. Это позволит исключить возможность злоупотребления служебным положением и так называемый человеческий фактор.
В ходе интеграции информационных систем мы должны осуществлять внутреннюю электронную взаимосвязь между ними, обеспечивать единое хранилище данных и подлинность документов путем подписания их электронной цифровой подписью. Сейчас активно ведутся работы по сканированию бумажных архивов и переводу их в электронный вид.
Работаем над повышением производительности каналов. Департамент имеет территориально распределенную структуру, у нас 10 окружных управлений, большое количество районных отделов, где осуществляется прием населения. Все эти подразделения работают с центральными базами данных, находящимися в самом департаменте. Поэтому канал связи между удаленными подразделениями и центральным аппаратом должен быть качественным, надежным и высокопроизводительным.
Проверка подлинности документов является одной из основных функций департамента, этим наше управление тоже занимается.
Надежность плюс энтузиазм
– Какова структура вашего управления?
– Управление информационных технологий состоит из двух отделов и сектора. Отдел сопровождения занимается промышленной эксплуатацией и сопровождением имеющихся информационных систем.
Отдел развития осуществляет постановку задач для разработки или модернизации информационных систем, разрабатывает технические задания и обосновывающие материалы. Кроме того, отдел работает на перспективу, выявляет те самые информационные разрывы, те функции, которые на сегодня не автоматизированы, вносит изменения в алгоритмы обработки информации в связи с изменением нормативной базы и законодательства. Внедряет перспективные технологии в существующие бизнес-процессы. Собственно, этот отдел решает основную задачу нашего управления – автоматизацию функций и услуг, оказываемых департаментом, сокращение доли неавтоматизированных, ручных операций.
Наконец, сектор системного администрирования. Сисадмин – это центральная фигура в любой организации. Он осуществляет настройку базового и прикладного программного обеспечения, резервирование и копирование информации, настройку экранов безопасности, каналов и коммуникационного оборудования, обеспечивает настройку рабочих станций пользователей (создает единую стандартную конфигурацию этих средств). Вычислительная сеть департамента имеет сложную структуру, соответственно требуются администраторы высокой квалификации для обеспечения ее надежной и бесперебойной работы.
– А что можно сказать о кадровом составе?
– Все наши сотрудники с высшим образованием, разносторонней подготовкой, постоянно проходят курсы повышения квалификации. Это для нас совершенно необходимая вещь. Надо постоянно следить за новинками, чтобы не отстать.
Люди высококвалифицированные, грамотные в области IT-технологий и программирования. К тому же, глубоко понимающие внутренние производственные процессы департамента, специфику работы в жилищной сфере. Энтузиасты своего дела.
Переходим на цифру
– Сейчас большое внимание уделяется информатизации госуслуг. Как вы работаете в этом направлении?
– Наша задача в рамках административной реформы – обеспечить гражданам простой и доступный способ получения государственных услуг. Это общероссийская и общегородская тенденция. Мы должны обеспечить сокращение числа документов и заверенных копий, которые жители сейчас приносят для оказания госуслуги. В перспективе все сведения из федеральных служб – налоговой и миграционной, Пенсионного фонда России, управлений Росреестра, Департамента социальной защиты населения, ЗАГСа будут запрашиваться в электронном виде с использованием системы межведомственного взаимодействия. Человека освободят от хождения по инстанциям – это революционный момент.
В столице ведутся работы по созданию базового регистра, который будет осуществлять функцию vдиспетчирования и транзита таких запросов. В настоящее время Департамент жилищной политики и жилищного фонда оказывает 24 государственные услуги. И постепенно они переводятся в электронный вид.
– В чем заключается этот перевод?
– Гражданин должен иметь возможность прямо из дома заказать услугу на портале государ-ственных услуг города Москвы. С портала заявка автоматически попадает в наш департамент, здесь она также автоматизировано обрабатывается, направляются запросы в различные ведомства и организации, собирается необходимый пакет документов. Заявителю присваивается соответствующий идентификационный номер, и он может видеть в своем «личном кабинете» на портале состояние работы по оказанию ему запрошенной услуги. При необходимости можно будет одновременно заказать и несколько госуслуг.