23:30:44
11 апреля 2021 г.

Расшифровка для обывателя

ЖКХНа минувшей неделе в рамках «правительственного часа» перед депутатами Госдумы с информацией выступил министр регионального развития Виктор Басаргин. Отчет звучал если не бравурно, то весьма оптимистично: работа кипит, дела продвигаются успешно, облаков на горизонте не видно.

Барьеры ниже, но ямы глубже

Традиционно отчеты подобного рода строятся по классической схеме: сначала – о проделанной работе и имеющихся достижениях, затем об отдельных все еще встречающихся недостатках и, наконец, о задачах на перспективу. Завершается выступление, как правило, выражением непоколебимой уверенности в решении поставленных задач.

В данном случае министр не одолел всей хорошо проторенной до него тропы и ограничился лишь первым этапом – перечислением осуществленных мероприятий и имеющихся достижений. А продолжить было чем, поскольку проблем в жилищной сфере хватает.

Тема строительного комплекса превалировала на правительственном часе – по времени ей было уделено три четверти доклада. Начал министр с перечисления шагов по устранению административных барьеров. По его словам, внесенные в Градостроительный кодекс изменения сократили срок разработки проектных документов территориального планирования и сбора исходной информации до четырех месяцев. Ранее на это требовалось до года и более.

«Чтобы унять административный зуд, мы установили закрытый перечень административных процедур, четко их регламентировали, заложили основы для создания негосударственной экспертизы проектной документации, сняли ограничения по отнесению проектной документации к проектам повторного применения. Министерством установлены возможности для выполнения отдельных видов подготовительных работ до выдачи разрешения на строительство», – перечислял министр.

Список мер внушительный. А результат? Общение с застройщиками показывает, что они как жаловались на бюрократическую волокиту при оформлении разрешительной документации, так и продолжают жаловаться. Ничуть не меньше, чем до этого.

Министра попытался поддержать председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, категорически не согласившийся с оценкой Всемирного банка, будто у нас чуть ли не самые высокие административные барьеры. Депутат заявил, что на уровне федерального законодательства Дума совместно с Минрегионразития сняла все административные барьеры, и элегантно спустил проблему этажом ниже – на региональный уровень: это субъекты Федерации в своих законодательных и нормативных актах выдвигают совершенно необоснованные и зачастую противоречащие градостроительному кодексу требования.

Законодатель не заметил при этом, как своими словами косвенно подтвердил оценку Всемирного банка.

Все хорошо, а жилья нет

Лишь к середине доклада министр подошел к главному – объемам жилищного строительства. Здесь В. Басаргин оказался скуп на слова: «В январе – мае текущего года, по данным Росстата, ввод жилья составил 15,3 млн кв. метров. Чуть ниже плановых заданий. Это соответствует общемировым посткризисным тенденциям».

И все, точка. Хотя тенденция к спаду объемов строительства наблюдается не первый год, она весьма устойчива и тревожна. Ввод жилья ниже не только плановых заданий, но и хуже прошлогоднего. Что же до объяснения, то история знает примеры, когда вопреки мировым «посткризисным тенденциям» прирост промышленного производства в отдельно взятой стране достигал 30 процентов.

Правда, чуть ниже министр отметил, что темпы восстановления докризисных объемов ипотечного кредитования позволяют рассчитывать на рост объемов ввода в краткосрочной перспективе. Но на сей счет есть и другие мнения. В начале июня президент Ассоциации строителей России Николай Кошман на одном из форумов по-военному кратко и резко спрогнозировал продолжение стагнации в строительстве: «Объемы строительства падают, и это сохранится до 2012 года».

Ипотека вместо квартир

Более развернутым доклад был в отношении ипотеки. Всего, по словам Виктора Федоровича, в текущем году уже выдано 74 226 ипотечных кредитов на общую сумму 103,3 млрд рублей, что в 1,8 раза выше в количественном выражении, чем в прошлом году, и в 2,1 раза – по объемам финансирования. Средневзвешенная ставка составляет 12,4 процента. Наблюдательным советом Внешэкономбанка одобрено использование ресурсов в сумме до 50 млрд рублей в целях стимулирования строительства доступного жилья в российских регионах, в том числе малоэтажного.

Развиваются специальные кредитные предложения: военная ипотека, кредитование банков, выдающих ипотечные займы на строительство и приобретение жилья в рамках программы «Стимул», где ставка 7–9 процентов годовых. «В 2011 году ставки по ипотеке в России, возможно, будут самыми низкими из когда-либо предлагавшихся на этом рынке», – высказал предположение Басаргин.

Никто не спорит, кредитование – дело нужное. Однако никакая ипотека не заменит роста объемов строительства. Безусловно, она повышает спрос. Но до сих пор этот спрос в нашей стране выливается по преимуществу в поддержание неоправданно высоких цен на жилье, а не в повышение числа новостроек. И не видно, что в обозримом будущем ситуация изменится.

