Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 03 апреля 2012 г. 13:00
Публикация в газете: №12 (884) от 29 марта 2012 г.

Промежуточная отрасль

Промежуточная отрасль

Похоже, за семь лет, прошедших со дня введения нового Жилищного кодекса, российское ЖКХ из черной дыры, где бесследно исчезают бюджетные миллиарды, превратилось в денежный насос, перекачивающий деньги граждан в «мошну» естественных монополий.

В третье воскресенье марта у нас принято работников ЖКХ поздравлять и благодарить, все остальное время года – ругать, на чем свет стоит. Если средства массовой информации и освещают работу отрасли, то это, в основном, «жареные» факты или, в лучшем случае, новостная «жесть», очередное повышение тарифов. Объективной информации о реальном положении дел в ЖКХ до обидного мало.

Особенно это касается экономической стороны деятельности. Несмотря на принятые постановления правительства РФ о раскрытии информации, экономика ЖКХ для большинства россиян по-прежнему остается тайной за семью печатями. На поверхности айсберга видно лишь одно – монотонная кривая роста платежей, практически всегда опережающих инфляцию (по крайней мере, ее официальную составляющую).

Даже на самые основные вопросы, от которых зависит направление вектора развития: в сторону рынка или госрегулирования – нет ответов. Что главное для потребителя? Недоплачивает он или переплачивает за услуги ЖКХ (имеется в виду: до экономически обоснованного уровня цен) – именно этим, в первую очередь, определяется его рыночное поведение. Для поставщика услуг важно другое: его продукция – это прибыльный бизнес или социальный крест? Согласитесь, задача государственных органов, осуществляющих регулирование отрасли, как раз и состоит во взаимоувязке различных версий ответов на эти вопросы. Если эти ответы есть. А если нет?

К примеру, зададимся вопросом – окупаемо ли сейчас наше ЖКХ? Перевод отрасли на самофинансирование в свое время был заявлен как едва ли не главная задача реформы. И послушаем, что говорится об этом с высоких трибун. В святая святых – бухгалтерию каждого отдельного предприятия – проникнуть нам будет трудновато, но итоги работы отрасли в целом не могут быть тайной для общественности. По определению.

Где он, этот триллион?

Вот, например, что заявил 4 октября 2011 г. в Нарьян-Маре на президиуме Госсовета, посвященном проблемам ЖКХ, президент Дмитрий Медведев: «Средства, которые выделяются на развитие отрасли, тратятся далеко не всегда эффективно. Надо признаться откровенно, что в ряде случаев эти средства просто разворовываются. Во многом из-за этого не хватает денег не только на модернизацию, о чем отдельно нужно говорить, но и на нормальную эксплуатацию инфраструктуры ЖКХ. Я напомню, что только в прошлом году на нужды ЖКХ из всех источников финансирования было направлено более триллиона рублей, это огромные деньги».

Ему вторит председатель Счетной палаты РФ. Вот выдержка из интервью Сергея Степашина «Российской газете» («РГ» от 11.01.12):

«Ежегодно из федерального и региональных бюджетов в ЖКХ закачиваются огромные средства, например, в наступившем году предусмотрено более триллиона рублей. Но эти деньги не дают должного эффекта...»

Какая картина возникает в мозгу читателя? Федеральное правительство щедрой рукой сеятеля бросает и бросает в треклятую «черную дыру» бюджетные средства, а засевшие там «паразиты» эти деньги, скажем так, «осваивают». С большой пользой для себя и крохотной для дела модернизации сферы ЖКХ и улучшения качества услуг. Правда, тут сам собой возникает вопрос: а где же «посадки»? Почему эти обвинения не сопровождаются иллюстрациями в виде обвинительных приговоров? Ну, допустим, враг хитер и коварен, но эту цифру: 1 трлн руб. из бюджета ежегодно – стоит запомнить. Как и тот факт, что эффекта от этого – никакого.

Теперь послушаем другое мнение. 22 декабря прошлого года замминистра регионального развития Анатолий Попов провел в РИА РБК пресс-конференцию. Вот некоторые выдержки:

«На сегодняшний день федеральный бюджет денег на ЖКХ практически не тратит. Это надо знать, ЖКХ не является такой уж большой затратной статьей федерального бюджета. У нас есть только программа «Чистая вода», это всего-навсего 3 млрд руб. на всю страну на модернизацию систем, и по модернизации по отдельным объектам еще 3 млрд. Вот и все средства на ЖКХ в федеральном бюджете. Есть Фонд содействия реформированию ЖКХ, но я хочу подчеркнуть, что фонд не занимается инфраструктурой. Фонд занимается переселением из ветхого, аварийного жилья и капитальным ремонтом жилого фонда. ...У нас нет никаких ведомственных средств, которые находятся в обороте ЖКХ. В обороте ЖКХ находятся, естественно, платежи граждан. У нас есть бюджетные организации. Например, детский сад расплачивается за свет, за воду бюджетными средствами. Эти средства ведомственными тоже назвать сложно. У нас есть платежи граждан, есть платежи организаций, есть платежи бюджетных организаций, то есть платежи по всем сферам деятельности. Если определить долю граждан, то она где-то 50 с небольшим процентов, остальное – это платежи предприятий, организаций, ведомств и так далее. Все это в совокупности и создает общий платежный баланс в сфере ЖКХ...»

Согласитесь, перед нами совсем другая картина, образ «черной дыры» если и не исчезает совсем, то явно отходит на второй план. Если прямые дотации из бюджета так малы, то с самоокупаемостью все в порядке? И едва ли профильный замминистра осведомлен о положении дел хуже, чем президент страны. По-видимому, и Дмитрий Медведев, и Сергей Степашин, говоря о финансировании ЖКХ, имели в виду тот самый триллион, который складывается из «вала» текущих платежей бюджетных предприятий и организаций. Если верить А. Попову, еще столько же в «копилку» ЖКХ приносят граждане. Добавим сюда же «взносы» коммерческих структур (они ведь тоже пользуются услугами ЖКХ и платят за них сполна!), затраты региональных и муниципальных бюджетов на текущие нужды и содержание местной инфраструктуры: котельных, сетей, полигонов и т.д., благоустройство дворов, ремонт дорог и прочее. Присовокупим субсидии Фонда содействия реформированию ЖКХ – в итоге у нас и получится 3 трлн руб., которые обычно фигурирует в докладах официальных лиц в качестве суммы валового годового оборота отрасли. Но вот какова дальнейшая судьба этих денег?

Не коммуналка – крайняя

На вопрос о том, почему существующий уровень тарифов зачастую не позволяет компенсировать расходы предприятий жилищно-коммунального комплекса, замминистра Анатолий Попов ответил:

– Обусловлено это целым рядом причин, и прежде всего – постоянным ростом цен на энергоносители, на электроэнергию. Я вам приведу такую цифру – сами по себе на 70% жилищно-коммунальные предприятия являются неким промежуточным звеном, то есть сами они не формируют стоимость этих тарифов, которые складываются из цен на энергоносители, цен на электроэнергию, налогов и т.д. До 70% тарифов не касается непосредственно сферы ЖКХ. Поэтому инвестиционная составляющая, к сожалению, у нас снижается. Если в 1991 г. инвестиционная составляющая в расходах была 29%, то по 2010 г. – это только 11%, то есть сокращение почти в 2,7 раза. Это говорит о том, что нет возможности менять сети, нет возможности их реконструировать. Недомодернизация ЖКХ колоссальная... Те перекосы в ценообразовании, о которых мы говорили и говорим, не дают возможности сегодня полноценно модернизировать сферу... Понятно, что есть огромное количество проблем внутри ЖКХ, есть неэффективное использование средств, есть случаи непосредственно злоупотребления, воровства, если называть вещи своими именами. Все это так, но и общеэкономическая, макроэкономическая ситуация пока не позволяет проводить модернизацию на должном уровне...

Фактически Анатолий Попов констатировал тот факт, что ЖКХ служит своего рода «промежуточным звеном», которое 70% поступающего денежного потока вынуждено отдавать на сторону, так что оставшихся денег на инвестиции в новые трубопроводы, котельные, насосные станции по-прежнему катастрофически не хватает. Замминистра деликатно назвал это «перекосами в ценообразовании», но недавно избранный президент России позволил себе высказаться о предмете куда более определенно и откровенно.

Как умерить аппетит

«Путин возмущен доходами руководителей энергетических компаний», «Путин поставил крест на воровстве в сфере энергетики», «Владимир Путин о топ-менеджерах энергетики: «Совсем оборзели!», «Коррупция в электроэнергетическом секторе России достигла беспрецедентных масштабов!» – такими заголовками запестрели новостные ленты после декабрьского визита премьера в Хакассию и на Саяно-Шушенскую ГЭС.

Тогда Владимир Путин сделал акцент на коррупционную составляющую, но попутно всплыли и некоторые «национальные особенности» электроэнергетической коммерции: «Стон стоит по всей Руси! – поделился премьер впечатлениями от поездок. – За 2008–2010 годы рост прибыли в электроэнергетике 279% у сбытовых компаний. А рост дивидендов на 312%. Суть их деятельности: сбор оплаты. Деньги собирают с потребителей, в офшоры уводят и отчикрыживают частично».

К этому остается добавить, что в структуре стоимости коммунальных услуг в большинстве случаев доля затрат на энергоносители более значима, чем доля затрат на электроэнергию. Так что все сказанное о «перекосах в ценообразовании» (коррупцию трогать не будем) наверняка касается поставщиков газа, нефти, мазута в еще большей степени, чем электроэнергетиков.

Образ ЖКХ – «черной дыры», где таинственно исчезают бюджетные миллиарды, пора поменять на другой – «денежного насоса», вполне легально перекачивающего деньги из кошельков россиян и бюджетов всех уровней в «мошну» естественных монополий. А «недомодернизация» как была, так и остается, и положение с износом основных фондов в ЖКХ с течением времени только ухудшается. Вступление России в ВТО еще более обострит ситуацию, поскольку цены на энергоносители в России, без сомнения, подтянутся к европейскому уровню и «перекосы» станут еще более значимыми.

Юрий Полонский

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.