23:30:44
11 апреля 2021 г.

Обскакать на троянском коне

Внимание, мошенникиНа какие только ухищрения не идут граждане в попытках обойти закон и оставить ближнего своего с носом! Когда экс-супруги, находящиеся в состоянии войны, делят недвижимость, разгадать коварный замысел противника бывает чрезвычайно сложно, а зачастую и вовсе невозможно.

Коммуналка для двоих

Утро встретило Веру недобро: в квартире стоял дух пригоревшей яичницы, грязная посуда громоздилась на кухонном столе, а на краю раковины в ванной уныло испускал остатки зубной пасты искореженный тюбик. И все же женщина ощутила нечто вроде облегчения: хвала всем святым, Олег, ее бывший муж, уже благополучно отбыл на работу!

С момента развода прошло три тягостных месяца, наполненные громкими, с размахом, скандалами и мелким пакостничеством. Отставной супруг, и в лучшие годы совместной жизни не отличавшийся аккуратностью, дал себе волю. Теперь он топал по чистейшему полу в грязных ботинках, принципиально не мыл за собой посуду, тут и там бросал мятую одежду.

В ответ на прожженные кастрюли и заляпанную микроволновку Вера принимала адекватные меры: «забывала» о заказных письмах, присланных на имя бывшего мужа, «случайно» выбрасывала какие-то важные бумаги, а однажды даже рассовала грязные носки Олега по его же дипломату. Словом, сохранить собственное достоинство и уважительное отношение к когда-то любимому человеку не удалось ни одному из экс-супругов.

Что уж говорить о двухкомнатной квартире, купленной, кстати, в браке и на общие средства! Жилье превратилось в подобие коммуналки, причем в самом худшем смысле этого слова – с вечными ссорами и полным отсутствием уюта. Олег «выпихнул» Веру в маленькую комнату, категорически отказавшись вести мирные переговоры по поводу судьбы квартиры.

Никто не хотел уступать

Главным в этой печальной истории было то, что и одному, и второй было решительно некуда идти. Олегу не хотелось возвращаться в свою далекую от столицы область, а его Вера и подумать не могла о том, чтобы стеснить родителей. Но атмосфера в «двушке» нагнеталась, и единственным выходом из стрессовой ситуации был разъезд.

Как-то Вера заикнулась о размене квартиры – и почти сразу пожалела об этом. Бывший муж чуть ли не по воздуху носился от ярости, возмущаясь «дурацкой идеей», которая могла прийти в голову только «спутнице всей жизни». Не для того он вкалывал с юности, мечтая уехать в Москву, а потом ютился в общаге и копил на жилье, чтобы втискиваться в «однушку» или, не дай бог, комнатенку в коммуналке!

Олег выразил желание выкупить долю бывшей супруги – в конце концов, когда-то он специально искал квартиру поближе к работе, а Вере все равно, может и уступить…

«Я всегда знала, что ты – эгоист!» – припечатала в ответ женщина, но с предложением «благоверного» все же ознакомилась. Чтобы… ужаснуться мизерному размеру суммы, в которую Олег оценил ее половину квартиры. О том, чтобы самому продать долю бывшей жене, он и не заикался – видимо, из вредности.

Последовавшая размолвка положила конец любым попыткам найти компромисс. Вражда разгорелась с новой силой, бывшие супруги ожесточенно обменивались «любезностями», сжигая за собой все дипломатические пути к отступлению. Конфликт перешел в стадию «холодной войны», тянувшейся до тех пор, пока однажды…

Лучшая защита – нападение

Вернувшись с работы, Олег скинул пальто и поспешил на кухню, привычно оставляя за собой темные следы грязной обуви. По-хозяйски усевшись за стол, он отвлек Веру от стряпни, сделав важное заявление: раз «благоверная» не соглашается на разумное решение спора, он умывает руки. То есть продает свою половину жилья на сторону.

«Наверняка блефует, думает, испугаюсь и соглашусь уступить ему долю за копейки», – пронеслось в голове Веры. Взяв тайм-аут в переговорах, она посоветовалась со знакомыми и облазила Интернет, получив ценную информацию о преимущественном праве покупки. А потом, не готовая к капитуляции, поделилась знаниями с бывшим мужем.

«Ты, конечно, можешь продавать свою долю сколько угодно и кому угодно, – хмыкнула Вера, стараясь казаться беззаботной. – Но не забывай о преимущественном праве покупки, которое есть у меня. Сначала ты должен предложить свою долю мне. Проигнорируешь это правило, искусственно завысишь цену – и я влезу в долги, пойду в суд. Но добьюсь того, что квартира станет моей!»

Конечно, женщина отчасти тоже блефовала, памятуя о том, что лучшая защита – нападение. Норма о преимущественном праве в этом ситуации виделась своеобразной охранной грамотой: если Олегу вздумалось пугать ее соседством с новым собственником, чужим человеком, пусть сам боится перспективы навеки потерять любимое жилье!

Угроза подействовала, и бывший муж, впав в несвойственное ему задумчивое состояние, уже не цеплялся к Вере со скандалами. Но в один прекрасный вечер на пороге «двушки» нарисовалась не менее прекрасная незнакомка…

Третий не лишний

«Знакомься – Римма, она будет здесь жить, – коротко представил Олег, язвительно добавив, – это новая собственница моей доли». Незнакомка вскинула голову, недружелюбно, с вызовом посмотрев на Веру. Во всем ее облике – в этих нарощенных темных кудрях, густо подведенных глазах, пунцовых губах – читалась явная враждебность.

«Медуза Горгона, вылитая!» – подумалось Вере. Выходит, в перерыве между «боевыми действиями» бывший муж времени даром не терял, продал долю этой хищнице. Но как он мог провернуть сделку – значит, все-таки наплевал на закон, на пресловутое право преимущественной покупки?

«А я и не продавал долю, я ее подарил – вот так, с барского плеча! – довольно захихикал Олег, широко разводя руки, словно подтверждая щедрость своей натуры. – Так что, соседушки, знакомьтесь, привыкайте – вам теперь вместе жить!»

Пока новая владелица и уже бывший собственник доли отмечали сделку в большой комнате, Вера оплакивала горькую участь в своем тесном уголке. К гадалке не ходи – уж эта горгона устроит ей настоящий коммунальный «рай»! И Олег, конечно, тоже хорош – так долго держался за часть квартиры, чтобы потом продать, что называется, «третьему лицу». Минуточку, как-то подозрительно все это выглядит…

К счастью, новая «соседка» обладала весьма примечательной внешностью. Несколько телефонных звонков общим с Олегом знакомым – и Вера уже знала всю подноготную горгоны. Оказалось, хищница работает с бывшим мужем, слывет пассией его хорошего друга. И главное, давно и безнадежно ищет недорогое жилье в столице.

Подарок от лукавого

«Кажется, я понимаю, в чем дело, – юрист, порекомендованный родными, с сочувствием взглянул на Веру. – Этот «подарок с барского плеча» – что-то вроде троянского коня – таит в себе обман. Дамочка искала жилье подешевле, наверняка сговорилась с вашим… ох, хорошо, уже не вашим Олегом. Он продал долю, а оформили все договором дарения».

Шансы признать сделку притворной, совершенной для прикрытия истинных намерений, были невелики – об этом юрист честно предупредил. Но на войне как на войне, и женщина решила идти до последнего. Она обратилась в суд с иском, требуя перевода на себя всех прав – конечно, по договору купли-продажи, а не дарения.

Горгона со своим «благодетелем» явно не ожидали стремительной атаки, на судебном заседании они мычали что-то невразумительное. Адвокат истицы упирал на неприязненные отношения между экс-супругами, убеждая суд в недобросовестности мотивов Олега. Который, кстати, недавно ввязался в ипотеку, непонятно с каких заработков уплатив первый взнос – 20% от стоимости новой квартиры.

«Хорошо, что ваш бывший муж не продал долю совсем на сторону, да еще и поторопился с приобретением другого жилья, – хитро подмигнул Вере юрист. – Не удивлюсь, если он убедил эту Римму в том, что после двух-трех месяцев «коммуналки» вы продадите ей свою долю за копейки».

Правота истицы не выглядела очевидной на все сто, и все же суд внял ее аргументам. Договор дарения признали притворной сделкой, которая была совершена, чтобы прикрыть продажу 1/2 квартиры и проигнорировать право преимущественной покупки. Права собственника перевели на Веру, которая взяла кредит, чтобы расплатиться за долю с бывшим мужем.

«Советую не расслабляться, наверняка они будут оспаривать решение, – предостерег юрист. – И кто знает, чем закончится вся эта история. Как говорится, бойтесь данайцев, дары приносящих…»

Комментарий

Александра Бузина, юрист:

– Согласно ст. 250 Гражданского кодекса, при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

Продавец доли обязан письменно известить остальных собственников о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий сделки. И только в том случае, если те откажутся от покупки или не приобретут долю в течение месяца, продавец вправе уступить долю на сторону.

В ряде случаев, связанных с неприязненными отношениями (бывшие супруги, соседи по коммунальной квартире), продавец доли нередко пытается обойти это требование закона. Но при продаже доли с нарушением преимущественного права обманутый участник долевой собственности вправе в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Именно поэтому продавцы доли нередко прикрывают возмездную сделку купли-продажи безвозмездной, заключая договор дарения. Доказать истинный характер сделки в таких ситуациях чрезвычайно сложно. Приходится обращаться в суд с требованием признать сделку притворной – то есть согласно п. 2 ст. 170 Гражданского кодекса, такой, которая совершена с целью прикрыть другую сделку.

Если суд удовлетворяет это требование, к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила. Именно поэтому суд применил к совершенной сделке правила о купле-продаже и преимущественном праве покупки, переведя на Веру права и обязанности покупателя доли.

Ксения Новикова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация