04:46:41
23 ноября 2024 г.

Единожды солгав

Внимание, мошенникиО том, что обманывать нехорошо, знает каждый ребенок. И все же граждане бывают не прочь схитрить, когда на кону стоит дорогая столичная квартира. Однако, поддавшись соблазну солгать, стоит подумать о том, что последствия могут оказаться весьма серьезными.

Приятный сюрприз

Этот жаркий вечер не обещал Евгении Павловне ничего интересного – привычное сидение в душной квартире под вентилятором, газета с кроссвордами, телевизор… Скрасить одиночество старушки было некому: сын давно уехал из Москвы, внучка обитала на другом конце города и судьбой пожилой родственницы не интересовалась.

Шаркая ногами по стертому линолеуму, пенсионерка направилась на кухню попить чаю, когда неожиданный резкий звук буквально приковал ее к месту. Лишь спустя полминуты Евгения Павловна очнулась: как, оказывается, она отвыкла от визитеров, если пугается дверного звонка! Открыв незваным гостям, хозяйка квартиры удивилась еще больше – на пороге стояла ее внучка Лена под руку с незнакомым парнем.

«Привет, бабуля, мы в гости! – запела внучка так беззаботно, словно навещала Евгению Павловну через день. Всучив растерявшейся старушке букет садовых ромашек, девушка прошла в квартиру и кивнула на своего спутника. – А это Коля, мой будущий муж. Свадьба не за горами, вот я и решила тебе его представить».

Евгения Павловна обрадовалась неожиданному визиту, но в глубине ее души зашевелились и сомнения: не в характере Лены было возить молодых людей бабушке «на смотрины».

Невинная просьба

Вскоре старушка и ее гости уже гоняли чаи на уютной кухоньке. Разрезая принесенный с собой аппетитный тортик с фруктами, Лена щебетала что-то о работе, отпуске, в который ее никак не отпустят, о запланированной на осень свадьбе…

Торт был съеден, темы для беседы стали иссякать. Отвыкшая от общения Евгения Павловна немного устала, но Лена с Колей упорно сидели за столом. Наконец внучка, смущенно кашлянув, завела разговор, ради которого, похоже, и был затеян визит.

«Бабуля, у нас к тебе небольшая, совсем невинная просьба, – тихо произнесла Лена. – Может быть, ты согласишься подписать бумажку об обмене наших квартир? Только не волнуйся, никаких хлопот это тебе не доставит. Да и вообще ничего для тебя не изменится».

Евгения Павловна только руками всплеснула: ах, вот в чем дело! Значит, Лена пришла не просто так, решила покуситься на бабушкину двухкомнатную квартиру! Надоело ютиться в тесной «однушке», вот она и решила обменяться. А ведь несколько лет назад старушка приглашала внучку пожить у себя, намекала, что хотела бы оставить жилье ей.

Увы, тогда Лену интересовали лишь шумные посиделки с друзьями, связывать себя заботами о пожилой родственнице она явно не хотела. Евгения Павловна обиделась, перестала звонить внучке и даже отказалась от идеи приватизировать квартиру – зачем хлопотать, если оставить ее некому?

От перемены мест слагаемых…

Но Лена оказалась совсем не такой коварной, как подумала бабушка. План внучки оказался простым и вполне безобидным: дело в том, что после оформления обмена… все останутся на своих местах!

«Бабуля, это ведь всего лишь бумажки! – расхохоталась Лена, услышав упреки в корыстолюбии. – Жить ты по-прежнему будешь здесь, мы – у себя. Просто по документам будешь числиться проживающей в нашей однокомнатной хибаре. Вокруг только и твердят о жилье для ветеранов и прочих льготников, пройдемся по инстанциям, наверняка квартиру побольше выделят, жилищные условия улучшат».

Евгения Павловна задумалась. Еще лет пять назад она бы легко согласилась на любой план внучки, даже поменялась с ней жилплощадью. Но теперь в сердце старушки занозой сидела обида, да и ехать в отдаленный район, где метро существует пока только в проекте, на восьмом десятке лет было решительно невозможно.

Стоп… Лена говорит, что обмен двух неприватизированных квартир состоится лишь на бумаге, и от перемены мест слагаемых ровным счетом ничего не изменится. А может, помочь внучке? Глядишь, и отношения наладятся, и не будет больше Евгения Павловна коротать вечера в одиночестве…

Оформление обмена и хождение по инстанциям Лена взяла на себя, от бабушки потребовалось лишь раз-другой показаться на глаза чиновникам и выразить свое согласие. Никаких лишних вопросов обмен не вызвал: желание старушки отдать внучке более просторную квартиру было вполне объяснимым.

Новая жизнь

Как и обещала Лена, после обмена Евгения Павловна осталась жить в двухкомнатной квартире, в том же районе. Теперь внучка, получившая свой ключ от жилья бабули, навещала старушку, выполняла просьбы по хозяйству, оплачивала походы к врачам. А на свадьбе внучки с бабушкой носились как со свадебным генералом!

Все обиды и недоговоренности были забыты, спустя несколько месяцев Лена даже купила пенсионерке путевку в санаторий. Наслаждаясь набиравшей силу весной, Евгения Павловна не могла нарадоваться на свою новую жизнь – с заботой родных, отдыхом на природе, мечтами о правнуке…

Забирая бабушку из санатория, внучка опустила глаза: «Бабуля, не удивляйся, пока тебя не было, мы с Колей в «двушке» ремонт затеяли. Там ведь и окна старые, и сантехнику пора менять… Не волнуйся, поживешь пока у нас, а потом вернешься к себе».

Так Евгения Павловна оказалась в тесной квартирке, где и числилась по документам. Конечно, двухкомнатное жилье старушки требовало ремонта, но по сравнению с разрухой, в которой обитала внучка, оно казалось хоромами. Отдаленный район не мог похвастать налаженной инфраструктурой, и это стало для пенсионерки серьезной проблемой: с головой погрузившись в ремонт, Лена переехала в «двушку» и теперь крайне редко навещала бабушку.

Поймать внучку по мобильному было непросто: занятая девушка просто не отвечала на звонки. Тогда Евгения Павловна набрала номер «двушки» – уж там-то Лена наверняка найдется! По телефону ответил незнакомый женский голос – один раз, второй, третий… «Да, номер вы набираете правильно, – вежливо объяснила незнакомка. – Ремонт? Какой еще ремонт?.. А Лену я уже давно не видела – с тех пор, как она продала нам квартиру».

Точка невозврата

«А что, имею право! – задиристо вскинула голову внучка, явившись в однокомнатные «руины» за своими вещами. – Вырученные деньги вложим в ипотеку, нам с Колей «трешку» предложили. Бабушка, для тебя та квартира была слишком большой, ну чем тебе эта не угодила? Район отдаленный, так скоро столицу расширят, тут чуть ли не центр будет!»

Хихикнув, Лена направилась к двери, а Евгения Павловна рухнула в ветхое кресло и потянулась за таблетками, чувствуя, как тяжело ухает сердце в груди. Слабея, она с трудом набрала номер давней подруги и успела продиктовать адрес…

Лишь спустя месяц, после выхода из больницы, старушка в сопровождении своей спасительницы оказалась у юриста. Тому не составило труда выяснить, как внучке удалось сбыть с рук «двушку»: совершив обмен и зарегистрировавшись в квартире, Лена приватизировала ее. Потом отправила бабулю в санаторий, нашла покупателей и, соврав Евгении Павловне про ремонт, выиграла время на оформление сделки.

«Можно, конечно, смириться с тем, что это точка невозврата, и, следовательно, отыграть все невозможно, – вздохнул юрист. – А можно, обратившись в суд, попытаться доказать, что обмен был мнимой сделкой, совершенной без намерения создать правовые последствия. Предупреждаю, подтвердить это будет сложно – единожды солгав, кто потом поверит…»

Евгения Павловна взяла время на раздумье. Сейчас она решает, как лучше поступить: приватизировать однокомнатные «апартаменты» и завещать их подруге либо бороться за свою бывшую «двушку». Одно старушка знает точно: отныне внучки у нее нет.

Комментарий

Александра Бузина, юрист:

– На подобные сделки нередко соглашаются родственники, которые являются нанимателями неприватизированных квартир. Уговорить пожилого человека на кажущийся безобидным обман несложно – достаточно вселить в старика надежду на то, что после обмена его квартиры на худшую быстро решится вопрос улучшения жилищных условий.

К фиктивным сделкам нередко прибегают и должники, пытаясь утаить имущество от кредиторов и судебных приставов. Например, задолжавший собственник спешно продает или дарит свою недвижимость другу, рассчитывая избежать имущественной ответственности. Однако обольщаться не стоит: друг может «забыть» о договоренности и не вернуть имущество потом, когда угроза со стороны кредитора минует.

Подобным коллизиям посвящен п. 1 ст. 170 Гражданского кодекса, согласно которому мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Это означает, что такая сделка недействительна с момента заключения, независимо от признания ее таковой в суде.

Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Евгении Павловне придется доказать, что при совершении сделки подлинная воля участников обмена не была направлена на достижение соответствующих правовых последствий. Подтвердить мнимый характер сделки сложно: суд оценивает все доказательства, решая, была ли на самом деле исполнена сделка (были ли переданы деньги по договору, проживает ли обменявшее жилье лицо в новой квартире).

Ксения Новикова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация