За лифт ответишь, председатель!
Жизнь председателя правления ЖСК или ТСЖ может быть какой угодно, только не скучной! Человек, добровольно взваливая на себя эту общественную нагрузку, порой даже не представляет, через какие испытания и тернии ему придется пройти…
Штрихи к портрету
Взять, к примеру, нашего старого знакомого Владимира Лисина, председателя ТСЖ «Вят-ское» (4-й Вятский пер., 27), о судьбе которого мы писали уже дважды. Думал ли он, поддавшись на гарантии Жилищного кодекса и решив внести свою лепту в реформирование ЖКХ, что суд для него станет как дом родной.
С боями создавал товарищество – ДЕЗ не желала «отпускать» его старый дом. Помогла указка сверху: «Да отстаньте вы от него, пусть человек попробует, может быть, сам к вам через год обратно прибежит!». Обратно не прибежал и не собирается – сам с усами. Потом долго отсуживал у МОЭКа бюджетные субсидии – несколько сотен тысяч рублей ошибочно были переведены в обход счета ТСЖ тепловикам, и их упорно не желали вернуть или засчитать в будущих периодах. Собирай, мол, с жителей по новой. Долго продолжалась тяжба, но суд Лисин выиграл!
Теперь судится с Ростехнадзором из-за лифтов. Из-за чего сыр-бор, разберемся подробнее, дабы другие ТСЖ и ЖСК не наступали на лисинские грабли.
Самый злостный нарушитель
После плановой проверки лифтового хозяйства дома инспектор Ростехнадзора составил на ТСЖ протокол об административном правонарушении из-за несоблюдения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации лифтов. Из протокола следовало, что товарищество нарушило как минимум шесть пунктов Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и несколько постановлений правительства РФ.
В частности, не был заключен договор страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в случае аварии на лифтах. ТСЖ не подало документы на регистрацию лифтов как опасных производственных объектов. В товариществе не оказалось нормативно-правовых актов, устанавливающих правила ведения работ на лифтах. Не налажен производственный контроль над соблюдением требований промышленной безопасности при их эксплуатации. То есть, товариществу надо было разработать, согласовать с Ростехнадзором и утвердить положение об организации и осуществлении контроля над соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте…
Руководителю, то есть председателю ТСЖ, следовало самому пройти подготовку и аттестацию по курсу промышленной безопасности. Кроме того Владимир Лисин должен был назначить приказом специалиста, ответственного за организацию эксплуатации лифтов, а еще – ответственного за осуществление производст-венного контроля. И подготовить план работ. А кроме того, проводить комплексные, целевые проверки состояния промышленной безопасности, оформляя их актами.
Лисин в суде вину не признал. ТСЖ заключило договор на техобслуживание лифтов с МГУ «Мослифт», которое и контролирует их состояние. Почему товарищество должно отвечать за перечисленные в протоколе нарушения? Кроме того, заявил председатель, лифты не являются собственностью ТСЖ, они не причислены к опасным производственным объектам.
Представитель Мослифта сообщил, что по договору на техническое облуживание с ТСЖ (как владельцем лифтов) организация производит только техобслуживание. Обязанность по производственному контролю над лифтами этим договором не предусмотрена. Хочет товарищество получать такую услугу – пусть заключит к договору дополнительное соглашение.
В результате суд признал ТСЖ «Вятское» виновным в совершении правонарушения и приостановил на месяц его деятельность по эксплуатации лифтов.
Дом – не атомный реактор
Заметили, как изобилует протокол Ростехнадзора понятиями «опасный производственный объект», «производственный контроль», «промышленная безопасность»? А причем здесь обычный жилой дом, спросите вы. Вот и мы о том же.
Свое мнение по этому поводу высказала руководитель Межрегионального объединения домовладельцев Лариса Денисова:
– Суд по умолчанию согласился с тем, что лифт в доме – опасный производственный объект. А дальше дело техники подвести ТСЖ под административную ответственность. По сути, неправильное решение, но доказательств обратного председатель не представил. Одних абсолютно правильных рассуждений о том, что лифты не являются собственностью ТСЖ и не могут быть производственными опасными объектами, в суде недостаточно.
Если бы лифт в доме не был причислен к опасным производственным объектам, то не было бы повода вообще проводить в товариществе такую проверку. А кто, собственно, признал его таковым?
Внимательно вчитайтесь в Закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Не надо быть профессионалом по лифтовому оборудованию, чтобы понять очевидное. В законе сказано: опасный производственный объект – это объект, который находится внутри производственного предприятия и используется в производственных целях. Ни того, ни другого в многоквартирном доме нет. А опасный объект – это, к примеру, сложное химическое производство, наносящее вред окружающей среде. Жилые здания никогда не были опасными для жизни и здоровья граждан, для окружающей среды. Они по нормативам таковыми не могут быть, иначе как бы там жили люди?
По этой причине жилой дом не попадает в сферу регулирования этого федерального закона. Тем не менее, ТСЖ, ЖСК, управляющие компании проверяют и штрафуют за нарушения.
Не забывают о своих интересах и лифтовики. В договорах именуют товарищества и кооперативы владельцами лифтов, что не соответствует действующему законодательству. Лифты многоквартирных домов входят в состав общего имущества в силу закона. Владеют общим имуществом не ТСЖ и не ЖСК, а собственники помещений.
Не случайно Мослифт сослался в суде на то, что договор подписан только на техобслуживание. А должен был быть подписан – на техническую эксплуатацию. Ведь техобслуживание – это только часть объема технической эксплуатации. Значит, все остальное осталось за ТСЖ, и оно обязано обучить работников, обеспечить контроль, проверки, безопасность, ведение документации. Промашка Владимира Лисина в том, что он не перезаключил договор, не заменил в нем владельца на надлежащего – не ТСЖ является владельцем лифта, а все собственники помещений.
Председателя ТСЖ «Вятское» обвинили в том, что он не подал заявление и комплект документов на регистрации лифтов в федеральном реестре опасных производственных объектов. По закону это обязан сделать собственник объекта. Если бы в договоре владельцами лифта были записаны собственники помещений, то вся придуманная Ростехнадзором схема попросту бы рассыпалась. Не могут попасть в федеральный реестр опасных производственных объектов совладельцы общего имущества – физические лица.
Ростехнадзор понимает это, но пользуется безграмотностью жителей и непониманием законодательства. А, поскольку ему это выгодно, принимает от товариществ и жилищно-строительных кооперативов документы, включает их как владельцев опасных производственных объектов в реестр. И обижаться вроде бы не на кого – ТСЖ, ЖСК, УК сами подали заявления и сами признали себя владельцами.
Доколе будем спорить?
В прошлом году Арбитражный суд Орловской области принял решение о том, что лифты в многоквартирных домах не являются опасными производственными объектами. Поводом стали итоги внеплановой выездной проверки Ростехнадзора. В двух многоквартирных домах выявлено нарушение Закона № 116-ФЗ, которое заключалось в том, что управляющая компания провела экспертизу лифтов, но заключение в Ростехнадзор не представила. Таким образом, она якобы совершила административное правонарушение, за что была оштрафована на 200 тыс. рублей.
УК обратилась в Арбитражный суд с иском, обосновав свои требования тем, что многоквартирные дома – места проживания и работы, и они не являются опасными производственными объектами «по признаку наличия лифтов».
Постановление Ростехнадзора признано незаконным и отменено на основании того же 116-го закона. Согласно его положениям опасными производственными объектами признаны предприятия или их цехи, участки, площадки, объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. При этом закон не относит к таковым пассажирские лифты, установленные в жилых домах и не предназначенные для производственных целей.
Кроме того, многоквартирные дома не являются производственными цехами, участками, площадками, и никакая производственная деятельность в них не ведется. Пассажирские лифты, установленные в многоквартирных жилых домах, предназначены исключительно для бытовой эксплуатации жильцами этих домов, а не для осуществления производственной деятельности.
С управляющей компании были сняты все обвинения. Поскольку ее деятельность не связана с эксплуатацией опасных производственных объектов, то и административная ответственность не может наступить за невыполнение не установленной для нее юридической обязанности.
Доказать обратное Ростехнадзор не смог. Но эта организация продолжает придерживаться прежней позиции: лифт – это опасный производственный объект.
Распоряжением правительства РФ от 2.08.2011 № 1371-р утвержден план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций Ростехнадзора. Планом предусмотрена разработка и внесение в правительство проекта федерального закона, предусматривающего исключение из категории опасных производственных объектов лифтов в многоквартирных домах. Срок исполнения – четвертый квартал 2011 года…