Социальные обязательства должны выполняться
Под занавес 2010-го Мосгордума приняла бюджет на новый 2011 год. Куда планируется направить главные финансовые потоки? Решение каких задач будет профинансировано в первую очередь? На эти и другие вопросы мы попросили ответить депутата, председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова.
Доходы и расходы
– Игорь Евгеньевич, многим странам, в том числе России, было нелегко выходить из финансово-экономического кризиса. Как справилась с подобными трудностями наша столица?
– Пик кризиса пришелся на 2009 год. Комплекс мер по экономии бюджетных средств позволил городу спокойно войти в 2010-й, сбалансировать доходы и расходы, и несмотря на сложности этого периода, год прошел мягче, чем предыдущий. Думаю, есть основания полагать, что в 2011-м наступит период стабилизации и начнется переход к новому этапу развития экономики Москвы и России в целом.
– Некоторые СМИ высказывались в том смысле, что столичный бюджет 2011 года носит революционный характер.
– Да, были такие заявления, хотя я не вижу здесь какой-то революции. Идеология бюджета не поменялась, она ясна и понятна. В послании президента Федеральному собранию сказано, что, несмотря на сложность посткризисного периода, социальные обязательства должны безусловно выполняться и на уровне РФ, и на уровне регионов. Фактически расходная часть бюджета переформатирована на решение как городских проблем, так и задач, поставленных руководством страны в рамках нацпроектов.
– Как известно, ко второму и третьему чтениям первоначальный вариант бюджета пришлось значительно пересмотреть.
– Да, мы анализировали не просто поправки в его доходную и расходную части, а концептуальные изменения бюджетного планирования на 2011 год. Мэр Москвы Сергей Собянин определил приоритетные направления развития городского хозяйства на ближайшую перспективу и на среднесрочный период. Как и в прежние годы, сохраняется социальная направленность бюджета. Более 50% средств городской казны будет направлено на социальные нужды. Практически все расходы социального блока предусмотрены со значительным ростом по сравнению с минувшим годом.
– Каковы параметры бюджета в абсолютных цифрах?
– В 2011-м доходы городской казны составят 1 трлн 243 млрд рублей. Расходы – 1 трлн 390 млрд. Дефицит – 146 млрд. По сравнению с первоначальным вариантом доходы должны вырасти на 51,6 млрд. Стоит сказать, что все статьи расходов сверстаны без учета федеральных трансфертов.
– За счет чего намечается обеспечить поступление дополнительных средств?
– Прежде всего за счет активизации работы налоговых органов, отмены некоторых имущественных льгот. Перед налоговиками поставлена задача взыскать задолженности, недоимки. Финансисты подсчитали: за счет улучшения сбора налогов можно привлечь в городскую казну 25 млрд рублей. Улучшится управление городским хозяйством, возрастут дивиденды по акциям, больше средств будет поступать в бюджет от продажи акций предприятий. В совокупности получим примерно 52 млрд.
Теперь о возможных страхах по поводу дефицита городской казны. Ничего нового в этом нет. И в предыдущие годы бюджет столицы планировался с дефицитом, правда, он не был таким большим. Но это технический момент. При доходах города почти 1,2 трлн рублей сумма планируемого дефицита более чем приемлема и экономически безопасна. В то же время такое решение позволит более полно финансировать приоритетные направления.
Дефицит: вариации на тему
– Какое городское имущество предполагается продать, чтобы погасить дефицит бюджета?
– Давно стоит вопрос: можно ли государственным органам власти иметь собственность, или они должны от нее освободиться, оставив в своем ведении только те объекты, которые необходимы им для выполнения государственных услуг? Здесь нет единого мнения.
Одна точка зрения: от собственности надо освобождаться, все продавать. Другая: собственность должна быть, и она должна приносить доход в бюджет, потому что это неналоговые поступления. К ним относится часть прибыли, которую перечисляют акционерные общества, наши ГУПы, а также арендные платежи за землю и имущество.
Мое мнение: все предприятия, обеспечивающие город теплом, водой и электроэнергией, должны быть под контролем у государства, как и предприятия, выполняющие социальные задачи. Ну зачем продавать предприятия, которые дают прибыль, приносят доход в казну? Надо избавляться от непрофильных активов, имеющих чисто номинальный пакет акций.
– У столицы есть имущество, которое находится за пределами города?
– Да, есть. Например, здания представительства Москвы находятся не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. Есть пансионаты, которые построены в Болгарии, Израиле. Здесь надо внимательно посмотреть, нужны ли они нам, что выгоднее городу и лучше для людей – содержать санатории, пансионаты и дома отдыха за счет города, или субсидировать ветеранов войны, инвалидов, пенсионеров, всех льготников, выделять им деньги на покупку путевок. С одной стороны, проще перечислить деньги. Но бывают случаи, когда, возвратившись после отдыха по льготным путевкам от соцстраха, пожилые люди жалуются. В корпусах холодно, кормят плохо. В санаториях и домах отдыха, которые находятся на балансе города, ничего подобного нет.
Думаю, новое руководство города тщательно все проанализирует, взвесит и примет правильное решение.
Сегодня надо понять, можем ли мы в этих посткризисных условиях выгодно продать акции. Нельзя в спешке по заниженным ценам реализовать все подряд. Городу принадлежит много нежилых помещений и совсем не все равно, по какой цене уйдут объекты.
Не так давно на заседании бюджетно-финансовой комиссии речь шла о продаже одной из наших компаний. Кредиты она не возвращает, вся в долгах. Предложение – выделить ей опять значительные средства. Спрашиваю: зачем? Не лучше ли подготовить к продаже? Но в таких случаях надо очень хорошо посчитать, что даст продажа акций.
– Экономисты в ближайшее время обещают новый виток инфляции. Это больно ударит по малообеспеченным горожанам.
– Социальная сфера у нас всегда была на первом плане. Раньше 40–45% от расходной части бюджета шло на решение социальных вопросов. Сегодня – 52%.
Все льготы в новом году сохранены. С 1 января минимальная пенсия москвичей – 11 тыс. рублей. Более 2 млн неработающих пенсионеров будут получать доплаты. Из городской казны потратим на эти цели 96,5 млрд. Расходы социального характера в бюджете даже увеличены. На прямые социальные выплаты в этом году будет направлено на 13,7 млрд больше, чем в предыдущем. Вырастут ежемесячные денежные выплаты труженикам тыла, ветеранам труда и военной службы, реабилитированным гражданам, а таких у нас более 800 тыс. человек. Не забыты и многодетные семьи. Ежемесячные пособия на ребенка запланированы с ростом в 7%. Увеличатся также расходы на обеспечение льготников бесплатными медикаментами.
Все жилищные программы сохранены
– Как будет развиваться жилищное строительство?
– В адресно-инвестиционной программе на него заложено чуть больше 46 млрд рублей. Из них прямое финансирование на строительство домов, которые будут введены в этом году, составит 26 млрд.
Сохраняются все жилищные программы – обеспечение очередников жилыми помещениями, «Молодой семье – доступное жилье», социальная ипотеки, купля-продажа с рассрочкой платежа и другие. Больше отпущено средств на безвозмездные субсидии для строительства или приобретения жилья очередниками. Если раньше на эти цели направляли примерно 8 млрд рублей, то сейчас более 10 млрд.
Правда, несколько сократилась программа капремонта многоквартирных домов. На ее реализацию из городской казны будет направлено 11,9 млрд. Но, разумеется, если какой-то жилой дом нуждается в срочном капитальном ремонте, жителей не бросят на произвол судьбы.
Добавлены средства для решения других неотложных проблем. Очень много жалоб поступало от москвичей по поводу лифтов. На миллиард рублей увеличено финансирование капремонта лифтового хозяйства.
– С января выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
– 70 млрд направлено на субсидии в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Расходы по оплате услуг ЖКХ и связи составят более 13 млрд.
На приведение в порядок придомовых территорий выделяется 20,2 млрд. При этом 5 млрд целевым назначением пойдет на комплексное благоустройство дворов. Планируется отремонтировать тротуары, привести в порядок детские и спортивные площадки, зеленые насаждения и газоны.
О нашем собеседнике
Игорь Евгеньевич Антонов окончил Московский горный институт и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Перед избранием в Московскую городскую Думу работал начальником 12-го района предприятия «Тепловые сети» АО «Мосэнерго».
Депутат МГД второго (1997–2001 гг.), третьего (2001–2005 гг.) и четвертого (2005–2009 гг.) созывов. Вновь избран депутатом Думы 11 октября 2009 года. Председатель бюджетно-финансовой комиссии, член комиссии по организации работы Думы.