23:30:44
11 апреля 2021 г.

Обретение стандарта

ИпотекаРоссийская ипотека в 2011 году показывает новый виток развития. Основными векторами сейчас становятся интеграция и унификация. Кроме того, либерализация условий кредитования и требований к заемщикам уже достаточно долгое время сохраняется, что дает повод говорить о том, что ипотека вернулась на докризисный уровень.

Как отмечают специалисты аналитического центра компании «Русипотека», интеграция рынка заметна невооруженным взглядом: сегодня ипотека развивается банками в тесном союзе с застройщиками, риелторами и брокерами. Взаимодействие позволяет ускорять подготовку и проведение ипотечной сделки, открывает дополнительные возможности по привлечению клиентов. Предварительная работа брокеров и риелторов с потенциальным ипотечным заемщиком способствует повышению качества кредитных заявок – у банков снижаются затраты на отсев некондиционных клиентов.

По данным банка «ДельтаКредит» в 2010 году более трети клиентов было привлечено риелторами. У крупных банков счет партнеров идет на сотни. К примеру, ВТБ 24 сотрудничает более чем с 1000 застройщиками, у банка «Уралсиб» сеть партнеров насчитывает более 250 строительных компаний и 800 риелторских и брокерских компаний.

Общему веянию поддался даже Сбербанк, долгое время не проявлявший интереса к сотрудничеству с брокерами и риелторами. Ярким примером служит проект сотрудничества в сфере ипотечного кредитования, который зимой разработали Среднерусский банк Сбербанка России и Гильдия риелторов Московской области. По стандарту взаимодействия риелтора и кредитного инспектора Сбербанка, за каждым риелтором будет закреплен определенный сотрудник банка, оперативно консультирующий и помогающий в решении вопросов по ипотеке. Также проект предусматривает работу по повышению профессионального уровня ипотечных брокеров и формированию группы профессионалов, чтобы удовлетворить возросшие кадровые потребности рынка – для этого планируется разработать и реализовать совместную учебную программу.

Интеграция выгодна и потребителям

Партнерские компании используются банками не только как дополнительные точки привлечения клиентов, но и как площадки для проведения рекламных акций в виде бесплатных семинаров и консультаций по ипотеке. На таких встречах профессиональные консультанты помогут подобрать и наиболее выгодную ипотечную программу и объект недвижимости для приобретения, рассчитают размер будущего ипотечного кредита, а также предоставят всю необходимую информацию о приобретении в кредит коммерческой недвижимости.

В то же время интеграция выгодна не только игрокам рынка, но и потребителю, который получает возможность оформить сделку быстрее и на льготных условиях, экономя время и деньги. В рамках партнерских программ с застройщиками кредиты на приобретение жилья предоставляются по более низким ставкам и первоначальным взносом, с пониженной комиссией за выдачу кредита или совсем без нее. К примеру, максимальное снижение процентной ставки по ипотечному кредиту ВТБ 24 на период строительства жилья в рамках одной из совместных программ с застройщиком достигает 2,5 процентных пунктов по сравнению с базовой процентной ставкой. Московский кредитный банк (МКБ) по одной из своих партнерских программ предлагает ипотечные кредиты на приобретение квартир без первоначального взноса.

Каждому заемщику – по паспорту

Сейчас в банковском сообществе активно обсуждается перспектива создания кредитного паспорта – единого шаблона условий кредитования, чтобы заемщику было проще сравнивать предложения разных банков. Кроме того, кредитный паспорт облегчил бы для заемщика расшифровку данных о полной стоимости кредита, которые, несмотря на все старания Центрального банка РФ и Роспотребнадзора все еще нередко выглядят для заемщика «филькиной грамотой».

«Важный правовой институт, который остро необходим российскому законодательству – паспорт кредита, – отмечает Олег Иванов, вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР). – Паспорт кредита – стандартизованная таблица, в которой собрана вся информация о стоимости кредита и его ключевых условиях. С 1 июля 2010 на всей территории ЕС банки предоставляют потребителям информацию, независимо от сложности договора, в одной и той же стандартной табличной форме, которая предписана законом, то есть не потребитель «вылавливает» в многостраничном тексте главные моменты, за него это делает сам банк».

«Кредитный договор – штука, во-первых, весьма объемная, во-вторых, мудреная, а посему его мало кто из заемщиков внимательно читает, – отмечает Владимир Лопатин, председатель Национальной лиги сертифицированных ипотечных брокеров. – Отсюда и последующие недоразумения: этого мне не сказали, об этом не предупредили и т. д. Во избежание подобных эксцессов и было внесено предложение позаимствовать опыт развитых стран и ввести в оборот некий унифицированный документ, в котором будут описываться наиболее важные для заемщика параметры кредитного продукта. Кто эту идею должен продвигать? Я бы рекомендовал присмотреться к ней господину Онищенко, возглавляющему Роспотребнадзор. В развитых странах надзорные органы добиваются от банков только одного – прозрачности предлагаемых ими условий. А это и есть паспорт кредита».

Досье единой формы

В брокерской среде актуален вопрос и о стандартной форме досье клиента. Нужно это для того, чтобы оно подходило для использования в любом банке. Но пока банки не договорятся между собой, то о полноценном решении этого вопроса говорить не приходится. По мнению Владимира Лопатина, унификация процедуры приема и рассмотрения клиентских заявок от риелторов может в значительной мере поднять продажи ипотечных кредитов. Он считает, что надо переместить место ипотечного действа туда, где ему положено быть, – поближе к товару, к жилью. «Ипотеку у нас почему-то продают в банковских офисах, в отличие, например, от автокредитов и кредитов на прочие покупки, – отмечает Владимир Лопатин. – Отсюда и результат: у нас почти каждый второй автомобиль реализуется в кредит, а квартиры – только каждая шестая. Поэтому необходимо не столько движение риелторов к ипотеке (обучение, сертификация и т. п.) – всех в ипотечных брокеров не переквалифицируешь, сколько, наоборот, движение ипотеки навстречу риелтору».

И в заключение хочется отметить, что одним из шагов к унификации на ипотечном рынке можно считать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Законопроект направлен на повышение информированности заемщиков по поводу условий кредитного договора и сопутствующих выплат по кредиту. Его принятие позволит существенно уменьшить число случаев, когда граждане попадают в неприятные и сложные ситуации из-за того, что не смогли сразу разобраться в условиях кредитного договора или точно оценить объемы предстоящих платежей по кредиту.

Вениамин Вылегжанин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация