Им должно стать удобно: у себя, на улице, в музее
Три года назад вступила в силу конвенция о правах инвалидов, определившая право людей с ограниченными возможностями на участие в жизни общества наравне с другими. Россия подписала конвенцию и обязана ее соблюдать.
В прошлом году была принята программа «Доступная среда». Ее цель – социальная интеграция людей с ограниченными возможностями. В столице сегодня много делается для того, чтобы город стал удобным для инвалидов.
Как передвигаться?
Для человека, прикованного к кровати, совсем уж фантастичной может показаться сама мысль о том, что он может встать и самостоятельно переместиться в другую точку своей квартиры. И все-таки такие перемещения лишенных способности двигаться людей сегодня – реальность. Конечно, не без помощи технических приспособлений.
Заместитель руководителя Департамента социальной защиты, курирующий вопросы обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, Игорь Гордеев рассказал о том, что предпринимают столичные власти для адаптации города и непосредственно жилья к нуждам маломобильных людей.
Начнем с новинки – системы «Мультиролл», она сейчас проходит тестирование. На Западе такие системы уже давно и широко применяются. «Мультиролл» – это переносное подъемное рельсовое приспособление, позволяющее поднять лежачего человека с кровати и переместить в заданную точку его квартиры. Например, нужно человеку телевизор включить, а рядом пульта нет. Система поможет.
По информации департамента соцзащиты, «Мультиролл» уже установлен в 340 квартирах москвичей, работы по его монтажу ведутся еще в 151-й. По отзывам людей, проект нужный и востребованный.
Человек с ограниченными возможностями большую часть времени заперт в четырех стенах. Московские власти стараются адаптировать подъезды, дворы, дороги для нужд инвалидов. За год в городе оборудовано почти 35 000 сходов-съездов на дворовых территориях и городских улицах. В более чем 7000 домов установлены пандусы. Там, где перепад высот от входной двери до лифтового холла достаточно велик, установлены подъемные платформы (уже более 1200). До конца этого года появятся еще 138.
Все автобусы станут доступны
Заметила, что подавляющее большинство городских автобусов в последнее время стало низкопольными, специально оборудованными для удобного заезда людей на колясках. Правда, самих людей с ограниченными возможностями, выбирающими для передвижения этот вид транспорта, по-прежнему как-то не особо видно. Может быть, пока для многих из них еще в диковинку, что транспорт становится все более приспособленным к их нуждам. Зато низкопольные автобусы очень радуют молодых мам с колясками. Есть специальный заезд, место, где можно прикрепить, зафиксировать коляску, а самой встать рядом и держаться.
В планах городских властей – к 2013 году весь автобусный парк заменить на низкопольный. Тогда же доступными для людей с ограниченными возможностями станут и 30% троллейбусов.
Пока же в городе на маршрутах работает около 40% адаптированных таких автобусов и 25% троллейбусов. Уже в этом году должно быть приобретено около 2000 автобусов, приспособленных для инвалидов – колясочников. Закуплено 130 троллейбусов и 30 трамваев.
При перемещении человека с ограниченными возможностями по городу важно и то, как оборудованы места, где он сможет перейти дорогу. Более 1600 пешеходных переходов адаптированы для колясочников и слабовидящих людей. Это практически 80% от всех московских перекрестков.
По информации городского департамента соцзащиты, на создание безбарьерной среды бюджетом в этом году было предусмотрено 2,5 млрд рублей.
Даже если транспортная проблема для людей в инвалидной коляске и будет решена, сможет ли такой человек попасть в музей, театр, парк, библиотеку, в какие-то другие места, доступные человеку здоровому?
По информации Игоря Гордеева, в прошлом году стартовал проект «Карта доступности». На этом сайте отображена степень доступности для людей с ограничениями в передвижении и восприятии совершенно разных объектов: от поликлиник и учебных заведений до театров, библиотек и музеев. Причем адаптация оценивается по различным параметрам. Ставится оценка: прилегающей территории, входу, путям движения внутри, туалетам. Оценивается звуковая и видеоадаптация для людей с нарушением слуха и зрения. Например, самыми приспособленными признаны: музеи – Дарвина, Космонавтики, Планетарий, а также Государственный музей-заповедник «Царицыно».
Стимул для бизнесменов
Уже третий год в столице проходит конкурс «Город для всех». Стартовал он в год равных возможностей. Цель конкурса – дополнительно привлечь внимание общественности к проблеме создания безбарьерной среды. В конкурсе принимают участие организации разных правовых форм. Выдвигаются и разные номинации: для организаций социальной защиты, культуры, офисных, культурно-оздоровительных центров, жилых домов, дворов, дорожно-транспортных предприятий и т. д.
Новинка этого года – номинация для проектных организаций, разработавших концепции зданий и сооружений с учетом доступности для инвалидов.
Конкурс проходит в два этапа. Первый – окружной. Второй – городской. Планируется, что торжественное вручение номинантам призов состоится в день инвалида – в начале декабря.
На проблемы людей с ограниченными возможностями все больше внимания стали обращать и представители бизнеса.
Например, уже давно в адаптацию среды для инвалидов активно включились владельцы крупных и мелких магазинов. Тенденция последних месяцев – создавать безбарьерную среду принялись и банкиры. Делают доступными свои офисы для людей, испытывающих проблемы с передвижением, Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы. То есть те сетевые кредитные учреждения, услугами которых пользуются многие. К нуждам инвалидов приспосабливаются столичные вокзалы и поезда.
Инспектора!
Вот уже почти год в столице работают общественные инспекторы. Оценивают, насколько пригодна городская среда для проживания людей с ограниченными возможностями. Как сообщила начальник отдела адаптации городской инфраструктуры Любовь Уварова, общественная инспекция помогает приспособить город для людей с ограниченными возможностями. Например, сдается новый выход из метро или подземный переход, оснащенный пандусами. И тут же принимать работу строителей выходят инспекторы. Были случаи, когда строителям приходилось переделывать съезды-выезды. Из совсем недавних переделок – переукладка тротуарной плитки так, чтобы передвижение по ней было под силу колясочникам.
Инспекторы были отобраны из числа общественников, в том числе инвалиды. Все они прошли обучение. Ведь принимаемые объекты должны быть удобны и колясочнику, и слепому, и глухому. Всего сегодня работает 17 общественных инспекторов. По сведениям Игоря Гордеева, инвалидов среди них – 60%. Двое передвигаются на коляске, есть мамы детей-инвалидов, есть опорники. Остальные инспекторы – специалисты со строительным образованием. В ближайшее время число общественных инспекторов будет увеличено. Критерия отбора два: понимание важности работы в инспекции. И – желание работать. Первые семнадцать проверяющих были отобраны приблизительно из 50 претендентов. В основном этих людей делегировали общественные организации.
Кроме приемки новых городских объектов, общественная инспекция проводит рейды по оценке действующих. Заключения и рекомендации отправляются в органы исполнительной власти, ответственные за оборудование тех или иных общественных мест для посещения инвалидами.
Еще одно направление работы инспекции – экспертиза проектов. Проводится она для того, чтобы каждое новое здание или здание, где планируется капремонт, стали доступными для всех.