15:38:56
21 сентября 2024 г.

Поторопилась, тетенька…

Внимание, мошенникиЮристы утверждают, что без тщательного ознакомления не стоит подписывать ни одной, даже самой безобидной на вид «бумажки». И особую осторожность нужно проявлять в сделках с недвижимостью: подчас то, что представляется нам само собой разумеющимся, не столь очевидно с точки зрения закона.

Кто старое помянет…

«Виктор погиб, попал в автокатастрофу. Похороны в среду. Подробно место и время смогу сообщить завтра, так что звоните, если соберетесь прийти», – лаконично возвестила сухим женским голосом телефонная трубка, и в ней послышались короткие гудки. Безвольно уронив руки, Нина Павловна застыла на месте, потрясенная горестной вестью.

Может быть, она просто спит или с ума сошла на старости лет? В голове пожилой женщины не укладывалось, как ее сорокалетний племянник Витя мог уйти вот так – страшно, неожиданно? Конечно, еще совсем недавно Нина Павловна конфликтовала и даже пыталась судиться с родственником, но потом страсти поутихли, да и поминать старое сейчас было, право слово, ни к чему.

Но коварная память упрямо возвращала пенсионерку к событиям трехлетней давности, когда она, отчаявшись наладить отношения с дочерью, решила отдать свою двухкомнатную квартиру племяннику. Не завещать, а именно отдать, подарить – прямо сейчас, чтобы циничная «дочурка», бросившая ее, состарившуюся и больную, на произвол судьбы, даже не мечтала о наследстве!

Так и вышло, что Виктор стал своего рода орудием мести Нины Павловны, хотя никаких особых заслуг за ним не числилось. Просто племянник крутился рядом, привозил тетке гостинцы, выполнял ее мелкие поручения. Вот Нина Павловна и решила оформить в его пользу дарственную на «двушку», оговорившись, что это лишь формальность, и она до конца дней своих будет жить у себя. Кто же мог подумать, что скоро все изменится, причем не в лучшую сторону…

Подкаблучник

Беды обрушились на родственников сразу после женитьбы Виктора. Поначалу Нина Павловна нарадоваться не могла на супругу племянника – энергичная хваткая Евгения ловко втянула слабохарактерного мужа в водоворот бытовых забот. Но, судя по всему, переусердствовала, потому что однажды подвыпивший Виктор появился на пороге теткиной квартиры.

«Надоело все, – обреченно выдохнул он, бесцеремонно протопав в комнату прямо в грязных ботинках и рухнув на диван, – жена вечно пилит, то не так, это не этак, никогда не думал, что стану подкаблучником! Теть Нин, не поверишь, иногда хочется бежать, куда глаза глядят. Вот я и явился, так сказать, в собственную квартиру, не выставишь ведь родного племянника из его же жилища!».

В душе у Нины Павловны, по-прежнему считавшей сделку с дарением формальностью, неприятно кольнуло, уж больно настойчиво напоминал племянник о том, что по документам является собственником «двушки». С другой стороны, не выгонишь же его, подавленного и непонятого женой, на улицу.

С того самого дня племянник стал частенько захаживать к Нине Павловне – всегда изрядно взвинченный, в подпитии и упадке духа.

Именно тогда пожилая женщина впервые подумала о том, что, должно быть, поспешила с оформлением дарственной. Теперь каждый вечер пенсионерка напряженно прислушивалась к шороху в холле, ожидая визита Виктора и вздрагивая при каждом подозрительном звуке.

Вот так, по-хозяйски

Чаша терпения переполнилась, когда однажды поздно ночью племянник заявился с двумя приятелями. Дружки были изрядно пьяны, помятые лица, мутные взгляды… Нина Павловна не пустила гостей на порог, и тогда Виктор грубо оттолкнул ее от двери.

С трудом отстояв оборону, пенсионерка в ужасе разглядывала синяки на руке, а в голове стучала мысль: нужно как можно быстрее отменить это дарение! Но через пару дней, когда племянничек явился к тете с коробкой конфет и вымолил прощение, эмоции поутихли. В конце концов, успокаивала себя Нина Павловна, человеку свойственно ошибаться, с кем не бывает…

Но после очередного скандала с женой Виктор снова явился к тете. История повторилась, но теперь уже на новом, по-настоящему страшном витке. Ничего не соображая, хорошо поддатый племянник рвался в квартиру и кричал, что он тут хозяин, и когда Нина Павловна ему открыла, он ударил ее.

Конечно, вызванная соседями полиция утихомирила дебошира, но тогда Нина Павловна поняла окончательно: медлить больше нельзя!

«Раньше надо было думать, когда договор дарения подписывали, – предупредил юрист, к которому обратилась несчастная. – Попробуем отменить это через суд, однако шансы на то ничтожно малы. Даже учитывая, что племянник ваш уже не в первый раз затеял драку».

Холодная война

Тогда-то Нина Павловна и подала в суд, требуя отмены дарения. К сожалению, как и предупреждал юрист, ее доводы показались суду недостаточно вескими для того, чтобы иск удовлетворить.

Прошел почти год, когда вдруг раздался телефонный звонок, возвестивший о гибели племянника. Ситуация разрешилась сама – только совсем не так, как того хотела Нина Павловна.

Сейчас, когда вести войну больше было не с кем, она искренне горевала по племяннику, ощущая нестерпимые муки совести: не углядела, не выслушала, на порог не пустила… Следующие до похорон несколько дней прошли как в тумане. И когда вдова племянника Евгения вдруг завела разговор о подаренной когда-то квартире, Нина Павловна не сразу разобралась, в чем дело. А когда поняла, пришла в ужас…

Неожиданный поворот

«С точки зрения закона Евгения права, – пояснил юрист. – Это вам, Нина Павловна, кажется, что со смертью вашего племянника квартира должна вернуться к прежнему владельцу, то есть к вам. Но ведь жилье вы уже подарили, и оно перешло к новому владельцу! Племянник стал собственником вашей «двушки», а после его смерти открылось наследство».

Но Нина Павловна и слышать не хотела о таком исходе. Какой неожиданный поворот: подумать только, эта Евгения теперь претендует на квартиру! Ну и что, что она – единственная наследница, с какой стати ей должна перейти «двушка»? Нет, нужно обратиться к другому юристу!

Но и второй, и третий специалисты ничем пенсионерку не порадовали. Оказывается, она искренне заблуждалась, считая, что после смерти племянника все должно вернуться на круги своя. Вот если бы в договоре дарения была предусмотрена такая ситуация, тогда да – Нина Павловна вновь стала бы собственницей жилья. Но в тексте соглашения ничего об этом не говорилось. Выходит, у квартиры теперь другая хозяйка – наследница Виктора, его вдова.

Узнав о планах Евгении сдавать одну из комнат «двушки», Нина Павловна попала в больницу с инфарктом. Сейчас ослабевшая, павшая духом пожилая женщина вновь пытается отстоять свою правоту через суд, чтобы договор дарения признали недействительным. Она упирает на то, что заключила сделку под влиянием заблуждения, однако адвокат заранее предупреждает, что шансы на выигрыш стремятся к нулю.

Комментарий

Александра Бузина, юрист:

– Решая, как распорядиться недвижимостью – завещать или подарить – пожилые люди нередко делают выбор в пользу дарения. Как правило, это происходит по тем же мотивам, что двигали Ниной Павловной: хочется оставить квартиру определенному человеку, избежав последующих семейных дрязг и войн за наследство.

Совершая сделку, пожилой человек подчас не понимает, что одаряемый станет собственником квартиры не после смерти щедрого дарителя, в туманном будущем, а уже после того, как договор дарения пройдет государственную регистрацию. В этом случае квартира перейдет к одаряемому, который получит право распоряжаться ею по своему усмотрению – продать, завещать, сдать.

Ст. 578 Гражданского кодекса предусматривает возможность отмены дарения, однако это допустимо лишь в ограниченном числе случаев – в частности, если одаряемый совершил покушение на жизнь дарителя или его родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения. На практике суды удовлетворяют подобные иски только в том случае, если в отношении одаряемого существует вступивший в законную силу приговор суда, изобличающий его в совершении преступления.

Если вина ответчика в причинении телесных повреждений не была установлена ранее приговором суда, иск дарителя остается без удовлетворения. Тогда пожилые люди стараются оспорить договор дарения в судебном порядке, упирая на совершение сделки под влиянием заблуждения, обмана, угроз – выигрываются такие дела также крайне редко.

Чтобы не потерять квартиру, нужно заранее знать все особенности сделки, четко представлять себе, к чему приведет подписание договора дарения. Не стоит забывать и о том, что в договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого – такую возможность предоставляет дарителю п. 4 ст. 578 Гражданского кодекса.

Ксения Новикова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация