Электронный ключ для новоселов
На вопросы участников программы «Социум» телеканала «Доверие» и корреспондента «КР» отвечает руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николай Федосеев.
Тенденция на убыль
– Что происходит с очередью на квартиры, сокращаются ли ее размеры?
– Сокращаются. Эта тенденция прослеживается с 1992 года, когда на очереди стояло более 218 тысяч семей. В 2005-м было 197,5 тыс. семей очередников. Сегодня на жилищном учете – 117 тыс.
Это значит, что за пять лет очередь сократилась больше чем на 80 тыс. семей, – немалая цифра даже для столичного мегаполиса.
– Жилищные программы помогают ускорить это движение?
– Очередь уменьшается именно благодаря всем тем программам, которые действуют в городе. При этом мы не закрываем постановку на жилищный учет новых семей. И в нынешнем году планируем, что очередь еще сократится, если иметь в виду обеспечение очередников, – на 13 тыс. семей, а с учетом новых постановок ее убыль будет порядка 11 тыс.
Четыре «окна» – в одном
– С 15 апреля 2011 года в городе действует новая система постановки на жилищный учет. Какие происходят усовершенствования?
– Раньше, чтобы встать в очередь, нужно было сначала обратиться в службу «одного окна» столичного Департамента соцзащиты с просьбой рассмотреть вопрос, является ли ваша семья малоимущей. Получив там справку, человек приходил в «одно окно» районной управы и писал заявление о признании нуждающимся в жилом помещении. И только после выхода распоряжения главы управы к нам поступало дело этого москвича, и мы ставили его на реальный жилищный учет.
То есть гражданин проходил минимум три «окна». А чтобы получить квартиру, обращался уже в четвертое – в префектуру. Так было. Сегодня все эти «окна» сконцентрировались для гражданина в «одном окне» Департамента жилищной политики и жилищного фонда города.
Экономится время, сокращается беготня. Допустим, срок рассмотрения заявления о постановке на жилищный учет и признания малоимущим суммарно составлял 50 дней. Сейчас в нашем департаменте вы получите полный ответ в течение 30 дней.
Зачем гонять за справкой?
– Чтобы встать на очередь, необходимо собрать массу бумаг. Идеальная работа «одного окна» – когда человек пришел в эту службу только с документами, которые у него хранятся дома, ничего добывать не надо. Так и происходит?
– Стараемся, чтобы так и было. Однако на 100 процентов исключить затребование дополнительных документов не можем. Часть людей живет в старых, еще советских домах ЖСК, и далеко не все их обслуживают ГУ ИСы (инженерные службы районов), которые ведут домовые книги и выдают информацию о зарегистрированных в квартире. Некоторые председатели кооперативов сами подписывают жилищный документ. И эту бумажку нам приходится, если не можем ее получить в электронном виде, просить принести гражданина.
Для большинства москвичей, которые живут в обычных домах, все просто. Человеку нужно принести в «одно окно» лишь копии паспортов всех членов семьи, свидетельства о рождении детей, о браке или разводе. Заявление он заполняет у нас. Больше никаких бумаг не требуется.
– И даже не нужна справка из БТИ?
– Зачем гонять человека за справкой, если мы имеем электронный доступ к базе данных БТИ и можем все посмотреть? Уточнить адрес, где семья живет, узнать параметры квартиры, получить ее характеристику.
Кстати, департамент взаимодействует не только с городскими структурами. Делаем, например, запросы о собственности в Федеральную регистрационную службу. Причем у человека собственность может быть как в Москве, так и за ее пределами. Сейчас мы вышли на уровень, когда можем получать без привлечения гражданина, без отправления его за справкой в ФРС данные практически из всех субъектов Федерации.
Без бумажной волокиты
– А когда у москвичей будет доступ к электронной базе департамента?
– Скажем так, мы сейчас в процессе. Решаем задачу обеспечить такой доступ, чтобы любой очередник мог зайти на наш сайт и посмотреть, какой он по очереди, сколько перед ним находится граждан. Работа трудоемкая. С давних пор дела очередников ведутся в бумажном виде. Сейчас начали их сканирование и оцифровку.
Здесь есть проблемы. И первая – защита информации от постороннего доступа. Вторая – персонификация того электронного обращения, которое к нам поступило. Вот сейчас вместе с Управлением информатизации правительства Москвы работаем над этими проблемами. Скорее всего, новая система будет привязана к электронной карте москвича. Это позволит жителям столицы не только получать информацию, но и подавать любые заявления. Можно будет, не выходя из дома, со своего компьютера послать заявление о постановке на жилищный учет. Либо написать заявление на вступление в ту или иную жилищную программу.
На сайте департамента уже размещен калькулятор, по которому очередник, заинтересованный во вступлении в одну из возмездных программ, допустим, в куплю-продажу с рассрочкой платежа, может примерно прикинуть – на такой-то состав семьи такая-то квартира, сколько она будет стоить, какой первый взнос и какая рассрочка получится. Конечно, это приблизительные расчеты, не до одного рубля, потому что квартира виртуальная – одно-, двух-, трехкомнатная, берется средняя площадь. По конкретному адресу стоимость точно подсчитают, но разница с цифрами нашего калькулятора будет небольшая.
Первыми идут очередники
– Нам пишут, что семью на очередь не ставят, так как у нее лишняя площадь – всего 80 кв. см. Имеют ли право взять социальную ипотеку или субсидию для приобретения жилья неочередники?
– К сожалению, нет. Есть закон, и в нем сказано: на очередь ставятся те граждане, которые имеют жилищную обеспеченность менее 10 кв. метров. Что такое «менее»? Это 9,9 кв. метра.
– Кто вымеряет эти сантиметры – БТИ?
– Да. Есть конкретная площадь жилого помещения, есть превышение нормы. И это одно из оснований, которые не дают права принимать на жилищный учет такие семьи. А те программы, о которых сказано в письме, только для очередников.
– Если заглянуть вперед, перспектива для этих людей есть?
– Перспектива изменения нормы постановки на жилищный учет, конечно, существует. Но давайте сначала улучшим жилищные условия 117 тыс. семей очередников. Кстати, это только малоимущие. Еще есть пять тыс. семей, которые состоят на учете как нуждающиеся в содействии города в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Сначала с ними разберемся, потом уже будем увеличивать норму постановки на учет.
– Может быть, стоит расширять программы именно с расчетом на тех, кто не вписывается в норму постановки?
– Резонный вопрос. У нас некоторые программы рассчитаны не только на очередников. Например, участвовать в программе «Молодой семье – доступное жилье» могут и неочередники: городские бюджетники – молодые учителя и врачи, талантливые ученые и аспиранты по рекомендации Совета ректоров вузов города Москвы и области. И круг участников этой программы предполагалось расширять. Прежде всего, за счет возрождения системы молодежных жилищно-строительных кооперативов.
Молодым семьям, не стоящим на очереди и необязательно являющимся бюджетниками, предоставлялась бы возможность вступать в ЖСК, для которых город бы выделял земельные участки, обеспечивал их инженерией, соцкультбытом. К сожалению, эта инициатива вступила в противоречие с федеральным законодательством.
Дело в том, что предоставить кооперативу земельный участок можно только на конкурсной основе. Мы объясняли, что бесполезно ЖСК тягаться с крупными инвесторами-застройщиками, они предложат более высокую цену за землю. Но что делать – закон есть закон.
Мы достаточно давно обратились в правительство РФ, в Госдуму с предложением разрешить выделять кооперативам, которые сформированы из участников городских и федеральных программ, земельные участки на внеконкурсной основе или по конкурсу, но закрытому. Даже первое чтение поправки к Градостроительному и Земельному кодексам в Госдуме прошли. К сожалению, они до сих пор не приняты.
– Молодые семьи, конечно, не застали период молодежных жилищных кооперативов, но люди постарше сожалеют, что сейчас нет такой возможности. Неужели МЖК никогда не возродятся?
– Надеюсь, возродятся. Потому что знаю, что такое жилищно-строительный кооператив. Когда я пришел работать в департамент в 1993 году, они тогда еще были. Видел новоселов, которые получали там жилье. Между прочим, квадратных метров у них было больше, чем требовалось для постановки на жилищный учет. И для молодых людей это была огромная радость. Да, они тратили свои собственные деньги, тем не менее, это был способ недорого, фактически по себестоимости строительства получить квартиру. За ЖСК мы будем бороться!
«Жилище» – молодым
– В этом году заканчивается третий этап программы «Молодой семье – доступное жилье». А будет ли четвертый?
– Программу «МСДЖ» никто останавливать не собирается. Сейчас наш департамент вместе с Комплексом градостроительной политики и строительства работает над программой «Жилище». Это новая городская целевая программа, которая будет рассчитана на 2012 – 2016 годы. Естественно, там все меры поддержки молодых семей – и социальные, и жилищные – будут прописаны.