По ходу выступления министр отметил: мощным фактором стимулирования спроса на рынке недвижимости остается исполнение принятых государством обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Главное здесь – обеспечение ветеранов Великой Отечественной. Из федерального бюджета на эти цели выделено 195,2 млрд. Всего на 1 июня 2011 года обеспечено жильем свыше 169 тысяч ветеранов.

Поддержка участникам войны оказывается по нынешним временам действительно беспрецедентная и крайне необходимая. Но и тут не обходится без проблем.

Нередки случаи, когда отказывают старикам, проживающим в халупах с «удобствами» на улице, только потому, что у них больше 10 кв. метров на человека. При этом, по сути, сарай зачисляется в разряд благоустроенного жилья. Как считает депутат Галина Хованская, коль скоро деньги федеральные, то необходимы и федеральные стандарты благоустройства жилья для ветеранов. Конечно, в этом случае потребуются дополнительные средства. Где их взять – большой вопрос. Вот его бы, наверное, и стоило поднять министру.

Дольщики устали от обещаний

Виктор Басаргин сообщил о том, что начата реализация пообъектного графика возведения жилья для обманутых дольщиков. На второй квартал был запланирован ввод более 100 проблемных объектов, свыше 10 тысяч пострадавших граждан-соинвесторов должны получить долгожданное жилье.

Это хорошо, но крайне мало – примерно десятая часть от необходимого, а есть поручение премьера Владимира Путина решить все проблемы дольщиков уже в следующем году.

К тому же чем дальше, тем более сложные случаи будут поступать «в обработку». По некоторым объектам вообще не ясно, как выходить из положения. В частности, это касается объектов Минобороны, которое продолжает отмахиваться от пострадавших.

Взялись за аренду

В качестве нового приоритета министерства В. Басаргин представил институт арендного жилья. Сейчас совместно с АИЖК и банками в Калуге и Новосибирске начата реализация первых проектов. В Чебоксарах ведется работа над созданием арендного жилья с использованием средств регионального бюджета и кредитов Сбербанка.

Инициатива полезная, но особо обольщаться ею не стоит, ведь пока она реализуется по преимуществу за счет бюджетных вливаний. И по этой причине не может получить действительно широкого распространения. Просто в силу того, что никакой бюджет не резиновый. А привлечь частный капитал к развитию аренды не получается и вряд ли в ближайшее время получится. Он находит себе существенно более выгодное применение.

С другой стороны, арендное жилье по большей части замещает собою социальный наем, поскольку финансирование идет из одного не бездонного кармана. Проживание в этом жилье дороже, чем в социальном. Таким образом, в решение квартирного вопроса все более вовлекаются сами граждане, и нагрузка на них растет. В принципе это логично (кто может, тот должен по возможности платить за жилье самостоятельно), и лежит в русле рыночных преобразований. Но предмета для особой гордости здесь не видно. Хотя дело, подчеркнем еще раз, полезное.

Тарифы продолжат ускоренный рост

О жилищно-коммунальном хозяйстве министр сказал лишь несколько слов и то под занавес выступления. В разряд достижений Виктор Федорович отнес принятие Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Его исполнение, по словам Басаргина, позволит пресекать злоупотребления со стороны отдельных управляющих компаний и ТСЖ. Еще одно достижение – разработанная министерством новая редакция правил предоставления коммунальных услуг населению. Попутно оратор заметил, что отопительный период 2010–2011 годов прошел более устойчиво, чем прежде, и в целом аварийность и число инцидентов были сокращены практически в два раза.

Со своей стороны заметим, что оба упомянутых документа вызвали серьезную критику значительной части заинтересованной общественности, и надо еще посмотреть, насколько их практическая реализация изменит ситуацию в ЖКХ. А если изменит, то в какую сторону.

К сожалению, в своем выступлении министр обошел молчанием самую жгучую проблему ЖКХ – тарифную. Ему напомнили о ней своими вопросами депутаты, указав, в частности, на поручение премьера В. Путина профильным министерствам рассмотреть возможность ограничения роста тарифов уровнем прогнозируемой инфляции. А заодно поинтересовались прогнозами министерства в отношении роста тарифов в 2012 году.

Басаргин ответил, что ведомством разработана методика определения предельных индексов тарифообразования. Основным критерием повышения тарифов в ней определена доступность для населения (иными словами по принципу: брать с людей столько, сколько можно взять). Ограничить рост тарифов уровнем инфляции, которая прогнозируется на следующий год в пределах 6,5–7,5 процента, с позиции министерства сложно. Потому что отрасль до этого периода якобы была серьезно недофинансирована. В ведомстве сделали свои расчеты и предлагают установить повышение тарифов в размере 10 процентов. То есть опять в полтора раза выше инфляции.

Что же касается тезиса о «недофинансировании», то он повторяется уже столько лет, что не выдерживает никакой критики.

Вот такой полезный обмен мнениями состоялся на прошлой неделе в Госдуме. Никакого обязывающего к чему бы то ни было документа в подобных случаях не принимается. У нас такая добрая традиция: поговорили и разошлись.

Петр Гарин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация