С квартирами не расставайтесь
Институт брачного договора постепенно становится для нас привычным, и все же до цивилизованного раздела имущества многим супругам еще далеко. И без того непростая процедура зачастую оборачивается настоящим мучением, особенно если на кону – дорогая сердцу и кошельку недвижимость.
Дипломированная домохозяйка
Безмятежное голубое небо, изумрудного оттенка море с гребешками волн, и главное – смеющаяся блондинка в фонтане брызг… Закрыв папку с фотографиями в телефоне мужа, Светлана брезгливо поморщилась: так вот что за «важная командировка в Челябинск» была у ее благоверного две недели назад! А ведь как ныл, не желал ехать, как упрекал ее, Светлану, в том, что вкалывает как вол и в одиночку тянет семью!
Помнится, лет восемь назад, сразу после свадьбы, Юрий сам настаивал на том, чтобы Светлана бросила работу. «Не обижайся, дорогая, ты хоть и дипломированный специалист, но с такой зарплатой дешевле сидеть дома. Скоро я начинаю новое дело, и, если выгорит, глядишь, от родителей наконец-то съедем. Жилье свое купим, будешь уют наводить да детей растить», – вдохновенно расписывал муж прелести совместной жизни.
Вскоре появился сын, и Светлана, хоть и не без сожаления, все же оставила работу психолога в кризисном центре. В роль домохозяйки она вжилась быстро: заботилась о малыше, содержала квартиру родителей мужа в идеальной чистоте, а вечерами радовала его новыми кулинарными шедеврами.
Дела у Юрия шли неплохо, хотя запланированная покупка квартиры откладывалась. Собственным жильем супруги обзавелись только, когда сыну исполнилось шесть лет – сбережений хватило на лишь двухкомнатную, конечно, не хоромы, но жилье вполне комфортное и в получасе езды от центра.
Находка
«Как-то у тебя все слишком гладко! – завистливо бросали Светлане ее подруги. – Смотри, как бы твой благоверный налево не пошел. Что-то уж больно он деловой стал и на работе день и ночь пропадает…»
Юрий, действительно, частенько начал задерживаться допоздна, объясняя это появившимися в фирме проблемами.
«Скажете тоже, – отмахивалась от подруг Светлана. – Забыли, что я по профессии психолог, неужели в родном доме не смогу разобраться, что к чему?»
И правда, она прилагала немалые усилия для этого: вникала в дела мужа, помогала ему советом, учила, как расположить к себе деловых партнеров. И радовалась успехам мужа, как своим. Но отношения в доме все больше отдавали холодком.
Конечно, перемены в поведении мужа тревожили Светлану, но мысли об измене она гнала от себя прочь. Пока однажды Юрий не забыл дома телефон. Заметив мобильный, Светлана не удержалась и все-таки проверила его содержимое: найденные фотографии были неоспоримыми уликами неверности супруга.
Шоковая терапия
Припертый к стенке, Юрий и не думал отпираться. «Это даже хорошо, что ты сама все увидела, – заявил он. – Я человек деловой, мне эта семейная рутина – знаешь, уже где?! Так что перекантуюсь пока у предков, пока ты квартиру не освободишь. Не волнуйся, алименты платить буду, да и с переездом помогу!».
Светлана не верила своим ушам: неужели муж выгонит ее из дома, да еще с ребенком? Но ведь на эту жилплощадь у нее – такие же права, как и у мужа!
Юрий придерживался другого мнения. Не приемлющим возражений тоном он тут же напомнил жене: пока она сидела дома, он обеспечивал семью, зарабатывал на квартиру, одевал-обувал… И неужели после стольких лет беззаботной жизни она еще осмеливается на что-то претендовать?..
Первым порывом Светланы было собрать вещи, схватить ребенка и кинуться прочь из дома! Но немного успокоившись, поняла: муж этого только и ждет, такими действиями она накажет лишь себя и сына.
К тому же и идти ей было особенно некуда: не возвращаться же в тесную квартирку немолодых родителей, где уже обрели приют младший брат с женой? Значит, придется отстаивать свои права на половину квартиры – благо, закон наверняка на ее стороне.
Начало боевых действий
Светлана решила немного выждать, все надеясь, что Юрий одумается и вернется в семью. Но тот каяться и не думал, а его требование «освободить жилплощадь» становилось все более и более настойчивым. Вскоре от упреков он перешел к прямым угрозам, обещая превратить жизнь Светланы в кромешный ад, если она не съедет.
Не зная, чего еще ожидать от мужа, женщина отвезла сына к своим родителям. Юрий же решительно сменил тактику: теперь он исправно являлся по вечерам домой и методично изводил Светлану. Включал по ночам на полную громкость музыку, приводил незнакомых людей, портил вещи и специально мусорил – в семейной войне для него все средства были хороши. Не желая больше терпеть издевательств, Светлана нашла адвоката и обратилась в суд.
Юрий не возражал против развода, зато резко воспротивился разделу имущества. «Совесть у нее есть – риторически вопрошал он во время разбирательства. – Столько лет на моей шее сидела!».
«Семейный кодекс придерживается иного мнения», – спокойно парировал адвокат Светланы, ссылаясь на статью закона.
Но Юрий был не так прост, чтобы сразу сдаваться. Тоже нанял юриста, который и огорошил всех заявлением: покупая пресловутую «двушку», Юрий только формально состоял в браке, в тот момент со Светланой он уже проживал раздельно. Семейных отношений с ней давно нет, более того, Юрий живет с другой женщиной, которая сейчас ждет от него ребенка.
Сейчас, когда друзья и родные Юрия красноречиво подтверждали его слова, Светлана корила себя за то, что недооценила мужа. После всех обид и упреков она вдруг поймала себя на мысли: расстаться с некогда любимым человеком ей сейчас проще, чем с квартирой.
Адвокат Светланы держался спокойно. «Исход дела будет зависеть от того, как суд оценит представленные доказательства, – объяснил он клиентке. – Значит, нужно найти подтверждение вашей позиции».
Перерыв всю квартиру, Светлана не обнаружила ни одного семейного фото – наученный собственной ошибкой с фотографиями в телефоне, супруг заблаговременно убрал и все другие улики. К счастью, у родителей Светланы нашлось несколько недавних снимков: Юрий целовал жену на годовщине свадьбы, обнимал ее на фоне собора в Праге, где они проводили отпуск, вместе с женой провожал сына в первый класс…
Обрадованный находками, адвокат решил обсудить ситуацию с Юрием: «Наверное, вы и сами понимаете, что избежать раздела квартиры не получится, – начал разговор он. – Причем, смею заметить, что со Светланой остается ребенок, суд это наверняка учтет, так что она получит больше, чем половину жилья. Не говоря уже о том, что может претендовать и на долю в вашем бизнесе».
Похоже, такой поворот событий Юрий даже не принимал в расчет. А ведь свое дело он затеял как раз после свадьбы! Фирма, пусть и скромная, сейчас, наконец, начала приносить доход…
Ничего Юрию не оставалось, как пойти со Светланой на мировую, поставив, наконец, в этом разбирательстве точку: отказаться от претензий на квартиру. В качестве ответной любезности бывшая супруга не стала претендовать на часть его фирмы.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
Как известно, все, что было нажито супругами во время брака, является их совместным имуществом. При этом не имеет значения, на чьи деньги оно приобреталось, на кого было оформлено. Этот законный режим имущества супругов можно изменить, составив брачный договор.
О разделе имущества многие пары задумываются лишь во время развода, при этом претензии супругов, которые не работали и занимались домом, нередко становятся для их «второй половины» неприятным сюрпризом. А между тем, согласно п. 3 ст. 34 Семейного кодекса право на общее имущество принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
Случается, что супруги, ставшие друг другу чужими, живут порознь и годами не оформляют развод. В соответствии с п. 4 ст. 38 Семейного кодекса, суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.
В подобных случаях суд внимательно рассматривает каждое конкретное дело, вынося решение после тщательной оценки представленных доказательств – фотографий, писем, свидетельских показаний. Бывает, некоторые нерадивые супруги пользуются данной нормой, пытаясь избежать раздела имущества, купленного в браке.
Возможно, Светлане и Юрию не потребовалось бы участие в неприятном разбирательстве, если бы они сразу и грамотно сформулировали свои требования. По правилам п. 2 ст. 38 Семейного кодекса общее имущество может быть разделено между мужем и женой по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.