23:30:44
11 апреля 2021 г.

Младшенький

Внимание, мошенникиКак быть, если один из зарегистрированных в квартире подумывает о приватизации, а другой – категорически против? Или обеими руками за, но собственником видит только себя? В таких спорах, даже если ведутся они между родственниками, нужно быть начеку и не исключать неожиданного развития событий.

Радушный прием

Стоило Елене повернуть ключ в замке и распахнуть дверь квартиры, как сразу стало понятно: дело нечисто. В коридоре, лицемерно сияя улыбками, уже выстроились в линеечку радушные хозяева. Возглавлял шеренгу младший братец Виктор, никогда не питавший к Лене теплых чувств. Его хитрющее, с мелкими чертами личико цвело невыразимым счастьем от прихода гостьи.

Та же приторность читалась и на лице Витиной жены Людмилы – барышни неприветливой и даже грубой. Да и десятилетний их сынок, казалось, впитавший неприязнь к тете с молоком матери, щурился в некоем подобии приветствия. Елена с недоумением оглядела компанию, и в ее голове промелькнула дразнилка: «Дураков по росту строят».

Что и говорить, отношения в семействе всегда оставляли желать лучшего. С раннего детства Виктор портил жизнь сестре, да и она платила ему той же монетой. Хотя ябедничать, драться и рвать тетради младшенькому удавалось гораздо лучше, чем Елене.

Лишь повзрослев и обзаведясь семьями, родственники смогли наладить более-менее вежливое, но равнодушное общение. И то, видимо, потому, что Лена вышла замуж, переселилась к мужу и лишь время от времени наведывалась в родной дом – пообщаться с матерью, которая, кстати, с трудом уживалась с капризным сыном и его хмурой женой.

Свои люди – сочтемся

Теперь, когда братец заботливо принял у нее пальто, а невестка усадила на кухне пить чай с пирогом, Елене стало не по себе: смутное беспокойство усилилось, когда Виктор как бы вскользь предложил «поговорить по душам, пока мама ушла в магазин. И решить одно ну очень ма-а-ленькое дельце».

«Лен, я тут пораскинул мозгами… Все-таки надо мне квартиру в собственность оформлять. Я тебе расскажу, что и как сделать, а ты уж не затягивай, пожалуйста…»

Не веря своим ушам, Елена растерянно смотрела на брата. Не Виктор ли год назад устроил дикий скандал, стоило ей обмолвиться о приватизации! Тогда это поведение еще можно было как-то объяснить: после смерти отца в «трешке» остались «прописанными» мать, она и Виктор с семьей, а делать собственниками кого-то еще, кроме себя любимого, братец не желал. Кстати, с матерью Виктор тогда быстро разобрался – из дома выживать не стал, зато уговорил ее зарегистрироваться у одинокой престарелой родственницы. Неужели теперь он готов на приватизацию?

«Ну что ты так удивляешься, свои же люди – сочтемся! Это все формальность, так будет проще документы оформить. Жилье у тебя есть, а мы с Людочкой второго ребенка хотим. Ты ведь тут давно не живешь, «пропишешься» к мужу и…», – Виктор осекся на полуслове, встретив твердый, не сулящий ничего хорошего взгляд сестры.

Ход конем

Минут через двадцать, когда энергичная пенсионерка-мама вернулась из магазина с продуктами, в квартире бушевала ссора. Лукаво щуря глазки, братец обещал «скупердяйке» какой-то необыкновенно страшный «ход конем». Сестра взывала к совести и обидно проходилась по умственным способностям «шахматиста».

Наслушавшись обвинений и попрощавшись с матерью, Елена спешно покинула стан неприятеля.

Ах, если бы Елена и правда держалась за пресловутую «прописку» только из вредности! Увы, в последнее время она все чаще задумывалась о том, что ей придется вернуться с ребенком в родной дом: ее брак медленно, но верно трещал по швам.

Следующие два месяца Елене пришлось вести «боевые действия» сразу на обоих фронтах: жизнь с мужем стала невыносимой, а вернуться в свой дом не получалось – братец сменил замки и крепко держал оборону. Дело еще усугублялось тем, что мать, провозгласив нейтралитет, ретировалась к родственнице, подальше от очага конфликта.

Однажды Елена обнаружила в почтовом ящике повестку в суд. Обещанный братом «ход конем» действительно был впечатляющим: Виктор просил признать сестру утратившей право пользования квартирой и снять ее с регистрационного учета!

После драки

Суматошные действия Лены – обращения в милицию с просьбой посодействовать со вселением, апелляции к соседям – эффекта не возымели. Зато отняли немало времени и сил, во многом предопределив исход дела. Адвокат, нанятый женщиной в последний момент, едва успел ознакомиться с претензиями истца.

Во время заседания Елена слушала, как брат заливается соловьем: мол, сестра не живет в «трешке» много лет, с ремонтом не помогает, в платежах за квартиру не участвует. И, кстати, проживает на жилплощади мужа! Ответчица пробовала возражать, но в ее эмоциональных обвинениях во лжи суд разбираться не стал – прислушался к четким аргументам Виктора.

«Может, попробовать договориться с братом – вопрошала Лена адвоката. – Я могу и от доли отказаться, только не потерять бы право проживать здесь! Скоро развод, а идти мне некуда! Как думаете, есть у меня хоть какие-то шансы?».

«Ну и родственнички у вас, Елена, – посочувствовал адвокат. – Нечего с таким, как ваш брат, договариваться, обманет. Да и веских доводов у него нет, просто застал вас врасплох, вот и вся его победа».

Елена немного воспряла духом, узнав, что решение суда можно оспорить. Кстати, ее усилия не пропали даром: адвокату пригодилось свидетельство участкового, который пытался помочь женщине войти в квартиру и долго уговаривал Виктора открыть дверь. Да и соседи, знавшие Лену с детства, согласились подтвердить правоту ее слов.

Готовь сани… в суде

Судя по всему, скандальный Виктор и его супруга давно были костью в горле для всех соседей по дому. А как иначе объяснить то, что люди с готовностью подтверждали: да, брат не пускает Елену на порог, а она ведь и с ремонтом помогала, и деньги на покупку бытовой техники добавляла…

Узнав о серьезном повороте событий, к конфликту подключилась мать, тоже встала на сторону дочери: в конце концов, выяснять отношения в семье можно сколько угодно, а вот подавать на родную сестру в суд – это уже перебор. И что только у Виктора в голове? То отказывается от приватизации, то настаивает на ней, то выгоняет сестру из родного дома…

«Он просто хочет стать хозяином квартиры – и юридически, и фактически, – пояснил адвокат. – Знаете ведь поговорку: готовь сани летом. Вот и стал заранее готовиться к приватизации. В этой процедуре участвуют все, кто зарегистрирован в квартире. Так что и Елена могла бы получить долю в собственность. А если бы и отказалась от своей части жилья в пользу брата, «выписать» ее потом было бы невозможно – как зарегистрированную на момент приватизации».

Решение суда адвокат успешно оспорил, доказав, что Елена отнюдь не добровольно отдала «трешку» в полное распоряжение брата. В квартире есть вещи Елены, и она, что бы там брат ни придумывал, на самом деле давала определенную сумму на оплату жилья. Конечно, последние два месяца Виктор не брал у нее денег – но ведь насильно, как известно, мил не будешь…

Виктора обязали не чинить сестре препятствия в пользовании жильем. Выполняя наказ суда, он скрепя сердце отдал ей дубликат ключей. Подавшая на развод Елена въехала вместе с сыном в одну из комнат.

Комментарий

Александра Бузина, юрист:

– Федеральный закон от 1 февраля 2010 года № 4-ФЗ продлил срок бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2013 года. До этой даты можно оформить в собственность квартиру – разумеется, с согласия всех зарегистрированных на жилплощади.

Получить это согласие не всегда удается: нередко один из «прописанных» (как все еще говорят по привычке) препятствует приватизации, не желая, чтобы квартира была оформлена в собственность не только его, но и других жильцов. Тех, кто в квартире не проживает или появляется там периодически, и при этом вызывает стойкую неприязнь.

Случается, что несговорчивый жилец все-таки решается на приватизацию, но «делиться» собственностью не хочется. Вот и начинается изгнание из квартиры «ненужных» родственников: в ход идут уговоры или угрозы, создается невыносимая обстановка для проживания, зачастую просто выставляются вещи и меняются замки.

Затем следует обращение в суд с иском о признании несчастных утратившими право пользования жилым помещением и снятии их с регистрационного учета. В подобных делах суд разбирается, носит ли отсутствие ответчика постоянный и добровольный характер, есть ли у него право пользования другой квартирой, исполняет ли он свои обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг. Елене удалось подкрепить свою правоту показаниями свидетелей – соседей, на глазах которых разворачивался семейный конфликт. Хорошо, что женщина пыталась проникнуть в квартиру при помощи участкового: тот подтвердил, что брат чинил ей препятствия во вселении, а плата за жилье не вносилась по уважительным причинам.

Исход подобных дел предсказать довольно трудно: многое зависит от представленных свидетельств, позиции суда. Именно поэтому важно искать доказательства своей правоты, а еще лучше – стараться не доводить ситуацию до такого накала.

Ксения Новикова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация