23:30:44
11 апреля 2021 г.

В приемную заранее не записываются

Жилищные программыОткрывшиеся в прошлом году новые приемные прочно вписались в работу окружных управлений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. В этом убедились наши корреспонденты, побывав на Юго-Западе и Юге столицы. Сегодня отправляемся в Северо-Западный округ.

Так устроен человек

По вторникам во многих отделах – приемный день. Люди постоянно входят в здание жилуправления на улице Аэродромной. Многие, не задерживаясь в холле, направляются дальше по коридору. Очевидно, они здесь уже бывали не раз и легко ориентируются, в какой кабинет им необходимо обратиться. Но кто не знает этого, увидев слева от входа стойку с окошком, сразу устремляются к ней.

В мае 2011 года тут разместилась приемная. Для нее в холле установили легко возводимую перегородку, за которой обустроили два рабочих места. Вначале предполагали, что специалисты займутся лишь постановкой граждан на жилищный учет и приватизацией. Будут принимать заявления, документы, консультировать посетителей по этим двум вопросам. Но жизнь внесла в эти задумки свои коррективы. Приемная оказалась на самом видном месте, прямо у входа в управление. Весь поток людей, пришедших сюда впервые, невольно хлынул в сторону нового подразделения.

Вот и очередной посетитель подходит к стойке и спрашивает:

– Я по поводу нашего переселения. Это к вам?

Ведущий специалист Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в СЗАО Наталья Кречун-Галятина подсказывает, что надо обратиться в 9-й кабинет. Там сейчас как раз идет прием. Молодой человек, поблагодарив, проходит мимо охранника, вглубь коридора.

Посетителям этот охранник попадает на глаза в первую очередь. Он сидит напротив входных дверей, но с некоторых пор ему совсем нет надобности вывешивать табличку о том, что справок он не дает, как это делает, например, дежурный в метро, у эскалатора.

– Меня только могут спросить, остался ли свежий номер «Квартирного ряда», – говорит журналистам несущий службу на посту Виктор Рожков. – Газету привозят днем, а к вечеру полностью разбирают. Всем не хватает. Об остальном – куда надо пройти, к кому обратиться – люди интересуются в приемной…

Начальник отдела приемной Мария Благонравова подтверждает, что они помогают всем, кто обращается.

– Так уж устроен человек, – рассказывает она. – Идет с расспросами к тем, кто больше всех доступен. У нас, в отличие от других служб, прием осуществляется во все рабочие дни, и мы его ведем, естественно, без предварительных записей и не при закрытых дверях. Однако консультации даем в пределах своей компетенции. Если кому-нибудь нужна конкретная информация, которой мы не располагаем, всегда подскажем, в каком отделе и в какое время ее можно получить. А когда необходимо, даже за ручку подведем к нужному специалисту.

Коррупция не пройдет

Пожалуй, не случайно сама Благонравова работает в кабинете номер один. Он первый по счету, самый близкий к входным дверям. Там у нас и состоялась беседа.

– Северо-Западный округ после Зеленоградского один из самых маленьких, – рассказывает Мария Петровна. – В штате нашего управления всего 53 сотрудника, когда в других – 80 и более. Естественно, у нас и очередников меньше. Сейчас на жилищном учете состоит порядка девяти тысяч семей. Но вы сами видите – нагрузка на наших специалистов большая. В отделе – три сотрудника. Мы фактически приняли на себя работу тех жилищных отделов, которые до известных структурных преобразований, произошедших в департаменте, действовали при районных управах.

Сейчас прием и выдача документов по приватизации и постановке на учет проводится по принципу «одного окна». Для этого надо запрашивать все недостающие справки, получать их, проверять, словом, полностью собирать весь пакет документов. Потом он передается в соответствующие отделы на оформление и подготовку проектов распоряжений департамента.

– Таким образом, у нас одни специалисты принимают заявления, а совсем другие выносят вердикт, – подчеркивает руководитель приемной. – С ними заявители не контактируют, что очень важно в целях недопущения коррупционных действий. На это, между прочим, также были направлены все последние структурные изменения в жилищной отрасли.

А еще мы узнали, что сотрудников для приемной специально не готовили. Все они с большим опытом. Но приходилось брать консультации у работников социальной защиты. Ведь раньше именно в их обязанности входило признание граждан в качестве малоимущих, которое стало необходимо, как известно, после принятия нового Жилищного кодекса для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Теперь по новым правилам этим вопросом ведает жилищный департамент. Его полномочия намного расширились, но и ответственность повысилась. Однако жилищники нередко обращаются за советом к своим коллегам из Департамента социальной защиты населения. По этому поводу даже имеется у них специальная договоренность.

За стойкой с окошком

Эту посетительницу, которая подошла к стойке, интересует приватизация квартиры. Она принесла паспорта всех нанимателей, нотариально заверенные их согласия на приватизацию и договор социального найма.

Кречун-Галятина открыла на мониторе специальную программу, занесла в нее паспортные данные, запросила нужные справки в БТИ и расчетном центре инженерной службы района, в котором проживает семья женщины. Потом выдала бланк заявления.

– Через месяц вы можете к нам прийти, пакет документов будет готов, – сказала Наталья Александровна. – Но надо еще оформить у нотариуса доверенность на нашего сотрудника для обращения в регистрационную палату, чтобы он смог за вас получить свидетельство о праве собственности на имущество.

Вот такой сервис, один месяц – и вы собственник квартиры. Немаловажный факт для тех, кто решился на приватизацию, ведь ее срок окончания приближается – остается меньше года.

– А мы уже были у вас, хотим встать на учет нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений, принесли все документы, которые вы запросили от нас, – это обращаются очередные заявители.

Целая стопка документов передается специалисту. Но внимательно просмотрев их, Кречун-Галятина обнаруживает, что дочь главы семьи замужем, а на мужа, который не зарегистрирован на их жилой площади, нет никаких документально подтвержденных сведений.

– Мы, очевидно, упустили это из виду, сейчас позвоним, и он принесет все, что необходимо, – заверили посетители.

Перерывы маленькие, но бывают

Воспользовавшись тем, что у окошка нет людей, просим прокомментировать ведущего специалиста, почему для постановки на учет необходимы данные на мужа, если он не зарегистрирован в квартире у жены, имея в виду семью, которая дожидается недостающих документов.

Кречун-Галятина говорит, что хотя жилищные условия, по-видимому, весьма сложные – в одной небольшой комнате коммунальной квартиры зарегистрировано восемь человек, закон для всех одинаков. А по закону требуется знать, какую площадь занимают ближайшие родственники членов семьи – заявителей. Все квадратные метры рассматриваются в совокупности, то есть приплюсовываются. И если оказывается, что на человека приходится менее 10 метров, а в данном случае меньше 15, так как эта семья проживает в коммуналке, то имеются основания рассматривать вопрос их постановки на учет.

– А что, могут отказать им в этом?

– Мы только принимаем документы и предоставляем устную консультацию, но граждане имеют право в любом случае получить письменное решение нашего департамента.

В тот день, например, в приемную обратилась одна женщина. По всем параметрам квартиры, в которой она зарегистрирована, ее невозможно было принять на учет. Но заявительница утверждала, что квартира принадлежит зятю, находится в его собственности, а ей очень трудно жить с ним на одной жилплощади: характерами не сошлись. И как ни старалась Наталья Александровна объяснить, что в законе не предусматриваются личные взаимоотношения членов семьи, женщина не успокаивалась. Тогда и было предложено, что получит она решение в письменном виде и при желании может его обжаловать в суде.

– А иногда, рассматривая жилищную ситуацию, вдруг обнаруживаешь, что заявители имеют право изменить свои жилищные условия другим способом – не тем, на который они претендовали, – отмечает жилищник. – Так, сегодня к нам обратилась пожилая женщина – ветеран Великой Отечественной. Точнее, вместо нее пришла дочь. Мы выяснили, что бабушка проживает в отдельной квартире вместе с внуками и правнуками, на каждого члена семьи приходится больше 10 метров.

Естественно, объяснили дочери, что для ветеранов войны не требуется признание их малоимущими, но постановочная норма обязательна. Поэтому мы не можем принять ее мать на жилищную очередь. Однако узнали, что квартира этой женщины находится на последнем этаже пятиэтажного дома без лифта. В таком случае она, при согласии всех членов семьи, может встать на другой учет, который предусматривает снижение этажности. Это мы и предложили ветерану. Дочь сказала, что сообщит об этом маме, и они подумают…

Тем временем семья, ожидавшая недостающие документы, наконец-то их получила. И посетители вновь подошли к окошку. А мы заметили, что Мария Благонравова смотрит из своего кабинета в сторону приемной. Видимо, переживает, справляется ли с потоком людей ведущий специалист, и готова помочь. Сегодня Наталья Александровна одна за стойкой, второго сотрудника вызвали на совещание в департамент.

Помощь начальника не потребовалась. В этот день в приемной на Северо-Западе больших очередей не было, хотя посетители постоянно сюда подходили.

Алексей Журавлев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация