Нужна настоящая экономия
Минувшей весной вышло постановление правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» – очень большие по объему и сложные по содержанию новые правила. Понадобились они, по заявлениям авторов документа, для наведения порядка в расчетах оплаты за коммунальные услуги и для повышения экономии коммунальных ресурсов. Выиграют ли от этого простые граждане? Ответить на этот вопрос попытались наши читатели.
Вентиль против счетчика
В 2006 году, с принятием старых Правил предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ от 23.05.2006 № 307), разговоры о счетчиках только начинались. Население по привычке безропотно оплачивало все суммы, указанные в квитанциях. Зато быстро сориентировались управляющие организации – у них появилась возможность расплачиваться с поставщиками услуг по показаниям счетчиков, а с населения брать по нормативам. Это, собственно, и понудило многих жителей разобраться в законе. Люди стали требовать расчета за коммунальные услуги по показаниям счетчиков и даже начали самостоятельно рассчитывать стоимость оказанных услуг по формулам из старых Правил. Очень часто эти суммы никак не сходились с официальными начислениями.
Надо ли говорить, что не жители «продавили» новое постановление – их права достаточно защищали старые правила. Главная проблема состояла в том, чтобы заставить управляющие и ресурсоснабжающие организации по ним работать.
А теперь впору вспомнить черномырдинский афоризм: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Взять хотя бы тепло. Почти все дома имеют вертикальную разводку систем отопления. Это значит, что в квартире может быть несколько стояков, к которым подключаются батареи. К некоторым стоякам подсоединена одна батарея, к другим – больше. В моей квартире четыре стояка и шесть батарей. Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на каждую батарею должен быть поставлен теплосчетчик. Но чем больше счетчиков в квартире, тем больше забот ее обитателям.
К тому же такие приборы учета не смогут долго эксплуатироваться в агрессивной среде, которой является теплоноситель, циркулирующий в наших системах отопления. Даже батареи (примитивные по сравнению со счетчиками устройства) со временем греют все хуже. Значит, счетчик в процессе эксплуатации тоже будет забиваться, как и трубы, и долго не протянет.
Кроме того, на трубе должно быть место, куда этот счетчик можно втиснуть. А если батарея расположена близко к стояку, и он туда не помещается? Создать условия, видимо, должен житель. А если нет, то пусть платит по нормативу! Кто-нибудь подсчитал, сколько средней семье надо будет затратить денег на приобретение и установку приборов, на их ремонт и периодическую поверку. Не слишком ли дорогое удовольствие для «энергосбережения»? В выигрыше останутся только управляющие компании. У них всегда найдутся аргументы: «Ты не сделал то, не выполнил это, нарушил там – плати по нормативу». А спорить с ними – это трата времени и нервов.
Изучить старые правила предоставления коммунальных услуг меня, можно сказать, заставила жизнь. В нашем доме установлены приборы учета тепла и горячей воды. Повоевав с управляющей компанией, я получил от нее все данные для самостоятельного расчета стоимости, вначале – только за отопление. Согласно моим расчетам, произведенным по формулам из старых правил, нас «надувают» только по отоплению процентов на 40. Арифметика в новых правилах не очень изменилась, а вот возможностей переложить всю тяжесть эксплуатации на жителей – сколько угодно.
Установка индивидуальных счетчиков во всех жилых помещениях предполагает, что сумма показаний всех индивидуальных счетчиков должна быть равна показаниям общего домового счетчика. В этом случае каждый будет платить только за себя, а управляющая компания полностью рассчитается со снабжающей организацией.
Выход из строя одного или нескольких счетчиков, а их в доме будет довольно много (только в нашем подъезде на 40 квартир не меньше 100 штук), приведет к тому, что баланс показаний всех индивидуальных счетчиков будет меньше показаний общедомового прибора учета. Иными словами, жильцы оплатят меньшую сумму, чем ресурсоснабжающая организация потребует от управляющей компании за поставленный коммунальный ресурс.
УК не станет компенсировать эту недостачу из своих средств, а будет распределять ее на всех жителей, в том числе – на установивших счетчики в своих квартирах. К тому же в каждом доме найдутся неплательщики, а это еще увеличит недостачу. Управляющая компания просто не будет с ними связываться. Значит, за все придется расплачиваться добросовестным потребителям, имеющим индивидуальные счетчики. А это делает установку этих приборов бессмысленной затеей.
И еще. Жильцы квартир, не установившие индивидуальные счетчики, согласно новым Правилам платят за отопление сумму, рассчитанную по формуле, которая указана в п. 2 Приложения 2 Правил. В этой формуле имеется показатель «Nt – норматив потребления коммунальной услуги по отоплению». Что это за норматив, по каким методикам рассчитывается и кем утверждается? Ведь может получиться так, что, используя этот таинственный «Nt», управляющая компания станет взимать с жильцов больше, чем будет платить поставщику тепла. Вот уж раздолье для нее!
