Аберрация зрения
В результате уверенной победы на президентских выборах пост главы государства 7 мая займет Владимир Путин. После этого успеха интерес к предвыборным заявлениям тогда еще претендента на должность только увеличивается. Так что же ждать россиянам в жилищной сфере к концу текущего десятилетия?
Жить станет лучше, жить станет веселее
В концентрированной форме содержание своей предвыборной программы Владимир Путин изложил за несколько дней до голосования на встрече с представителями ОНФ, журналистами и политологами. Процитируем полностью ту часть выступления, которая касается решения жилищной проблемы (прошу прощения за пространную цитату, но она необходима для дальнейшего обсуждения):
«Мы должны создать возможности для российской семьи с самым разным уровнем достатка вселяться в новый дом или квартиру, обустроить свой семейный очаг, и для этого будем использовать все инструменты: доступную ипотеку, ставки по которой, конечно, должны быть снижены серьезным образом, специальные жилищные кредиты для бюджетников, строительство арендного жилья. В целом будем снижать стоимость строительства.
Вообще должен вам сказать, и я в этом глубоко убежден: у нас есть исторический шанс, именно исторический – впервые за многие-многие десятилетия еще со времен Российской империи и потом советского периода реально создать условия для решения жилищной проблемы в России. Я не хочу забегать вперед и не хочу делать заявлений или, тем более, не хочу, чтобы это выглядело, как предвыборный лозунг, я просто исхожу из реалий, смотрю из того, как развивается наша экономика, как развивается промышленность и промышленность в данном случае, допустим, строительных материалов, как развивается строительный сектор. Исхожу из того, как растут реальные доходы населения, как у нас развивается банковский сектор. Вот все это вместе дает мне основание полагать, что у нас реально есть исторический шанс впервые, может быть, за сто лет кардинально поменять ситуацию в жилищной сфере, решить эту острую проблему. Это не значит, что любой и каждый будет иметь большую отдельную квартиру, но острота точно может быть снята, именно исходя из целой совокупности факторов, о которых я сейчас сказал».
В этой фразе обращает на себя внимание обычно не характерная для В. Путина весьма расплывчатая формулировка поставленной цели. С одной стороны обозначено стремление принципиально решить острую жилищную проблему, и тут же следует оговорка, что отдельную просторную квартиру будет иметь не каждый. Определенно прозвучал тезис о снятии остроты проблемы, но остроту каждый может понимать по-своему. В конце концов, при Хрущеве уже заявляли о снятии остроты жилищной проблемы как о свершившемся факте в том смысле, что с подвалами и бараками было покончено – людей переселили пусть в малогабаритные, но все же благоустроенные квартиры.
К сожалению, в данной части выступления не прозвучало ни одной цифры, хотя в прочих разделах они были рассыпаны довольно щедро. Тем не менее, хотя бы косвенное указание на количественные параметры все же сделано. Сегодня практически общепризнано, что лишь порядка 30% населения имеют возможность решительно поправить свои жилищные условия. Одни в состоянии приобрести жилье на свободном рынке, другие – малоимущие – воспользоваться социальными программами. Остальные 70% граждан оказались как бы между небом и землей, и полностью выпали из процесса. Таким образом, прозвучавшее в выступлении обязательство создать возможности для российских семей с самым разным уровнем достатка вселяться в новый дом или квартиру означает обеспечение доступности жилья практически для всего населения страны, включая только что упомянутые 70%. Вот вам и цифра, относительно которой можно рассуждать более конкретно.
Что же увидел В. Путин?
Сразу по окончании выборов Владимир Путин произнес фразу, которую процитировали практически все СМИ: «Все, о чем я говорил, все, о чем говорили мои коллеги, это все исполнимо и будет сделано». В своем убеждении, как видим по первой цитате, он исходит из реалий жизни, из наблюдений за развитием нашей экономики, в частности строительной отрасли, с одной стороны и за повышением уровня жизни, ростом реальных доходов населения с другой.
И в самом деле, строительная сфера постоянно находится под пристальным вниманием правительства. В стране реализуется комлексная целевая программа «Жилище». На развитие отрасли, на решение инфраструктурных задач, на противодействие кризисным явлениям, на специальные программы для малоимущих направляются сотни миллиардов рублей. Принимается масса законов, регулирующих жилищные отношения, землепользование, кредитование и тому подобное. Редкая неделя обходится без анонса какого-то нового проекта. И нельзя сказать, чтобы эти меры не приносили определенного результата. За десятилетие с 2001 по 2010 годы объем жилищного строительства в стране вырос с 31,7 млн кв. м в год до 58, 4 млн кв. м. В минувшем, не самом благоприятном году, прибавили еще 6,7% и ввели уже 62,3 млн кв. м.
Все бы хорошо, но мало. Федеральная программа «Жилище» на 2002–2010 годы преду-сматривала достижение уровня строительства 80 млн кв. м, а по факту вышли уже упомянутые 58,4 млн кв. м. «Недостачу» списали на кризис. Но кто же отправляется в длительное плавание в расчете исключительно на благоприятную погоду, без бурь и штормов?
Следующая программа «Жилище 2011–2015» предусматривала возведение в прошлом году 64 млн кв. м, но, как видим, строители опять не дотянули нескольких процентов в первый же год реализации. И здесь уже на сложные экономические условия ссылаться вряд ли возможно, поскольку программа формировалась в условиях кризиса.
Недавно, говоря о решении социальных вопросов для военнослужащих, В. Путин сам обратил внимание, что все проблемы, связанные с постоянным жильем, планировалось закончить в 2010 году, однако по разным причинам завершение «пришлось немножко сдвинуть вправо» на конец текущего или середину следующего года. Оказывается, правительство подвели недостоверные заниженные цифры Министерства обороны о числе нуждающихся. Но ведь кто-то и почему-то эту «дезу» правительству поставил! И где гарантия, что правительство не подведут (или уже не подвели) еще по какому-то поводу?
Для полноты картины напомним, что в марте прошлого года на межрегиональной конференции «Единой России» в Брянске В. Путин поставил перед министрами и чиновниками задачу полностью решить проблему обманутых дольщиков до конца этого года. Но месяц назад возглавляющий в Госдуме рабочую группу партии «Единая Россия» депутат Александр Хинштейн однозначно заявил, что поручение премьера в полном объеме выполнено не будет, и следует подождать еще год (подробно см. «КР» № 8 от 01.03.2012). Однако со своей стороны заметим, что и 2013-й год вряд ли будет последним в решении проблемы дольщиков по причине масштабов самой проблемы.
Это все к вопросу об исполнимости планов и программ в специфических российских условиях.
Теперь о росте благосостояния российских граждан. Как бы мы ни бурчали в курилках о повседневных трудностях, в целом уровень жизни россиян вне всякого сомнения растет. Реально увеличились пенсии, зарплаты учителей и врачей, денежное довольствие военнослужащих и полицейских. Увеличились в разы! На очереди субсидии многодетным, стипендии студентам, зарплаты профессорам и преподавателям ВУЗов. Мало сомнений в том, что и это будет осуществлено. Особенно рост выглядит впечатляющим на фоне замораживания доходов населения по всему миру. Репортажи из Греции в этом отношении весьма показательны.
Если к этому добавить, что цены на жилье стабильны (если и растут, то не выше инфляции), если учесть, что ставки по ипотеке до последнего времени уверенно снижались, а сама ипотека продвигалась просто семимильными шагами и вышла на докризисный уровень, то ситуация на первый взгляд смотрится весьма благоприятной.
Но это только на первый взгляд. Всего этого недостаточно, когда речь заходит о доступности жилья. Слишком велик исходный разрыв между стоимостью квартиры и доходами обычных людей. Увеличенные зарплаты все равно мало соответствуют ценам на жилье. К тому же бизнес следит за уровнем жизни граждан не хуже государства, и как только почувствует улучшение – тут же отреагирует повышением цен, к этой теме мы еще вернемся.
Также надо обратить внимание, что последнее время тактика государственной помощи в решении жилищной проблемы сместилась к поддержке отдельных ограниченных групп граждан, а речь-то надо вести о возможности въехать в новую квартиру для каждой семьи!
С ипотекой тоже не все «здорово живешь». Ставки по кредиту последнее время имеют тенденцию пусть к незначительному, но росту. Увеличение количества выданных кредитов не подкрепляется соответствующим повышением объема ввода жилья. Это свидетельствует о том, что платежеспособный спрос не растет, он просто перетекает из разряда прямых покупок в разряд ипотечных сделок, и только. Многие эксперты в такой ситуации предрекают скорое исчерпание спроса и вместе с ним ипотечного кредитования. Расходятся лишь в сроках: одни называют следующий год, другие – 2015-й.
И еще одно наблюдение. Когда сейчас говорят о повышении доходов граждан, то речь идет преимущественно о бюджетной сфере. Но ведь бюджет не резиновый, это раз. И потом, какими категориями оперирует бюджет? Ну, десятками, сотнями миллиардов рублей. Типичный пример – недавно Владимир Путин и министр регионального развития Виктор Басаргин обсуждали, как использовать сэкономленные министерством 16 млрд рублей для решения жилищных проблем чернобыльцев, вынужденных переселенцев и молодых ученых. Но если говорить пусть о небольшой, но отдельной квартире для 70% семей страны вне зависимости от их доходов, то цена вопроса будет измеряться десятками триллионов рублей! Откуда их взять пусть даже за 6 лет?
Проблемы двустороннего движения
До сих пор мы обсуждали отдельные детали, можно сказать, частности двустороннего движения на пути к доступности жилья – развитие строительной сферы и повышение жизненного уровня. Однако, оценивая перспективу, надо иметь в виду два глобальных препятствия на этом пути.
Если отложить в сторону словесную шелуху, то суть жилищной проблемы, ее живучесть объясняется тем, что вся строительная отрасль у нас нацелена не на решение социальной проблемы, не на предметную работу по обеспечению всех граждан надежной и комфортной крышей над головой, а ориентирована лишь на обслуживание узкого наиболее обеспеченного слоя в 10–20% населения и на сохранение таким образом высокого уровня доходности этого вида деятельности. Высокая прибыль здесь – всему голова. И пока подобная ситуация не будет переломлена, пока не произойдет коренных изменений в целеположении «генералов» строительного бизнеса, все усилия по наращиванию строительства и прочему будут уходить, словно вода в песок.
Особое место здесь занимает коррупция, которая крайне мешает делу. На словах ее не клеймит только ленивый, «а Васька слушает, да ест». Такое впечатление, что беда зашла так далеко, что справиться с ней можно только прибегнув к законам военного времени. Однако говорят, что это не методы демократического государства. Но тогда борьба с коррупцией и за доступность жилья может длиться еще многие-многие годы, практически до бесконечности.
И о повышении уровня жизни. В значительной мере оно обеспечивается экономической стабильностью, которая связывается с именем Владимира Путина. Мы действительно пока проходим кризис более мягко, чем многие другие страны. Но если говорить о стабильности, то беспокоит то, что ее сохранение не находится в наших руках, она целиком и полностью зависит от кого-то постороннего. Что имеется в виду? А ну, как нефть упадет в цене вдвое, до 60 долларов за баррель? Всего лишь вдвое. Вещь вполне вероятная, падения случались и более жесткие. Где тогда искать наши стабильность и благополучие? А повлиять на мировые цены мы не в состоянии.
Сейчас много говорят об избавлении от сырьевой зависимости, об обеспечении самодостаточности, об индустриализации, о 25 миллионах новых рабочих мест в реальной экономике. Будем реалистами, даже при самых удачных сценариях для достижения ощутимых результатов потребуется не менее десятка лет. И ведь до сих пор дело ограничивается разговорами и отдельными пилотными прожектами.
Как ни стараюсь разобраться, а не получается увидеть реалии так, как видит их В. Путин. Может быть, в силу возраста уже страдаю аберрацией зрения (есть такой оптический дефект, искажающий изображение на сетчатке глаза). Ведь объективности ради, его видение разделили две трети избирателей. К этому надо относиться с уважением.