14:33:27
21 ноября 2024 г.

Ответы получены, сомнения не рассеяны

ЖКХОчень скоро начнут действовать новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные правительством РФ.

Постоянно растущие коммунальные платежи и относительная беспомощность граждан во взаимоотношениях с поставщиками услуг ЖКХ вызывают опасение, что переход на новые правила усилит бремя расходов населения и сделает граждан еще более зависимыми от воли естественных монополистов и посредников. По нашей просьбе Минрегионразвития ответил на ряд вопросов, вызванных беспокойством по этому поводу. Сегодня мы публикуем сокращенное изложение ответов, сопроводив их нашими комментариями.

Перестановка слагаемых влияет на сумму

В соответствии с новыми правилами граждане будут отдельно оплачивать коммунальные услуги по содержанию своей жилплощади и общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно, расходы жильцов на общедомовые нужды (ОДН) должны быть изъяты из нынешних тарифов или нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении. Теоретически сумма двух новых «расчлененных» платежей должна равняться единому прежнему. Мы обратились в министерство с просьбой пояснить, что имеется в виду под общедомовыми нуждами, где «зашифрованы» расходы на них сейчас, и выразили опасение, что новый порядок расчетов может привести к дополнительному росту коммунальных платежей.

Под общим имуществом, напомнили специалисты ведомства, имеются в виду лестничные площадки и пролеты, лифтовое хозяйство, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы с инженерными коммуникациями и т. п. Таким образом, под ОДН понимаются освещение подъездов внутри и снаружи, работа лифтов, отопление подъездов, полив газонов и т. д.

Сегодня оплачиваемые населением расходы на ОДН включены либо в нормативы для жилых помещений, либо распределяются по определенным формулам на жителей дома через перерасчет. Как справедливо отмечено в ответе министерства, население в этих условиях «1) не знает, за какие объемы и сколько оплачивает и 2) не может ни с кого спросить, откуда такой объем ОДН и почему он не снижается, а, например, растет». Как следствие, потребитель совершенно не заинтересован в проведении энергосберегающих мероприятий.

По новым правилам в платежке появляется новая строка расходов на ОДН. Правила расчета этой строчки ЖЕСТКО (выделено в ответе министерства) формализованы в постановлении правительства. По мнению авторов документа, это, с одной стороны, гарантирует честные правила игры, а с другой, – дает возможность потребителю получить полную информацию об объемах ОДН за каждый месяц.

Введение данной конструкции должно сделать расходы на оплату коммунальных услуг прозрачными и одновременно послужить основой для проведения энергосберегающих мероприятий. В ответе выражена уверенность, что «это не повысит дохода поставщиков ресурсов, т. к. потребитель в конечном итоге (когда установят общедомовые приборы учета) будет оплачивать свое реальное потребление ресурса».

К сожалению, нам трудно разделить содержащийся в ответе оптимизм. И вот почему. Одному из авторов этих строк уже давно обещают, что установка счетчиков сделает его платежи прозрачными. Он установил в квартире счетчики воды, каждый месяц исправно пересылает показания. И каждый месяц получает в квитанции перерасчет к этим показаниям. Теперь перерасчеты перекочуют из одной строки в другую, на ОДН. Но человек как раньше не знал, что за ними кроется, так и впредь не будет знать. Конечно, на это можно ответить: «А ты сходи, выясни. Если несправедливо – потребуй исправить». Но люди и без того устают бороться за существование, а тут еще надо каждый месяц ходить, спорить, и все с неизвестным результатом… На это, может быть, и расчет?

Теперь об экономической заинтересованности в ресурсосберегающих мероприятиях на ОДН. Выполняет их в основном управляющая компания (не жильцы же будут утеплять двери в подъезде или ремонтировать вентили в подвале). И вот теперь перед УК будет дилемма: либо в счет платы за «содержание и ремонт» (то есть за свой счет) провести мелкий ремонт, либо пусть вода в подвале потихоньку капает – жители все равно оплатят потери по строке ОДН. Хуже того. Сегодня освещение в подъезде оплачивается ими в составе того же содержания и ремонта. То есть на соответствующую сумму снижается доход управляющей компании. Поэтому она пока кровно заинтересована в том, чтобы следить здесь за порядком. А теперь эти расходы вынут из «содержания и ремонта» и выставят гражданам по общедомовому счетчику в составе ОДН. И пусть после этого электроэнергию в подъезде тратят или даже воруют сколько угодно, УК до этого дела нет. Жители все оплатят.

И наконец, об увеличении расходов граждан при переходе на новые правила. Казалось бы, чего проще проверить: взять и сравнить прежний платеж с суммой двух новых, и все сразу станет ясно. Однако на практике сделать это непросто. Дело в том, что квартплата – величина не постоянная, в каждой очередной платежке другая сумма, разброс довольно существенный. При переходе на новые правила расхождение всегда можно списать на частные особенности каждого месяца. Кроме того, «несанкционированное» удорожание услуг можно замаскировать очередным повышением тарифов, которое смазывает всю картину.

Как правило, переход на новые правила приурочивается именно к пересмотру тарифов. Предположим, что повышение платы за содержание и ремонт будет ограничено величиной 10%. Не приходится сомневаться, что ее и повысят ровно на 10% по отношению к предыдущему году. Одновременно из состава этой услуги будет исключено и выведено в строку ОДН освещение подъезда. Однако уменьшить предыдущую базу по платежам за содержание и ремонт на соответствующую сумму перед тем, как накинуть 10%, «забудут».

В результате формально все вроде бы соблюдено: предельный уровень роста тарифов не превышен, ОДН из нормативов или тарифов исключен. Но реальное удорожание статьи за содержание и ремонт будет больше предельно установленного уровня по причине двойного счета. А уж УК найдет, как использовать появившийся резерв.

Откуда такие сомнения? Подобное уже имело место, к примеру, когда из коммунальных тарифов была исключена оплата услуг банка по приему платежей. Тогда граждане стали дополнительно платить комиссию банку при оплате, и тарифы увеличились на предельную величину так, как будто из них ничего не исключали. В этой связи было бы неплохо, если Минрегионразвития, уполномоченное разъяснять применение новых правил, проследило за корректным переходом на них в регионах.

Через переводчика

Новые правила закрепляют порядок, при котором общение граждан с ресурсоснабжающими организациями (РСО) – поставщиками воды, тепла, электроэнергии – осуществляется через «переводчика» в лице УК или ТСЖ. То есть граждане заключают договор о поставке услуг с посредником, а уж тот договаривается непосредственно с РСО. При этом уклониться от такой схемы невозможно, поскольку соответствующий письменный договор с УК необязателен. Уже сам факт потребления коммунальных услуг (а куда я денусь?) является свидетельством заключения такого договора.

При этом наибольшее беспокойство в практическом плане вызывает проблема неплатежей. В этой связи мы поинтересовались в министерстве, каков порядок действий УК или ТСЖ в отношении неплательщиков и, самое главное, за счет каких финансовых источников будет погашаться задолженность УК или ТСЖ перед поставщиком ресурса за нерадивого потребителя.

В ответе ведомства перечислены меры воздействия, которые могут быть применены со стороны УК по отношению к должникам. Это и ограничение потребления услуги (отключение), и взыскание задолженности в судебном порядке, наложение штрафных санкций на должника и даже обращение в суд с требованием о выселении неплательщика.

Однако все перечисленные меры требуют денег. В пояснениях сказано, что расходы УК (ТСЖ) на совершение таких действий могут быть включены в плату за содержание и ремонт жилых помещений. А раз «могут быть», значит и будут включены, что послужит поводом для увеличения платежей добросовестных плательщиков.

Ну а если принятые меры не принесут результата и долги не погашены, как УК будет рассчитываться с поставщиками ресурса? В ответе перечислены три варианта:

1) долги неплательщиков УК (ТСЖ) вправе в счет погашения своей задолженности перед РСО по соглашению с РСО передавать в РСО, и тогда уже РСО само будет «работать» с таким потребителем;

2) УК, ТСЖ вправе привлекать за проценты средства для расчетов с РСО за таких нерадивых потребителей;

3) УК, ТСЖ при наличии у него доходов, например, от сдачи общего имущества в аренду, вправе использовать такие доходы для расчетов с РСО, а в дальнейшем взыскивать сумы долгов с потребителей.

Сразу заметим, что первый вариант очевидно не жизнеспособен. Зачем ресурсоснабжающей организации добровольно брать на себя такую обузу?

Что касается второго, то он выдвигает следующий вопрос – а как потом возвращать «привлеченные за проценты средства»?

Третий вариант напрямую означает оплату долгов из доходов жильцов, поскольку общее имущество это и имущество каждого жильца тоже.

К тому же сторонние эксперты обращают внимание, что УК вправе все риски, связанные с неплатежами, в том числе сами долги и судебные издержки, включать в размер платы на будущий год. И все добросовестные плательщики будут их оплачивать.

Ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев на страницах нашей газеты уже пояснял смысл происходящего так: «Увеличение расходов на борьбу с неплатежами – шаг, понятно, непопулярный. Но как иначе бороться с недобросовестными людьми? Надо создавать в доме атмосферу нетерпимости к подобным нарушениям».

Таким образом, предложенная конструкция фактически закрепляет механизм солидарной ответственности жителей за долги злостных неплательщиков. Но если кто-то не захочет быть солидарным с неплательщиками?

Чтобы понять всю абсурдность ситуации, достаточно задаться вопросом, а почему бы на жителей дома не возложить солидарную ответственность и за соседей – неплательщиков алиментов, пьяниц, нарушителей правил дорожного движения? Воспитывать должников по квартплате тоже не каждый захочет, потому что в ответ ему могут дать по носу, чтобы не совал его не в свои дела. И по большому счету будут правы.

(Продолжение следует)

Петр Гарин, Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация