В защиту конфиденциальности
Провести общее собрание собственников сложно в любом доме, даже если в нем организовано ТСЖ. Проблема не только в кворуме. Жители с опаской открывают двери даже своим соседям, и уж тем более боятся что-либо подписывать, сообщать данные паспорта, свидетельства о регистрации права собственности. Федеральный закон № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» еще больше усложнил ситуацию. Любой инициатор общего собрания становится оператором персональных данных.
Порядок подготовки и проведения общих собраний определен в ст. 44–48 Жилищного кодекса. Там же указан перечень персональных данных, которые необходимы для обеспечения законности проводимых собраний. Без таких данных собрание нелегитимно и, значит, оно не может принимать законные решения.
В практике подготовки и проведения общего собрания, особенно первичного, используются два подхода. В одном случае местные органы власти (управы, муниципалитеты районов) оказывают помощь и содействие инициаторам и бесплатно предоставляют им списки граждан и организаций, которые имеют в собственности жилые и нежилые помещения в доме с расчетом долей в праве общей собственности на общее имущество. Такой список (реестр) содержит персональные данные, которые по 152-му закону являются общедоступными: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места регистрации, номер домашнего телефона, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав (выписка из ЕГРП за плату может быть предоставлена любому заявителю).
Паспортные данные вносятся в списки на основании заполненных собственниками бланков решений, заявлений о вступлении в ТСЖ, заключенных с товариществом договоров, при регистрации участников общих собраний, а также при оформлении других документов, требующих удостоверения личности, например – доверенностей представителям собственников. Такие персональные данные, хотя и не относятся к общедоступным, но являются обязательными и служат для идентификации граждан при определении их правомочий.
Отказ местных органов власти или муниципалитетов в предоставлении списка будет правомерен, если заявитель не представит доказательства того, что на момент обращения он является собственником хотя бы одного помещения или части одного из помещений в этом доме. Это правило действует вне зависимости от того, создано в доме товарищество или нет.
Целью подачи заявления о предоставлении списка может являться как подготовка и проведение общего собрания, так и проверка легитимности ТСЖ. Например, кто-то сомневается в том, что члены товарищества, возможно, обладают в совокупности менее чем 50% голосов. Собственник, получив требуемые списки, несет ответственность за нарушения требований закона о персональных данных.
Второй вариант предполагает получение необходимых сведений при обходе всех жилых и нежилых помещений в доме инициаторами собрания. При этом все необходимые сведения в добровольном порядке сообщат собственники помещений или их законные представители (например, родители несовершеннолетних собственников). На основании полученных персональных данных инициаторы самостоятельно составляют реестр. И также несут ответственность за нарушения прав граждан, предоставивших сведения о себе.
На любом собрании, проводимом в очной или заочной форме, инициаторы, предоставившие собственникам сведения о себе в уведомлении, как и члены счетной комиссии, отвечают не только за правильность подсчета голосов, но и за обеспечение конфиденциальности голосования каждого отдельного собственника помещения, если он письменно указал на бланке решения на недопустимость разглашения результатов его личного голосования перед третьими лицами. Другими словами, если на бланке письменного решения собственника нет ограничивающих надписей, то доступ к ознакомлению с решением имеют все остальные собственники. Но, если конкретный собственник наложил запрет для инициаторов и членов счетной комиссии на ознакомление других собственников с его решением, то и ему вправе не показывать решения других людей, не наложивших подобные ограничения.
Соблюдение подобных процедурных тонкостей необходимо для исключения весьма распространенных случаев, когда инициаторы или члены счетной комиссии отказываются показывать жителям для ознакомления и контроля правильности подсчета голосов письменно оформленные решения собственников или членов ТСЖ, ссылаясь на конфиденциальность информации и защиту персональных данных.