23:30:44
11 апреля 2021 г.

Рынок недвижимости: эконом – вниз, де люкс – вверх

Рынок недвижимостиСитуация на рынке купли-продажи столичного жилья за последний год существенно изменилась. Причин тому много, и основная из них – решение о расширении столичных границ. По мнению риелторов, перемены эти продолжатся. Каких событий стоит ожидать на рынке московского жилья и как они отразятся на ценах?

Кому это по карману

Начнем со статистики, приведенной генеральным директором Института экономики города Александром Пузановым. Сегодня только 14% от общего числа москвичей могут купить квартиру на рыночных условиях, в том числе, с использованием ипотеки. Цены на квартиры в Москве по-прежнему высоки. Причем в среднем по России показатель людей, которые могут себе позволить приобретение жилья в своем городе, выше – 23,6%. Но это и объяснимо. Столичные метры стоят дороже. А число желающих обосноваться здесь не уменьшается.

Еще один момент. Сегодня на среднестатистического жителя столицы приходится меньше квадратных метров, чем на среднестатистического россиянина. Но в этом наша страна не одинока. Общемировые данные говорят о такой же ситуации в других мировых столицах, где высока доля многоквартирных домов. Так, например, обеспеченность общей площадью жилья во Франции на 14% больше, чем в Париже. В Германии – на 13% больше, чем в Берлине, в Испании – на 10% больше, чем в Мадриде, в Италии – на 4% больше, чем в Риме. При этом в крупнейших городах стран Европейского Союза обеспеченность общей площадью жилья находится в диапазоне 30–40 кв. м на человека. Но в большинстве крупных городов Восточной Европы уровень обеспеченности жильем сопоставим с московским и даже ниже его. Например, в Риге он составляет менее 13 кв. м на человека.

До принятия решения о расширении столичных границ и строить-то особенно негде было, а плотность населения во многих московских районах превысила мировые стандарты.

По данным Института экономики города сегодня в столице на 1 кв. км в среднем приходится 10,5 тыс. человек. Считается, что подобный уровень плотности населения допустим лишь в центральных районах большого города. Но в Москве с плотностью населения ситуация сложилась критическая. В некоторых районах (Новокосино, Восточное Дегунино, Зябликово) этот показатель доходит до 25 тыс. чел. на кв. км. Такая скученность возникла из-за высотной застройки. По мнению эксперта, расширение границ столицы должно решить многие проблемы. На присоединяемых территориях будут строиться в основном малоэтажные дома. Многим столичным жителям придется поменять место жительства. Строительство малоэтажек снизит и среднюю стоимость московского квадратного метра. Таким образом, жилье станет доступно большему числу людей. И разрыв между всей страной и столицей по этому параметру сократится.

Остоженка в цене не упадет

Несмотря на все вышесказанное, цены на квартиры в «Золотой миле» и других элитных районах столицы вряд ли пойдут вниз. А жилье класса де люкс наверняка станет еще менее доступным. Разрыв между эконом- и элит-классами станет более ощутимым.
По мнению топ-менеджера компании Penny Lane Realty Александра Зиминского, к этому приведет пересмотр инвестиционных контрактов. Ведь именно массовый их пересмотр стал одним из наиболее значимых событий за последний год. Для наведения порядка столичные власти отменили около 200 проектов с рыночной стоимостью порядка 35 млрд $. Заморожен целый ряд объектов точечной застройки в центре столицы. По различным причинам выгодных площадок в городе лишились такие известные девелоперы, как СУ-155, ГК «Пик», «Баркли строй», «Галс Девелопмент» и «Главстрой».

«Решение мэра не только скажется на доходной части бюджета города, так как размер доходов от продажи жилья по оценке властей сократится в 7 раз, но и может стать катализатором к очередному возрастанию цен на объекты в центре из-за сокращения объемов строительства, – считает Александр Зимин-ский. – Уже в ближайшие год-полтора квартиры в Москве могут подорожать на 20–30%. Дефицит новых качественных предложений будет нарастать».

Проверка на плотность

Еще одно важное решение: максимальное ограничение, практически запрет на новое строительство в центре города. Плотность застройки Москвы в пределах Садового кольца в 2–3 раза превышает плотность в большинстве европейских столиц, и возможности интенсивного развития полностью исчерпаны.

Ограничение строительства в ближайшие годы приведет к тому, что компании будут стремиться не возводить новые, а реконст-руировать старые здания, а также использовать потенциал удачно расположенных пром-зон. Перспективными являются, например, участки в Замоскворечье, территория бывшей фабрики «Красный Октябрь» и др. Сейчас реконструируется всего 11% столичных производственных площадей. Однако при благоприятных для девелоперов условиях эта цифра будет расти. И мы увидим новые жилые районы на месте бывших заводов, расположенных недалеко от центра.

