На лифте с ветерком
Каждый москвич хотя бы раз в жизни застревал в лифте. Говорят, минута, проведенная в замкнутом пространстве, приравнивается к десяти. Поэтому с таким нетерпением «узники» ждут своих спасителей. В народе их зовут лифтерами, профессионалы же называют электромеханиками.
Чтобы узнать, как быстро они должны приехать по вызову, как работает эта служба, наши корреспонденты отправились в Специализированное управление № 16 Московского государственного унитарного предприятия «Мослифт», расположенное на улице Артековской, д. 5а.
Подождем новых
СУ-16 МГУП Мослифт – это один из одиннадцати филиалов, расположенных в столице, он занимается обслуживанием лифтового хозяйства пяти районов Южного округа столицы (Бирюлево Западное, Донской, Чертаново Южное, Северное и Центральное) и двух районов, расположенных за МКАД, Юго-Западного округа (Северное и Южное Бутово). На техническом обслуживании этого управления находится 8 тыс. 200 лифтов. В состав входят 77 Объединенных диспетчерских служб, 44 из которых расположено только в двух бутовских районах, поскольку здесь эксплуатируется около трех тысяч лифтов.
Независимо от того, в каком жилищном фонде установлены лифты – в районах-новостройках или старых спальных, техника – надежна. Единственное, что до сих пор расстраивает – отношение к ней жителей, – делится с нами главный инженер СУ-16 МГУП Мослифт Владимир Бочкарев. Он уже сорок лет работает в этой сфере обслуживания и может сравнивать, что было раньше и как обстоят дела сегодня. Примета нашего времени в большинстве жилых домов – стены лифта исписаны каракулями в стиле граффити или различными изречениями. Кабина превращается в унылую и страшную камеру. Рукописные шедевры и следы от расклеиваемой рекламы, как правило, не смываются никакими очистителями.
А закрашивать их обычной краской не положено по технике безопасности. Ведь большинство современных антивандальных кабин красятся в заводских условиях специальными противопожарными составами. Вот и приходится многим ездить в лифтах, с эстетической точки зрения малоприятных и неприглядных. Но, как говорится, эстетика – эстетикой, главное, чтобы подъемник исправно работал. Срок службы лифта – 25 лет. Но в столице еще много домов, где подъемниками пользуются чуть ли не в два раза больше.
С приходом нового мэра Москвы Сергея Собянина вопрос о замене устаревшего лифтового хозяйства встал во главу угла: безопасность для москвичей – превыше всего. Поэтому было увеличено финансирование на программу по замене лифтов. В нынешнем году из московского бюджета на эти цели выделено 6, 3 млрд рублей. В городе планируется заменить 3600 кабин. Только на территории СУ-16 до конца года их будет заменено до 228 штук. К 2014-му планируется завершить эту программу.
Чтобы старый лифт демонтировать, а новый установить, к примеру, в девятиэтажке, как правило, требуется 21 рабочий день. Чем выше этажность в доме, тем времени нужно больше, иногда работы длятся около двух месяцев.
Красный – знак остановки
В кабинете главного инженера и в Аварийной диспетчерской службе, расположенной в этом же здании на первом этаже, на экране компьютера можно увидеть в реальном времени все остановки лифтов: где-то ведется профилактический ремонт, где-то произошла остановка из-за хулиганских действий, к примеру, как показывает график – в доме № 57 на Изюмской улице. Новая система мониторинга аварийных ситуаций была налажена на предприятии Мослифт в начале года. В единую сеть охвачены все филиалы, в том числе и СУ-16. Красные столбики – это сигнал тревоги, синие – в работе.
– В детской поликлинике застрял человек, – сообщает диспетчер аварийной службы Тамара Тулаева. – Бригада выезжает. Два человека в спецодежде, с тяжелыми сумками и защитными касками отправляются в дорогу на современной машине «Матиас», с узнаваемой символикой. Желательно ее хорошенько запомнить всем москвичам, чтобы не попасть в такую ситуацию, в которой оказались несколько девушек, оказавшихся в ловушке мошенников. В прошлом году было несколько случаев, когда лжелифтеры воровали мобильные телефоны прямо в кабине. Дожидались, когда в подъемник войдет пассажир, с помощью нехитрых действий останавливали лифт и после того, как слышали, что застрявший обращается в аварийную службу, под видом монтеров просили телефон – чтобы позвонить, чтобы якобы что-то уточнить. Ничего не подозревающая жертва охотно давала свой мобильный, с которым мошенник тут же и скрывался.
– Все наши сотрудники аварийной службы снабжены средствами мобильной связи, – говорит главный инженер Владимир Бочкарев. – Поэтому никогда не попросят телефон у застрявшего человека.
Стоит знать, что время прибытия электромехаников на объект, несмотря на пробки и другие трудности – 30 минут! Приезжать, конечно, стараются как можно быстрее. Особенно жарким летом, когда любая поломка сложного механизма доставляет наибольшие неудобства. В прошлом году, когда в столице стояла аномальная жара, лифтовики опасались худшего: остановки множества лифтов из-за температурных перегрузок. Опасения, к счастью, не оправдались. Автомобили снабжены системой ГЛОНАСС, которая позволяет диспетчерам на экране компьютера, снабженного навигатором, «видеть» в реальном времени и помогать объехать пробки.
Просто загляденье!
Пока мы знакомились с тем, как налажен быт в аварийной службе на Артековской, где круглосуточное дежурство несут посменно 15 специалистов, на мониторе загорелась красная точка: остановка лифта на улице Болотниковская, д. 5, корпус 3. Вместе с Сергеем Погореловым, электромехаником аварийной службы по лифтам 5 разряда, отправляемся по адресу. Дом этот находится на договорном обслуживании у СУ-16.
– В этом доме неполадки с лифтом крайне редки, – рассказывает Сергей. – Поскольку это товарищество собственников жилья. Вообще-то именно в ТСЖ и ЖСК за состоянием их следят с особой тщательностью. Там не увидишь никаких надписей. Строго бдят и консьержки, при необходимости воспитывая хулиганов-художников. Как правило, бедокурят подростки.
Нашу делегацию возле подъезда встречает председатель ТСЖ «Болотниковская 5/3» Виктор Миронов. Он рассказал, что несколько лет назад за счет доходов от хозяйственной деятельности товарищества удалось заменить все старые лифты на новые – серии МЛПР 0410И. Это лифт нового поколения, который разработан и произведен на заводе Мослифта и полностью адаптирован для людей с ограниченными возможностями. Использование энергосберегающего оборудования позволяет экономить до 8 тысяч киловатт-часов в год. Проем дверей у новой кабины больше, и в него уже свободно заедет не только детская коляска, но и инвалидное кресло. Все кнопки управления для чтения незрячими людьми имеют рельефно-точечный шрифт Брайля, а также есть звуковая индикация, на дверях световые датчики. Выглядит лифт современно и красиво.
По словам председателя ТСЖ В. Миронова, во всех кабинах установлены камеры видеонаблюдения, о чем свидетельствуют таблички. Это позволяет не только вовремя реагировать на всевозможные происшествия, но и помогает выявлять тех, кто портит подъемник. Один такой случай уже был зафиксирован, когда в подъезде № 1 жилец проводил ремонт в своей квартире, и при подъеме на лифте железной двери испортил напольное покрытие. Нарушителю были предъявлены доказательства видеозаписи и наложен штраф.
На этот раз лифт остановился из-за баловства подростков, которые явно решили попрыгать в кабине и застряли. Таких случаев много. Москвичи не желают читать правила пользования, где строго-настрого запрещено скакать, что неизбежно ведет к остановке подъемника. Иногда хулиганство приводит и к плачевным последствиям.
Вместе с электромехаником поднимаемся на 17-й этаж в техническое помещение – машинное отделение. Как правило, технари имеют еще и спортивный разряд. Ведь не всем под силу подняться за пару минут, к примеру, на 22 этаж. А такое в практике специалистов аварийной службы случается почти каждый день. Они также проходят специальную подготовку вместе с сотрудниками МЧС, и большинство имеет квалификацию спасателей. Когда в доме начинается пожар, то вместе с пожарными по адресу выезжают и электромеханики по лифтам – они должны отключить устройство и проверить наличие людей в кабинах.
В лифтовой установлены «мозги машины»: закрытые щитки, напичканные сложным программным обеспечением, лебедки, ограничители скорости.
– Современные лифты далеко ушли от своих прародителей. Они снабжены компьютерными мозгами, но поднимаются при этом надежной лебедкой, – говорит Сергей Погорелов. Пара минут – и электромеханик начинает операцию по освобождению застрявших. После проверки оборудования машина вновь начинает работу. Электромеханик спешит на свое рабочее место: вдруг кому-то нужна его помощь? И советует не нарушать правил пользования. А при неисправностях – звонить диспетчеру. Или же по телефону горячей линии: 613-33-08.