Марат Хуснуллин: Нерешаемых проблем на новой территории нет, есть большая кропотливая работа
Объемы жилищного строительства в Москве не снизятся, снос ветхих пятиэтажек в столице продолжится, а оставшимся обманутым дольщикам помогут. Основными приоритетами в городском строительстве будут социальное жилье, транспортные артерии, парковки, детские сады, спортивные сооружения, объекты здравоохранения. Бюджетные ассигнования перераспределяются в направлении рационализации расходов. А экономических проблем с освоением новых территорий не ожидается.
От осмысления к решениям
В преддверии Дня строителя заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин дал пресс-конференцию, посвященную вопросу развития городских территорий. Он согласился, что прежде в этом отношении строители держали общественность на относительно голодном информационном пайке: «Может быть, в предыдущие месяцы мы действительно частично хранили определенное молчание, точнее даже не молчание хранили, а не могли сказать всю информацию». Объяснялось это необходимостью серьезного осмысления вообще градостроительного плана развития Москвы. Мэр поручил пересмотреть его под тем углом зрения, как изменить в лучшую для населения и гостей столицы сторону.
Работа началась с корректировки генерального плана. Были пересмотрены практически все районы, где плотность застройки превышала даже утвержденные Правилами землепользования и застройки ограничения. Таких площадок оказалось более сотни.
Одновременно формировались отраслевые схемы размещения объектов. В начале августа правительство Москвы приняло постановление, в котором утверждены 46 таких схем: начиная с транспорта, парковок, гостиниц, жилья и заканчивая общественными туалетами. «Это огромная внешне неприметная работа, которой в ежедневном режиме заняты тысячи людей», – пояснил М. Хуснуллин.
Чтобы смысл проделанной работы стал более понятным, заместитель мэра привел ряд примеров. Так, с начала этого года на Градостроительно-земельной комиссии рассмотрено более 1,5 тыс. вопросов, начиная от объектов площадью 350 кв. м и заканчивая проектами в 280–300 тыс. кв. м. «Мы вынуждены разбираться с каждым объектом, чтобы не усугубить транспортную проблему», – сказал М. Хуснуллин.
Одновременно надо было определить, в чем же столица нуждается в первую очередь. В городе сложилась отчасти парадоксальная ситуация. Все хотят строить жилье, потому что это высокорентабельный бизнес. А вот заниматься парковками рвутся не все. В то же время новая администрация с удивлением для себя обнаружила, что в городе всего 36 ледовых дворцов на фоне более 2 000 спортивных объектов. Это очень мало, считает М. Хуснуллин. При наличии многих крупных торговых сетей элементарно имеется недостаток магазинов шаговой доступности. И таких перекосов много. Но, пожалуй, самый крупный из них – отсутствие парковочного пространства. Сейчас готова программа создания парковок, где поставлена задача за 5 лет организовать порядка 2 млн. машино-мест парковочного пространства, сообщил заместитель мэра.
Проведена ревизия
К настоящему моменту в городе подверглись «перетряске» более 2 000 контрактов из адресной инвестиционной программы. От чего-то отказались, где-то дополнительно поторговались, какие-то градостроительные решения изменили. Основная цель – рационализация расходов. «Так, мы отказались от Четвертого транспортного кольца. Мы могли бы в этом году совершенно спокойно освоить на его строительстве 40 млрд. рублей. Только вопрос: надо ли их тратить или нет, если вся программа дорожного строительства составляет 104 млрд рублей – Не нужно», – утверждает Марат Хуснуллин. Этим деньгам можно найти более эффективное применение.
В результате только пересмотра строительных контрактов город добился экономии 15 млрд. рублей из общей суммы в 76 млрд. рублей. На эти деньги появилась возможность дополнительно построить 75 детских садиков. И это при том условии, что еще не все торги проведены.
Подвергнут ревизии целый ряд крупных градостроительных решений. У строительного комплекса уже был готов проект документации для прокладки одной из магистралей на севере столицы стоимостью 110 млрд. рублей. Можно было начинать строить. Однако в результате изменения отдельных технических решений удалось снизить сумму до 45 млрд. рублей. «Попробуйте заработать или получить дополнительно 50–60 млрд. рублей!», – с нескрываемой гордостью предложил желающим заместитель мэра.
Не противоборство, а сотрудничество
Немало вопросов было задано по поводу расширения административных границ столицы. В частности, корреспондент «КР» поинтересовался одним из экономических аспектов освоения новых территорий. В последние годы в риелторской среде широкое хождение получил тезис о том, что львиная доля пригодных для строительства земель Подмосковья давно обрела своего хозяина, находится в частной собственности. В то же время законодательство предполагает изъятие участка у собственника для строго ограниченных государственных и муниципальных нужд – обороны, транспорта, связи и т. п., причем с компенсацией владельцу рыночной стоимости земли. Жилищное и многое другое строительство поводом для изъятия не является. В этом случае администрация может лишь делать предложения и договариваться, что открывает перед собственником довольно широкие возможности диктовать свои условия. В городской практике локальные проблемы такого рода ранее уже возникали, например, в Южном Бутове.
На этот счет М. Хуснуллин ответил следующее: «Начну с юридической стороны вопроса. В городе принят закон о том, что все административное управление на присоединяемых территориях сохраняется.
Второе: мы не собираемся ни у кого ничего изымать. На этой территории достаточное количество федеральных земель. Также достаточное их количество сегодня находится у инвесторов, которые крайне заинтересованы, чтобы их площадки взяли в градостроительное развитие, и обращаются к нам с предложением рассмотреть возможность застройки их территории. Потому что вы правильно начали с экономики. Земля без сетей, без дорог, без градостроительного плана имела одну стоимость. Когда она оказывается в черте Москвы, по современному мастер-плану экономика проекта оказывается совершенно иной. И крупные девелоперы, которые имеют там землю, готовы встречаться и начинать совместную работу. Мы просто не можем к ней прямо сейчас приступить, пока нет утвержденного механизма.
Действительно, землю можно изымать только под государственные нужды. Под транспортные коридоры, например. Будем действовать согласно закону, будем делать оценку и выкупать. К счастью, территория там большая, есть возможности для творчества. Если где-то не найдем взаимопонимания с владельцами, будем пересматривать проекты планировок, застроек. Поэтому я никакой такой проблемы не вижу, есть большая тяжелая кропотливая работа, но проблем нерешаемых на этой территории нет».
Краеугольным камнем в стратегии развития города является жилищное строительство. Последнее время возникало много споров, высказывались опасения и прогнозы, сводившиеся к тому, что объем строительства жилья упадет. Основных мотивов для негативных суждений было два: краткосрочный – в результате кризиса резко сократился необходимый на ближайшую перспективу задел, и долгосрочный – недостаток свободных площадок. – «Не упадет, я это заявляю. Без учета новых территорий, на существующей площади, мы в ближайшие годы планируем строить не менее 2,5 млн. кв. м.», – твердо заверил в ответ М. Хуснуллин.
На чем базируется эта уверенность? Во-первых, в городе строится 7 млн. кв. м жилья по уже выданным разрешениям на строительство. Эти объекты администрация не останавливает. В целом же в Москве выдано разрешений на строительство 25 млн. кв. м недвижимости. Это то, что находится в строительстве. Плюс еще порядка 20 млн. кв. м недвижимости находится в высокой степени готовности к началу строительства, то есть где-то уже готовы проекты, какие-то из них согласованы и вышли на стадию получения разрешения на строительство.
Пока по итогам прошедших шести месяцев по данным официальной статистики объемы жилищного строительства выросли в городе на 7%. То есть ситуация не только не ухудшается, а несколько улучшается.
Снос споткнулся на уплотнении
В связи с пересмотром жилищных инвестконтрактов Марат Хуснуллин более подробно остановился на проблеме реконструкции кварталов пятиэтажек сносимых серий. Многие контракты такого рода сегодня не могут исполняться. Застройщики не всегда справляются со взятыми обязательствами. А людям обещано, что их дома будут снесены.
Суть проблемы в основном сводится к тому, что по имеющейся практике среднее увеличение плотности застройки при реконструкции таких кварталов достигает троекратного. Но если на месте снесенных домов строится в три раза больше жилья, то приходится в три раза больше строить объектов социальной сферы, примерно во столько же раз больше инженерии и прокладывать больше дорог, расширять имеющиеся. И вроде бы как город получает что-то от застройщиков для своих нужд – 20–30% с объекта. Но если посчитать стоимость осуществляемых прямых затрат, которые он в конечном счете понесет на инфраструктуру, то получается, что такой проект ему просто невыгоден. Однако взятые перед жителями обязательства остаются. Поэтому сейчас все подобные инвестконтракты по сносимым сериям анализируются на предмет возможного сноса этих зданий за счет бюджета.
В этой связи М. Хуснуллин выразил удивление по поводу статьи в одном из изданий, в которой утверждалось, что программа сноса будет сворачиваться. «Не будет. В текущем году четко запланировано снести более 100 домов. Расписаны конкретные адреса, проведены аукционы. Правда, у нас работа несколько сместилась на второе полугодие. Во-первых, так уже сложилось, что всегда первую половину года строители раскачиваются, а во второй выдают результат. Во-вторых, мы действительно потратили некоторое время на пересмотр градостроительных решений и контрактов», – пояснил заместитель мэра.
Дольщикам: подтвердите статус
В представлении Марата Хуснуллина об обманутых столичных дольщиках много говорят, но по факту их число не так уж и велико. И их проблемы никто не откладывает в сторону. Так, сегодня по Южному Тушину заявлено 1100 пострадавших. Однако после того, как городские власти обратились в правоохранительные органы с просьбой проверить, кто из этого числа действительно способен подтвердить, что является обманутым дольщиком, то пока только 660 человек это сделали. По их поводу принято решение. Прямых отношений с дольщиками у города нет. Но есть ГУП, который исторически этим вопросом занимается. Ему будет выделена субсидия в размере 3 млрд. рублей на то, чтобы он все вопросы по Южному Тушину закрыл, достроил существующие корпуса и возвел новые.
«В этом году ГУП больше 3 млрд. физически не может освоить. Мы подобрали 7 новых площадок, на которых потенциально можно строить. Он там начнет работу. А дальше, в зависимости от того, какое количество дольщиков будет подтверждено, когда появятся четкие и полные списки, станет понятна стоимость проблемы и выяснится необходимость добавить денег, – еще добавим. Но сказать сегодня, что мы даем 5 или 6 млрд. рублей, не зная точной стоимости проблемы, – зачем это нужно? Мы дали ровно столько, сколько можно до конца года освоить и за них отвечать» – изложил свою позицию М. Хуснуллин.
По остальным дольщикам, признанным обманутыми, их очень небольшое количество, город ищет решения. То же самое относится к так называемому долгострою. «В хозяйственные споры мы при этом не вмешиваемся, хотя попытки втянуть нас в это дело есть. Но что касается правительства, то оно готово со своей стороны снять барьеры для решения этих вопросов. Где-то мы с сетями помогаем, где-то инженерию строим. Но каждый объект в ручном режиме мы прорабатываем», – заверил заместитель мэра.
В завершение Марат Хуснуллин поздравил строителей с профессиональным праздником и высказал в их адрес самые добрые пожелания, к которым присоединяется и редакция нашей газеты.