Сто вопросов от собственников
Нормативно-правовая база в ЖКХ сложна сама по себе. Нововведения появляются одно за другим – попробуй за всеми уследить и во всех разобраться! Поэтому и просят читатели разъяснить положения тех или иных постановлений, нормативных актов…
Как платить будем?
– В управляющей компании сказали, что в 2012 году цены на жилищные услуги и тарифы на коммуналку поднимут несколько раз. Хотелось бы узнать, как это будет происходить?
Лариса Петровна, пенсионерка
Отвечает Екатерина Семина, заместитель руководителя ГКУ «Инженерная служба Пресненского района»:
– Цены, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 год утверждены постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2011 г. № 571-ПП.
Тарифы на холодную воду и водоотведение с 1 января не изменились и остались на уровне 2011 г. (23,31 руб./куб. м – холодная вода, 16,65 руб./куб. м – водоотведение). Повышение на эти коммунальные услуги будет дважды: с 1 июля (25,61 руб./куб. м и 18,20 руб./куб м соответственно), с 1 сентября (26,75 руб./куб. м и 19,00 руб./куб. м соответственно). Тариф на тепловую энергию и на горячую воду поднимется с 1 июля и с 1 сентября 2012 года.
В этом году тариф на тепловую энергию установлен в руб./Гкал, на горячую воду – в руб./куб. м, тогда как раньше применялись нормативы потребления в расчете на 1 кв. м. общей площади и на одного человека. В постановлении № 571-ПП вообще нет приложения с нормативами потребления. Это вызовет определенные проблемы при начислении платы за тепло и горячую воду жителям, не имеющим квартирных счетчиков. С них обязаны брать по нормативу, но что принимать за норматив, непонятно.
Собственники единственного жилья и зарегистрированные в нем в 2011 г. платили 10,80 руб./кв. м. С 1 января 2012 г. плата не изменилась, но с 1 июля 2012 г. она вырастет до 13,50 руб./кв. м. Собственники более одного жилого помещения в прошлом году платили 22,92 руб./кв. м, с 1 января 2012 года плата возросла до 24,53 руб./кв. м и такой же останется до конца года.
С 1 января и до конца 2012 г. ставка планово-нормативного расхода, то есть фактических затрат на содержание и ремонт общего имущества, составляет 24,53 руб./кв. м. Ставку для собственников единственного жилья повышают с 1 июля. Следовательно, для этой категории населения бюджетная составляющая в цене за квадратный метр уменьшится. Приведем пример: в первом полугодии владелец единственного жилья будет платить 10,80 руб./кв. м из собственных средств, разницу между планово-нормативной ставкой и установленной платой (24,53 руб./кв. м – 10,80 руб./кв. м = 13,73 руб./кв. м) за него управляющей компании возмещает бюджет. С 1 июля из собственных средств он будет платить 13,50 руб./кв. м, то есть его затраты возрастут, тогда как бюджетная составляющая уменьшится (24,53 руб./кв. м – 13,50 руб./кв. м = 11,03 руб./кв. м).
Бюджетную субсидию управляющим компаниям пересчитают в этом году дважды – в январе и июле.
С временных – по полной программе
– Работаю бухгалтером в ТСЖ. Хотелось бы получить разъяснения по применению пункта 10 примечаний к приложению 7 Постановления правительства Москвы от 29 ноября 2011 г. № 571-ПП, который касается начислений за содержание и ремонт жилого помещения временно зарегистрированным гражданам. Есть ли законные основания взимать с них плату за горячую и холодную воду?
Ирина Трунева, бухгалтер ТСЖ
– Е. С.: Прежде всего, отметим, что указанный вами пункт 10 касается домов, где собственники не выбрали способ управления или не реализовали его, либо не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений. В нем сказано, что плата за услуги по содержанию и ремонту помещений с граждан, зарегистрированных по месту пребывания (временная регистрация) взимается по ценам, установленным за площадь, занимаемую сверх установленных норм, но не выше фактической стоимости.
Это касается не только арендаторов, но и иностранных граждан, которые, купив квартиру, оформляют в Москве временную регистрацию. Раньше были дискуссии по поводу того, как учитывать временных жильцов при начислении платы за услуги по содержанию и ремонту. Этот момент никак не регламентировался. Теперь понятно: и иностранным гражданам – собственникам московских квартир с временной регистрацией, и арендаторам жилья начислять надо по фактической стоимости. Этот пункт является хорошим подспорьем для бухгалтеров ТСЖ и ЖСК, которые самостоятельно производят начисления.
Теперь о начислениях за коммунальные услуги гражданам, зарегистрированным по месту пребывания. Понятно, что у собственников двух квартир вторая площадь, как правило, не пустует. И, как правило, собственник не заинтересован в том, чтобы установить индивидуальный прибор учета. Конечно, он должен прийти в ГКУ ИС, либо, в вашем случае, к бухгалтеру ТСЖ, заявить о своих арендаторах и оплачивать за них коммунальные услуги. Но все понимают, что сам он не придет никогда.
В новых Правилах предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ № 354) предусмотрена обязанность собственника или нанимателя жилого помещения в трехдневный срок известить исполнителя коммунальных услуг об увеличении числа проживающих граждан.
Новые правила еще не вступили в силу. Но это не мешает включить аналогичный пункт в типовой договор управления, если дом под управляющей компанией. Тогда появится основание для исковых требований к такому собственнику.
В ТСЖ, ЖСК проблема решается еще проще. Можно на общем собрании утвердить начисление коммунальных услуг по фактически проживающим гражданам, поручить председателю либо инициативной группе предоставлять в ГКУ ИС списки. Иногда в инженерных службах отказываются такие списки принимать, дескать, временных жильцов должен зарегистрировать собственник, и без его заявления начислять не имеют права. Это неправильно. Из-за чьих-то арендаторов не должны ущемляться права большинства жителей дома.
Арендаторы «путают карты»
– В нашем доме первый этаж занимают арендаторы. Имеется общий прибор учета тепловой энергии. Из-за того, что за тепло они рассчитываются с управляющей компанией по договорным нагрузкам, а не по прибору учета, как все жители, возникает путаница. Правильность начислений невозможно проверить. Причем, такой порядок расчета имеет законное основание. Будет ли скорректирована нормативная база?
Анатолий Кузнецов, старший по дому
– Е. С.: Большие надежды возлагались на новые Правила предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Предполагалось, что в них будут учтены все недостатки ныне действующих Правил (постановление правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г.).
В 307-м речь идет только о жителях, хотя в формулах для расчета потребления коммунальных услуг фигурируют собственники и наниматели нежилых помещений. Согласитесь, логики в этом нет. До тех пор, пока оно действует, к собственникам нежилых помещений нельзя применять расчет по общедомовому прибору учета. Им начисляют согласно Правил предоставления тепловой энергии – по договорной нагрузке в Гкал, причем, только в отопительный период. Жителям – по 1/12 от объема, потребленного в прошлом году, в течение текущего года. Новые Правила рассматривают дом как единый объект получения коммунальной услуги. Это хорошо. Плохо, что там предусмотрена возможность собственникам и арендаторам нежилых помещений самостоятельно заключать договора с ресурсоснабжающими организациями. По Жилищному кодексу управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг в доме. Раз уж начали рассматривать дом как единый объект, значит, все договора должны заключаться только с управляющей компанией, а не в обход ее. Арендатор по новым Правилам должен будет предоставлять ей информацию об объемах потребленной услуги. Однако проследить, вычли или нет ресурсники этот объем из общего объема по дому, рассчитались ли с ними арендаторы, будет сложно. При таких условиях баланса по теплопотреблению в доме вы не добьетесь.