23:30:44
11 апреля 2021 г.

Откроем двери «вражеской технике»

В Московской области принят план по увеличению энергоэффективности жилых зданий. Как он осуществляется в Клину, рассказывает руководитель одной из местных эксплуатационных компаний «Сантекс» Вадим Чепелев.

– Это ваша основная работа?

– Нет, главное, что мы делаем, – обслуживаем дома. Сейчас их у нас 60, в основном пятиэтажки. Но при этом осваиваем и энергосберегающие технологии. Ведь в Клину 80% всех зданий старой постройки, с устаревшей системой теплоснабжения. Без реорганизации этих систем нельзя серьезно говорить об энергосбережении.

– В чем главные недостатки существующего оборудования?

– Такие же, как в любом старом доме. С годами в трубопроводах наросли отложения, их пропускная способность значительно снизилась, потому элеваторы, подающие воду и рассчитанные на проектные характеристики здания, просто не в состоянии «прокачать» систему. Да и сами теплосети не всегда могут обеспечить необходимую температуру воды. В домах холодно, люди жалуются: за что мы платим? Но бывает и так, что батареи вдруг раскаляются, понятно: местная энергетическая компания «нагоняет» калории, ей выгодно. А жильцы в самые морозы открывают форточки, отапливают улицу.

– Помнится, еще в начале 2011 года мэр столицы Сергей Собянин обратил внимание чиновников на то, что горожане жалуются на раскаленные батареи в периоды оттепелей, которые случаются все чаще.

– И при этом платят за свой дискомфорт. В системе терморегулирования мы отстаем от развитых стран мира по крайней мере на 30 лет.

– Что вы имеете в виду?

– Одно из зарубежных впечатлений: терморегуляторы на батареях, которые позволяют людям самим устанавливать комфортную температуру в квартирах. У нас такого нет. Чтобы поставить такое оборудование, необходимо коренным образом изменить всю систему энергоснабжения дома. Речь идет об установке индивидуальных тепловых пунктов либо автоматизированных узлов управления. Этим мы и занимаемся.

– В чем их основное достоинство?

– Они регулируют напор воды в зависимости от погодных условий – путем изменения ее напора, а также температуры самой сетевой воды. При наличии в доме прибора учета жители, естественно, платят только за то количество тепла, которое они реально потребили.

– Но ведь это дорогое удовольствие – замена системы теплоснабжения. Ладно, если это делается во время капремонта, тогда согласно федеральным нормам собственники платят за него лишь 5%. А если какое-нибудь ТСЖ или ЖСК решилось на модернизацию и при этом не попало в список счастливчиков, которым делают капитальные работы за бюджетные деньги, потянут ли жильцы такую инновацию?

– Вспомните пословицу «Скупой платит дважды». Мы часто сосредоточиваемся лишь на первоначальных затратах и не задумываемся, насколько они эффективны. А ведь самое дорогое энергосберегающее оборудование оправдает себя в срок от одного до четырех лет. При этом надо помнить о постоянно растущих тарифах на энергоресурсы. Компенсировать рост цен можно одним лишь путем – бережнее эти самые ресурсы потреблять. Сэкономленные средства управляющая компания либо вернет жителям, сделав перерасчет по итогам года, либо использует по их усмотрению, например на нужды текущего ремонта и благоустройство жилых домов. Если провести с людьми работу, объяснить, что даст им модернизация, то, поверьте, никто не будет возражать. Знаю по собственному опыту.

Но инерция жителей не единственная преграда на пути реорганизации теплового оборудования. Сопротивляются еще и коммунальщики.

– А они-то почему?

– Мало того, что новое оборудование нужно установить, запустить, его надо еще и обслуживать, а грамотно обращаться с современными системами умеют немногие. Потому эксплуатационные компании не очень-то горят желанием заполучить их на свой участок. Автоматизированные узлы управления там окрестили даже «вражеской техникой». Рабочим куда проще обслуживать старые добрые элеваторные узлы. Если что не так, всегда можно сопло рассверлить. Вот так и регулируют температуру.

– Но ведь вы же устанавливаете такие узлы.

– Да, и одновременно обучаем сантехников обращаться с ними. В этом нам во многом помогает энергосберегающая компания, которая их поставляет. Регулярно организует семинары для специалистов эксплуатирующих организаций, выпускает справочную и учебную литературу, проводит технические консультации по вопросам эксплуатации оборудования. В нашей работе это большое подспорье. Но, к сожалению, это не панацея. Уровень зарплат в системе ЖКХ все еще остается невысоким. У квалифицированного сварщика она примерно восемь тыс. руб., а у слесаря-сантехника и того меньше – шесть-семь. Отсутствуют и какие-либо социальные гарантии. Все это приводит к тому, что в отрасли остаются работать только люди предпенсионного и пенсионного возраста. Престиж профессии утрачивается. Классы в бывших ПТУ, где готовят рабочих для системы ЖКХ, полупустые. Это очень серьезная проблема. Может случиться, что обслуживать дома скоро будет некому.

Наталья Куртова, руководитель пресс-службы энергосберегающей компании «Данфосс»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация