04:06:29
25 ноября 2024 г.

Законодатель поспешил

В конце ноября Госдума РФ рассмотрела и приняла в первом чтении объединенный законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проект внесли депутаты В. Пехтин, А. Чиркин, К. Шипунов, М. Шаккум и В. Плескачевский. Широкого обсуждения, как, например, по законопроекту о полиции, объявлено не было, хотя касаются поправки каждого россиянина.

Главная задача управляющей компании (УК), по замыслу авторов документа, должна состоять в обеспечении безопасности дома. Что же касается комплекса жилищных услуг, то их собственник будет заказывать в том объеме, в каком сочтет нужным.

Планируется, что закон вступит в действие 1 января 2013 года. А до той поры будет объявлен переходный период, в течение которого еще будет допускаться управление домом как УК, так и ТСЖ.

Однако многие жилищные общественники сочли законопроект антидемократическим, направленным против товариществ и жилищно-строительных кооперативов. По всей стране создано немало крепких объединений, которые как профессионалы дадут фору любой управляющей компании. Уж они-то точно не заслуживают участи быть статистами в собственных домах.

Генеральный директор Российской жилищной федерации Герман Ломтев отметил лишь некоторые «опасные» положения, которые, по сути, хоронят самоуправление в жилищной сфере:
– товарищество можно создавать для управления только одним домом (ст.?136, ч. 2);
– повышается кворум для принятия решения об утверждении устава (голосование всех учредителей), протокол должны подписать все, кто голосовал за принятие решения;
– вводятся ограничения на лиц, которые могут быть избранными и работать в кооперативе или товариществе (ст.?116-1);
– ТСЖ обязано ежегодно направлять в орган регистрации реестр членов и не членов, а в случае недобора до 50% членов ТСЖ подлежит ликвидации;
– материальная ответственность возлагается на членов правления и членов ревизионной комиссии (кроме тех, кто голосовал против принятия решения);
– вводятся штрафы на граждан от 100 до 200 рублей – их налагают на всех, кто не присутствовал на общем собрании (кроме тех, которые не пришли из-за ненадлежащего оповещения, либо ввиду документально подтвержденной болезни, командировки);
– в Кодекс об административных правонарушениях вносят четыре новые статьи, содержащие более десяти видов нарушений при управлении многоквартирным домом, за которые налагаются штрафы на ТСЖ и ЖСК от 40 000 до 200 000 рублей, на должностных лиц (председатель правления, члены правления, ревизор, члены ревизионной комиссии)?– от 4000 до 20 000 руб.;
– если задолженность товарищества по оплате жилищных и коммунальных услуг вызвана долгами собственников, то в случае недостаточности имущества ТСЖ на таких лиц возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам товарищества (ст.?153, ч. 5);
– ТСЖ и ЖСК не вправе отказаться от заключения договоров с поставщиками ресурсов, у них отнято право устанавливать порядок внесения платы за коммунальные услуги (ст. 155, п. 5);
– размер платы за жилищные услуги ежегодно индексируется согласно с изменением потребительских цен на товары (услуги) в предыдущем году (если иной порядок изменения размера платы не установлен в договоре управления многоквартирным домом);
– товарищества и кооперативы несут ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу собственников и иных лиц независимо от их вины (ст. 161., ч. 15);
– срок действия договора управления увеличивается с пяти до семи лет (ст. 162, ч. 5);
– товарищество предоставляет коммунальные услуги, приобретая для этого коммунальные ресурсы, отвечает за качество услуг ЖКХ (ст.?162, ч. 4 и 6);
– до установки приборов учета следует применять расчетные способы определения количества ресурсов, чтобы стимулировать потребителей к их определению по приборам (ст. 13, ч. 2);
– энергетическое обследование дома проводится в добровольном порядке при принятии решения собственников за плату, вносимую лицу, которое ответственно за содержание дома (ст.?15, ч. 5)

Из смысла этих новаций напрашивается вывод о том, что защиту прав собственников авторы документа, видимо, понимают только как защиту от ТСЖ и ЖСК.

Свое мнение о поправках высказал председатель ЖСК Олег Осипов из Санкт-Петербурга:

– Изменяется само понятие – товарищество собственников жилья. Формально оставив в ст. 135 термин «некоммерческая организация», авторы всю деятельность ТСЖ по совместному управлению и обеспечению эксплуатации в многоквартирном доме отнесли к коммерческой деятельности, а целью создания товарищества указали – оказание коммунальных (коммерческих и налогооблагаемых) услуг своим жителям, то есть, по сути, самим себе.

Изменяется и содержание госконтроля над деятельностью по управлению многоквартирными домами (ст. 20 ЖК). Если ранее его целью была сохранность жилищного фонда, соблюдение правил содержания общего имущества, то теперь – тотальный контроль над всеми сторонами деятельности ЖСК и ТСЖ по управлению домом: получение всех документов на дом и ТСЖ у самих ЖСК и ТСЖ и у госорганов, в том числе о регистрации прав на недвижимость всех собственников; контроль над соблюдением ЖСК и ТСЖ всех статей Жилищного кодекса и других нормативных актов; направление предписаний на устранение всех нарушений, включая правил предоставления информации; привлечение к административной ответственности ЖСК, ТСЖ, собственников, председателя, членов правления и ревизионной комиссии. Подобный контроль парализует работу кооперативов и товариществ.

Ст. 143 предусматривает обязательное раскрытие неограниченному кругу лиц всей документации ТСЖ и ЖСК, включая регистрационные документы и личную информацию обо всех собственниках дома, что является нарушением конфиденциальности информации и может привести к рейдерским захватам ТСЖ, квартир и других помещений.

Статьи 155 и 161 делают ЖСК и ТСЖ ответственными за качество поставляемых жителям их домов воды, газа и тепла, снимая эту ответственность с ресурсоснабжающих организаций. Это противоречит главе 30 Гражданского кодекса об энергоснабжении и приведет к ухудшению качества обслуживания населения. Деятельность ЖСК и ТСЖ станет крайне затруднена, что может привести к их самоликвидации.

Любое товарищество можно будет ликвидировать играючи, считает жилищный активист из Зеленограда Виктор Дейнекин. По его мнению, проект вызывает двойственное чувство. С одной стороны, корректировки жилищного законодательства необходимы. С другой, – то, что предложено, спорно по многим позициям и лишь усложняет проблемы управления в жилищной сфере.

Есть претензии к качеству самого текста документа. Взять, к примеру, ст. 136 ЖК РФ «Создание и регистрация товарищества собственников жилья». В результате поправок объем статьи вырос в четыре раза, а ясности и системности изложения стало существенно меньше.

Авторы законопроекта отказывают собственникам нескольких многоквартирных домов, расположенных на граничащих друг с другом земельных участках с элементами общей инфраструктуры, объединяться в одно ТСЖ, что явно несправедливо. Мотив понятен – в практике существуют случаи образования одного ТСЖ на базе десятков многоквартирных домов. Однако, «не согласным» домам ничто не мешает выйти из такого товарищества, просто подав соответствующие заявления, а затем создать свое, отдельное ТСЖ, или ТСЖ в составе нескольких домов (в соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ).

Авторы нового документа вводят в кодекс понятие «учредители товарищества собственников жилья». При государственной регистрации создаваемого ТСЖ нужно будет представить сведения об учредителях юридического лица. При числе учредителей в несколько сотен физических лиц (в 240-квартирном доме может быть от 200 до 700 собственников) обеспечить достоверность представленных на учредителей персональных данных практически невозможно. Ведь за время между датой принятия решения об «учреждении» ТСЖ и датой подачи заявления на его регистрацию неизбежно изменятся персональные данные не у одного, а у многих учредителей (изменение места жительства, продажа квартиры, изменение доли в праве собственности на общее имущество, смена паспорта по любым причинам, изменение фамилии в связи с замужеством, признание физического лица недееспособным, смерть физического лица). И на момент подачи заявления такие учредители не будут учтены. Тем самым нарушается требование закона о достоверности подаваемых на регистрацию данных об учредителях товарищества.

На практике эта норма закона приведет к тому, что любое товарищество можно будет ликвидировать по причине указания в заявлении о регистрации недостоверных данных о его учредителях.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация