Крик души и прочие глупости
Пытаясь продать или сдать в аренду недвижимость, граждане искренне хотят показать «товар лицом». Но иногда попытки подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки объекта бывают так оригинальны, что рекламное объявление становится сродни анекдоту.
– Подобные объявления держатся в базе дольше, чем обычные: люди, которые хотят купить или арендовать жилье, не настроены шутить, а странный текст может заставить их усомниться в адекватности продавца или арендодателя, – говорит ген. директор федерального портала по недвижимости «МИР КВАРТИР» Виктор Щеблецов. – Чтобы исключить возможные проблемы, клиент вряд ли станет рассматривать такой объект недвижимости всерьез.
Вот несколько образцов творчества заинтересованных лиц, которые явно перестарались, рекламируя свой объект.
Продаю двухкомнатную квартиру, общая площадь – 54 кв. м (кухня – 9 кв. м). 4-й этаж 14-этажного панельного дома. Требуется косметический ремонт: в квартире жила бабушка с десятью кошками (точно не знаем, но кошек было много), не приученными к лотку.
На берегу огромного водоема продается участок земли 420 га, с коровой (одна), овцами (400 голов), свиньями (100 голов), курами, индюками, гусями и утками (никто не считал), сельхозпостройками, техникой (ЗИЛ-130, комбайн «НИВА», трактор МТЗ-80, плуги, сеялки), с жилым домом (возможна прописка). На данный момент закончилась уборка зерна. Земля в собственности (физ. лицо). Продается в связи с переездом лица в другое место жительства.
Сдам комнату молодой (до 23 лет), стройной девушке модельной внешности за 5000 рублей в месяц, обеспечу работой (помощница фокусника). График ненормированный, работа интересная, не опасная (кинжалов и других колюще-режущих предметов не кидаю).
Сдается квартира в мансардном этаже (10-й этаж). Площадь – 32 кв. м, две комнаты, кухня 4 кв. м. Прекрасный вид на крыши, даже Кремль видно! Можно поставить биотуалет или ходить в туалет на стройку во дворе (ключ есть), через квартал есть баня.
Продаю 3-этажный дом в Геленджике общей площадью 90 кв. м, на первом этаже – гараж (дом построен над гаражом, коммуникации подведены, документов нет). Возможно размещение 15 человек отдыхающих одновременно. Хороший бизнес!
Сдам в аренду семье без детей оборудованный под жилье балкон площадью 8 кв. м (теплый, меблированный: диван-раскладушка, шкаф, полки, телевизор). Проход – с 7 утра до 22 (строго! в комнате находится парализованная бабушка, она просыпается!).
Предлагаю 1 га земли в Ярославской области. Рядом лес, озеро. Право собственности – через три года (через вступление в производственный дачно-строительный кооператив – ПДСК). Пока дороги к участку нет, электричество обещают подвести в течение 2 лет, газ – в течение 5 (у руководства ПДСК – корпоративный конфликт, поэтому пока дешево продаем).
Продаю 2-комнатную квартиру в Краснодаре общей площадью 47 кв. м. Конкурентное преимущество – возможность обустроить на крыше соседнего дома зимний сад либо расширить площадь квартиры. Надо только с соседями договориться (у нас не получилось).
Чего не надо писать в тексте объявления? В. Щеблецов считает, что лучше вообще не писать о недостатках, чем неуклюже пытаться превратить их в достоинства: «Подключиться к электричеству можно от соседей, их кабель проходит как раз по границе участка». «Квартира полностью готова к евроремонту». Гораздо правильнее в первом случае будет сообщить: «коммуникации отсутствуют». А при ободранных стенах и вскрытых полах стоит уточнить: «требуется ремонт».
«Крик души» клиент тоже вряд ли оценит: «Балкона нет, не было, и не будет!». Даже если вас очень утомили вопросы покупателей про наличие балкона, возьмите себя в руки и исправьте объявление, написав просто и ясно: «без балкона».
Если какое-то достоинство не является бесспорным, не стоит о нем упоминать вообще. «Буквально под окном – супермаркет и три ресторана». Покупатель, опираясь на такое описание, легко додумает, чем обернется для него присутствие ресторанов под окном и вряд ли станет договариваться о просмотре.