В тени чубушника
Хотя иногда методы работы аферистов и кажутся не такими уж незамысловатыми, сорваться с их крючка получается далеко не у всех.
Куба – далеко
«Опять обещают засушливое лето! – с досадой в голосе бросила Ольга мужу, шумно отъезжая на кресле от компьютера. – Ты как хочешь, а я такой душегубки в городе, как в прошлом году, не вынесу! И ребенку нужен свежий воздух! Лето на носу, пора решать с отдыхом!».
Михаил лишь мечтательно вздохнул в ответ. Была бы его бы воля – тотчас бы улетел с семьей на другой конец света, туда, где можно безмятежно лежать на белоснежном песке, любоваться лазурными волнами, гулять по узким улочкам под одобрительным взглядом бравого команданте с плаката… А может, и впрямь махнуть на Кубу?
«Тоже мне, пират Карибского моря! Да за такие деньги хорошую дачу можно снять, причем на все лето! – фыркнула Ольга. – Будешь к нам приезжать, а с сыном мама поможет, поживет там с нами».
Перспектива проводить выходные бок о бок с тещей главу семейства совсем не радовала, и все же, усевшись за монитор, Михаил погрузился в изучение предлагаемых всемирной сетью вариантов подмосковного отдыха. Дельных объявлений было мало: похоже, снимать дачу на лето надо было еще зимой.
На следующий день семейство стояло на пороге ближайшего к дому агентства недвижимости. Молодой услужливый риелтор мигом предложил «горящий» вариант: небольшой дом в товариществе, с удобствами. И местечко спокойное, лес, речка рядом – чего еще желать?
Бабушкин дом
Через пару дней супруги в сопровождении риелтора отправились осматривать дачу. По дороге любовались утопавшими в зелени домиками, цветущей сиренью и речкой, блистающей на солнце. Радости добавляло и то, что неподалеку от поселка находилось два магазинчика, где можно было бы купить все необходимое для дачной жизни.
У калитки дома гостей поджидал молодой человек. «Илья, – приветливо протянул он руку, приглашая пройти на участок. – Как видите, у нас не элитный коттедж, зато все добротно, чистенько, да и сад ухоженный. Готовили дом, как для себя – собственно, мы и собирались здесь жить все лето, но…».
Как-то сразу изменившись в настроении, Илья поведал, что дача не его – бабушкина. Старушка много лет жила тут с мая и до глубокой осени – копалась на огороде, накручивала банки с соленьями, но недавно, недели как две назад, случилось с ней несчастье: попала в больницу. Сколько там пробудет, неизвестно, а дом вот простаивает…
Илья долго перечислял мудреные диагнозы, супруги сочувственно кивали в ответ. Оказывается, внук и дачу-то решил сдать по дешевке только лишь затем, чтобы поскорее найти деньги на дорогостоящее лечение.
Прибраться бы неплохо…
Вскоре Илья и супруги встретились у риелтора, чтобы утрясти все формальности. Подписывал бумаги на аренду внук – продемонстрировал соответствующую доверенность от бабушки, предъявил документы на дом, по которым она значилась единственной собственницей, и ксерокопию паспорта старушки.
Михаил, конечно, вспомнил, что краем уха слышал он что-то о сделках, совершаемых по доверенности. Мол, рискованно это, и лучше в таких делах иметь дело с самим собственником, но тут – немощная бабулька в больнице… Как не понять?
Да и риелтор – даром что молодой, но ушлый – и ухом не повел: доверенность на то и придумана, чтобы чужие интересы представлять, а упускать такой вариант из-за каких-то страхов просто глупо!
Обговаривая все детали сделки, Илья попросил супругов об одолжении: дать ему пару недель на то, чтобы вывезти лишние вещи и привести дачу в порядок. Потом, пообещал он, передаст ключи и поможет ребятам с переездом. Ольга и Михаил согласились: сумма, которую парень просил за аренду дачи, была вполне адекватной. К тому же предлагалась и неплохая скидка, если заплатить сразу за три месяца вперед.
Михаил и Ольга согласились.
Покончив с формальностями, новоиспеченные дачники отправились домой – готовиться к скорому переезду. Верные своему обещанию, они две недели не беспокоили Илью – ведь наверняка парень не только дачей занимается, но и за бабушкой ему приходится ухаживать.