И еще. Установка теплосчетчиков не ведет к экономии тепла – сколько теплоносителя проходило через батарею без счетчика, столько же будет проходить и после его установки. Скажем, некоторые жители не установили индивидуальные счетчики и поэтому должны платить за отопление по нормативу. Но в их квартирах на всех батареях установлены действующие вентили. И, как нормальные люди, они, если на улице тепло, эти батареи выключают, а если холодно – включают. Таким образом, они не отапливают улицу, открывая форточки. При этом не простужаются их дети, сидя под этими форточками. Но платить эти граждане будут больше, чем жители, установившие все теплосчетчики, которые реальной экономии тепла не дают.
К сожалению, «настоящая» экономия не предусмотрена никакими нормативными документами. А стоило бы предусмотреть. К тому же установка вентилей обходилась бы гораздо дешевле и требовала минимальных усилий при эксплуатации. Применение вентилей необходимо поощрять любым способом.
Задачу энергосбережения не решить только установкой теплосчетчиков. Все мероприятия по энергосбережению должны быть интересны всем жителям. Да и разумно ли разделять людей на тех, кто установил индивидуальные счетчики, и тех, кто не установил?
Леонид Шабольнев, инвалид II группы, пенсионер
Энергоэффективный сарай? Очень сомнительно!
Предполагалось, что Федеральный закон «Об энергосбережении…» подвигнет Россию к передовым технологиям. И вот он принят. И что же? Да ничего конкретного, кроме повсеместной установки счетчиков и запрета ламп накаливания!
В нем нет главного – технических, технологических, экономических мер по энергосбережению в экономике, финансирования и поощрения изобретений, имеющих прямое отношение к энергосбережению. Не предусмотрены меры по созданию за счет государственного финансирования научно-производственных структур – НИИ, КБ, лабораторий, испытательных центров. Не стоит задача по созданию современного энергоэффективного оборудования, даже такого элементарного, как тепловые насосы. В мире их изготавливают ежегодно десятки миллионов, в России ни одного.
Вся инфраструктура коммунальной энергетики сильно изношена. На котельных используются устаревшие установки с КПД ниже 50%. Из-за недопустимого износа труб в землю выливается до 30% генерируемого тепла. Вот где надо сберегать! Но по новому закону теплоснабжающая организация, выполняя энергосберегающие мероприятия для отчета перед контролерами, может бесконтрольно сливать выработанную энергию в землю, а все потери спокойно вписывать в повышенные тарифы для населения.
Иными словами, всю нашу экономику закон собирается модернизировать за один-три года исключительно за счет разработки федеральными и региональными чиновниками мероприятий по экономии тепла в многоквартирных домах путем установки счетчиков и запрета ламп накаливания!
Возьмем, например, теплосчетчики. Повсеместная их установка – как общих, так и индивидуальных – приведет к увеличению гидравлического сопротивления теплосетей, их разрегулированию. Необходимо учесть, что сетевая вода тепловых сетей автономных котельных, не оборудованных системами водоподготовки и деаэрации (а таких по стране 90%), загрязнена, и в этой ситуации любые теплосчетчики неработоспособны.
А уж как «сэкономят» граждане! В стране примерно 35 млн централизованно отапливаемых квартир. Система отопления в них выполнена так, что индивидуальные теплосчетчики придется ставить на каждый отопительный прибор, делать врезки. По новому закону собственнику каждой квартиры придется в течение трех ближайших лет установить порядка семи счетчиков (четыре на батареи, один на полотенцесушитель, один на холодную воду и один на водоотведение) и еще оплатить установку нескольких общедомовых. Это выльется в суммы, которые многих, мягко говоря, огорчат.
Кроме того, граждане будут вынуждены содержать за свой счет около миллиона контролеров по счетчикам и примерно столько же работников саморегулируемых организаций (СРО) по установке счетчиков. Колоссальные затраты население понесет и в связи с обязательным составлением паспортов энергоэффективности на каждый бытовой прибор (стиральную машину, электроплиту, пылесос, телевизор, компьютер, тостер), на таблички с указанием энергоэффективности на фасаде каждого здания – и сарая, и садового домика площадью более 50 «квадратов» с занесенным на ней обязательством ежегодно сокращать потребление энергоносителей.
А если граждане не захотят этим заниматься? Ну что же… Согласно ст. 46, п. 9 закона «плановые проверки соблюдения требований энергосбережения… могут проводиться два и более раза в три года» – то есть сколько угодно. И после каждой проверки – штраф, штраф, штраф.
Алексей Сабатов, инженер-энергетик