К «разуплотнению» центра столицы и развитию периферийных районов приведет и расширение города. Но эксперт уверен, что появление новых районов, пусть даже с качественными домами, никак не удешевит элитные квартиры на Остоженке или Арбате, а также объекты бизнес-класса, для которых очень важна хорошая транспортная доступность. Кстати, уже сейчас в некоторых «замкадных» районах, там, где метро вот-вот будет пущено, цены на квартиры растут.

«С решением транспортной проблемы цена метра в Жулебино, Новокосино и Тропарево увеличится минимум на 10–20%», – прогнозирует Александр Зиминский.

Конечно, успех реализации планов московского мэра и развитие рынка городского жилья во многом зависят от мировой экономической ситуации. При позитивном сценарии в следующем году в Москве будут построены более 1 млн кв. м. жилья элитного и бизнес-класса и сделаны первые шаги к качественному улучшению инфраструктуры города.

Где загород становится Москвой…

Идея создания «административной Москвы» за пределами МКАД – обоснованная и верная. Ведь вывод политического центра из столицы не раз практиковался в мировой истории, и в целом этот опыт положительный. Но вопросов у специалистов рынка недвижимости, касающихся будущего территорий, их застройки и развития все-таки много.

Например, вопрос о масштабах присоединенной к столице территории.

«Учитывая расположение участка, наличие большого количества свободных земель, низкую плотность населения, относительную близость Рублево-Успенского шоссе и аэропорта «Внуково», направление для «административной Москвы» выбрано идеально», – считает директор департамента Penny Lane Realty Дмитрий Цветков.

Безусловно, в перспективе это приведет к расширению и разуплотнению Москвы: территория столицы увеличится в 2,5 раза, а население вырастет всего на 2,2%. Однако присоединенные земли имеют серьезные обременения. Так, если из избранных 160 тыс. га исключить земли природоохранного комплекса, участки, непригодные по геологическим условиям, а также частную собст-венность, то под строительство останется не более 20% выделенной территории: около 32 тыс. га. Еще порядка 30 тыс. га можно выкупить у землевладельцев. Из среднего расчета в 1 тыс. $ за сотку выкуп обойдется бюджету в 3 млрд $».

Еще один нюанс касается земель, принад-лежащих частным собственникам. С тем, как решать этот вопрос, столичные власти еще не сталкивались, поскольку в Москве земля либо городская, либо федеральная.

По мнению Дмитрия Цветкова, в ближайшее время строительные компании ждет еще один процесс, которого не избежать. Это ужесточение процедуры согласования строительства, что приведет к отстранению подмосковных девелоперов от участия в застройке присоединенных территорий. «Согласование в области было проще, так называемая «доля города» – меньше», – объясняет эксперт. – «Изменение статуса земель с подмосковных на московские фактически приведет к отстранению от работы местных застройщиков. Но в то же время без допуска на рынок новых игроков можно ли будет застроить новые территории заявленными темпами?»

Еще один вопрос: будут ли новые территории действительно застроены малоэтажкой?

«В средней полосе России выгоднее всего строить многоэтажные дома, именно поэтому ранее все заявленные проекты малоэтажной застройки у нас превращались в районы с высокоэтажными зданиями. Вероятность того, что «Новая Москва» будет исключением и останется малоэтажной, невелика», – делится своими опасениями эксперт. – «Сейчас присоединяемые к столице земли активно застраиваются обычными многоэтажками. Всего там реализуется порядка 20 многоэтажных проектов».

Еще один непростой момент, связанный с расширением Москвы, – это судьба природоохранных зон, расположенных на присоединенных землях. Порядка 60% данной территории покрыто лесными массивами и водоемами. С одной стороны, это дает широкий потенциал для будущего формирования территории. Однако, с другой стороны, все бывшие земли Лесфонда стали городскими лесопарками. Следовательно, дальнейшие решения об их судьбе будут приниматься на уровне мэрии, а не на уровне правительства РФ, что значительно упростит процесс согласования вырубки.

Другим важным нерешенным пока вопросом в Новой Москве становятся все те же, что и по всему городу, транспортные проблемы. Новые районы застраиваются, людей в центр на работу ездит по-прежнему много. Киевское, Калужское и Варшавское шоссе могут просто встать. Косвенно это коснется всей Москвы. Для разрешения этой ситуации количество дорожного полотна должно увеличиться даже не в десятки, а в сотни раз. Проект предполагает тотальное расширение сети дорог, но когда они будут построены?

Вопросов по тому, что будет с новыми столичными землями, у экспертов, связанных с рынком недвижимости, много. Ответы на них найдутся со временем. Но главное, что необходимость новых территорий для нашего города, для того, чтобы мы, москвичи, просто не задохнулись от скученности и не встали в одной гигантской пробке, не оспаривает никто. Она очевидна.

Наталья Агафонова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация