Они уже другие. И риелтор, и клиент
Риелторы утверждают, что после кризиса работать им стало труднее: каждая сумма дается им потом и кровью. О тех изменениях, которые произошли в последние два года, рассказывает президент Гильдии риелторов Московской области (ГРМО) Андрей Хромов.
– Действительно, до кризиса бытовало мнение, что риелтор – профессия легких денег. Сегодня таких заработков нет. В условиях быстрого роста цен покупатель понимал: если не купить сегодня, завтра будет дороже. Поэтому покупки, как говорится, делались «не глядя», и риелтору нужно было лишь организовать сделку. Сейчас ситуация иная. Клиенты требуют высокого качества услуги. А это синоним высокой квалификации риелтора. Низкая же квалификация – фактор риска.
– В столичных фирмах очень часто выявляют агентов, которые работают налево: под «крышей» компании проводят свои сделки. А в области такое наблюдается?
– Есть и у нас такое. Такие агенты находятся вне правового поля. Может быть, они и не обманут клиента, проведут сделку нормально, но если потом возникнут претензии, связанные с проведением сделки, то предъявить их будет не к кому. Договора с компанией у клиента же нет, а что взять с самого агента? Кроме того, он может уже и не работать в компании.
Мы сейчас развиваем реестр аттестованных специалистов и компаний. У каждого агента – своя карточка и персональная страница на сайте гильдии. Перед тем как обращаться в компанию или к какому-то специалисту, нужно посмотреть, как долго компания находится на рынке, какое образование у выбранного вами специалиста и сколько он работает в этой компании, как повышает свою квалификацию.
– Скажите, а в кризис много ли компаний ушли с рынка и из Гильдии?
– Не так много, но отток определенный был. Некоторые небольшие компании просто не смогли платить взносы. И мне жаль, что им пришлось выйти из гильдии. Почему? Да потому что участие в Гильдии – это, в первую очередь, общение и обучение. Кроме того, если компания входит в Гильдию, то это определенная защита для клиентов того населенного пункта, где она находится. В каждой из муниципальных гильдий у нас есть комитет по защите прав потребителей. Возглавляют их опытные специалисты, имеющие многолетний стаж работы на рынке недвижимости. Сегодня мы ведем работу, чтобы в каждом городе был представитель гильдии.
– Андрей Александрович, ходят разговоры о том, что после кризиса рынок свернул с цивилизованной тропы и все больше уходит в тень. Если это так, то есть ли этому явлению какое-то объяснение?
– На рынке есть разные компании. И частные, и даже «черные» маклеры. Их стало много, но погоды они все же не делают, и не уводят рынок в тень. Проблемы есть, но говорить, что рынок недвижимости свернул с цивилизованного пути, я все же не стал бы.