На месте
«Кажется, это здесь», – Миша резко затормозил перед калиткой и помог жене выйти из машины. С момента прошлого визита участок здорово преобразился: на аккуратных грядках появилась пышная зелень, раскинул свои махровые цветы чубушник…
«Ну, чего, молодежь – окликнул ребят чей-то не очень приветливый голос. Выглядывая из-за калитки, на них недружелюбно взирала худощавая тетка с тяпкой в руках. Тряхнув ею, дачница угрожающе двинулась на визитеров. – Что, и вам дачка нравится?».
«А вы, наверное, мама Ильи – робко поинтересовался Михаил. – Понимаете, он сдал нам этот дом на лето, мы бы… хотели въехать. Может быть, ваш сын…».
«Сын – хмыкнула тетка. – Этот негодяй – мой внук! Может, объясните, что происходит? А то – просто паломничество какое-то!».
От изумления гости потеряли дар речи: энергичная пенсионерка меньше всего напоминала больную старушку, о которой им рассказывал Илья.
Пришлось пояснить. В разговоре женщина рассказала, что действительно недавно лежала в больнице. И причем, долго. А вот куда делся бойкий внучек, она понятия не имеет, да и не очень-то хочет об этом знать!
…Уже позже выяснилось, что Ольга и Михаил – далеко не единственные, кому «любящий внучок» таким образом «сдал» бабушкину дачу.
Оказалось, что Илья просто воспользовался коротким отсутствием родственницы, и причем, «по полной программе»: пока та находилась на лечении, он нашел нужные документы, подделал доверенность с помощью какого-то «левого» нотариуса и обратился сразу в несколько агентств недвижимости.
Поверили парню, конечно, далеко не все, но были и те, кто ничего не заподозрил – такие, как тот самый молодой риелтор, попавшийся нашим героям. А что: бабушкину подпись на доверенности Илья подделал мастерски – с паспорта срисовал, а на просьбу связаться с собственницей, чтобы подтвердить его полномочия, заводил старую песнь о больнице, сложных диагнозах и старческой немощи…
Действовал внучок по общей схеме: cо знанием дела убалтывал риелторов и арендаторов, рассказывая им грустную историю про больную бабушку, затем получал неплохие суммы, уговаривая новоиспеченных дачников чуточку подождать с переездом. Кого-то просил недельку-другую, а кого-то и несколько дней. Бабушка-то в больницу попала перед самым Новым годом.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
— Безусловно, тщательно проверить недвижимость и ее арендодателя стоило прежде всего сотрудникам риелторского агентства. Но и самим супругам нужно было быть настороже, тем более что Михаил уже слышал о возможной опасности сделок, совершаемых при помощи доверенности. Арендаторы напрасно поспешили расстаться с такой внушительной суммой: вполне можно было ограничиться оплатой за один месяц проживания на даче.
В подобных ситуациях необходимо тщательно изучить текст доверенности, проверить полномочия представителя собственника. Нужно связаться с владельцем недвижимости, выдавшим доверенность, хотя бы по телефону. Если представитель собственника уверяет вас, что это невозможно или крайне затруднительно, благоразумнее вовсе отказаться от сделки.
Михаила и Ольгу должна была насторожить и просьба Ильи повременить с переселением. Во время знакомства молодой человек обмолвился, что дом приведен в порядок, участок – ухожен, но потом он же попросил об отсрочке, да еще и на две недели. Подобное объяснение должно было показаться нанимателям как минимум подозрительным.
Дачный отдых недешев, в условиях ажиотажного спроса потенциальные наниматели готовы раскошелиться и закрыть глаза на некоторые формальности – этим и пользуются мошенники, «сдавая» дома ничего не подозревающих дачников.
Снимая дачу на лето, необходимо заключить договор найма, в тексте которого будет подробно прописано, какой именно дом сдается – обычно приводится адрес и данные о документах, подтверждающих право собственности. В качестве приложения к договору должен выступать акт передачи имущества, в котором указываются все вещи, остающиеся в доме, а также их состояние.
Проверив садоводческую книжку или другой подобный документ собственника дачи, можно убедиться, что все необходимые взносы и платежи были внесены в срок. Желательно также, чтобы дача была застрахована от всевозможных неприятных происшествий.