Галопом по Европам
Можно ли говорить о социальной интеграции, если зачастую инвалид не может интегрироваться в родной квартал и вынужден просиживать в четырех стенах своего жилища? Поэтому наш город и пытается прежде всего решить задачу создания безбарьерной среды. Европейцы, к слову, охотно делятся с нами опытом.
Германия
Здесь 70% всей транспортной сети приспособлено для удобного передвижения людей в инвалидных колясках. Если водитель видит такого человека, то из первой двери выдвигается пандус, и инвалид спокойно заезжает в автобус.
Свободное пространство без сидений в салоне предназначено для удобной «парковки» кресла на колесах. Водитель не тронется с места, пока не убедится, что пассажир на месте. То же самое и в трамваях. Для того чтобы колясочнику попасть в салон, нужно просто встать на платформе в месте, обозначенном специальным инвалидным значком. Точно там и окажутся двери вагона, когда трамвай остановится.
Передвижение людей, потерявших зрение, облегчают устные объявления на вокзалах и в поездах, а также специально оборудованные бордюры на станциях. В метро можно спуститься на просторных лифтах, в которых свободно размещается инвалидная коляска.
В электричках есть специальный вагон для колясочников. Персонал, который имеется на всех железнодорожных вокзалах, посадит и встретит инвалида. Проезд в общественном транспорте – бесплатный, причем не только для самого инвалида, но и для сопровождающего его лица. Естественно, бесплатным является проезд лишь в черте города, но и на междугородных рейсах положены значительные скидки.
Для малоимущих инвалидов существуют специальные карты, по которым несколько раз в месяц можно воспользоваться услугами такси за мизерную плату, а остальную сумму перечислят на счет фирмы-такси из бюджета города.
Специализированные туалеты есть не только во всех общественных зданиях, но и на большинстве заправок. Что уж говорить о зонах отдыха на австрийских и немецких автобанах – здесь наличие соответствующего санузла отмечается значком на информационных щитах.
Довольно интересно обустроены многие музеи и театры. Как правило, они имеют свой «парк» инвалидных кресел: человек может спокойно приехать на такси, оставив свое кресло дома, и воспользоваться коляской заведения.
Финляндия
В Суоми, как и в других европейских странах, общественный транспорт тоже полностью приспособлен под нужды людей с ограниченными физическими возможностями. Однако часто они предпочитают такси. Неработающим инвалидам государством выделяется порядка 18–20 поездок в месяц, работающим прибавляются еще 40 поездок.
Великобритания
В метро люди, которые работают на платформе, помогут инвалиду заехать в вагон, и до этого момента поезд не тронется с места. Работник интересуется, на какой станции будет выходить колясочник, и по рации передает, что в таком-то вагоне едет инвалид, его на нужной станции будут ждать, чтобы помочь…