23:30:44
11 апреля 2021 г.

Общая карта

РазноеНаконец-то Москва и область стали работать вместе! Думаю, все жители региона вздохнули с облегчением. Люди ждут перемен к лучшему, в первую очередь – решения транспортных проблем. В этом можно было убедиться, когда опубликованный на сайте столичного правительства план по борьбе с пробками вызвал такой всплеск посещаемости, что сайт завис на целый день.

События развивались стремительно. Уже через неделю после первой встречи мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Подмосковья Бориса Громова состоялось заседание Объединенной коллегии органов исполнительной власти Москвы и Московской области.

Нужна эволюция

Напомним, объединенная коллегия органов госвласти Москвы и Московской области была учреждена распоряжением президента Бориса Ельцина в 1992 году, однако практически не работала. В 2002 году ее деятельность возобновилась, но со временем отношения между Б. Громовым и бывшим мэром Ю. Лужковым испортились, и главы двух регионов ходили на заседания коллегии по очереди. В последнее время их и вовсе проводили заместители мэра и губернатора.

Б. Громов назвал заседание «судьбоносным мероприятием», которое станет «отправной точкой перезагрузки отношений» между Москвой и областью. С. Собянин в свою очередь отметил, что между главами двух регионов складываются «добрые отношения», которые останутся таковыми «на все времена».

Главным предметом обсуждения, конечно, стали вопросы решения транспортной проблемы. Глава Подмосковья Борис Громов уверен, что власти региона могут в ближайшее время рассчитывать на «эволюцию в пригородном движении». Первым шагом в этом направлении уже стала подготовка трехстороннего соглашения между двумя регионами и компанией РЖД. Соглашение подразумевает строительство новых линий, замену подвижного состава и развитие сети скоростных перевозок.

Намечена модернизация пересадочных узлов и упорядочение числа полос на автодорогах. Это поможет ликвидировать «бутылочные горлышки» на основных магистралях в пределах 15–20 км от МКАД в область.

Кроме того, речь шла о необходимости разгрузки МКАД. По данным экспертов, из 106 км МКАД 70 км работает с перегрузкой и застроены как со стороны города, так и со стороны области. Движение на этих участках можно облегчить путем строительства трасс-дублеров, например от Волоколамского до Новорижского шоссе, в районах Калужского и Осташковского шоссе. Здесь соорудить дублеры предлагается за счет вывода высоковольтных линий под землю. Также за счет ЛЭП может появиться и дублер Варшавского шоссе на участке от Каширского шоссе до МКАД.

Практически все предложенные меры были одобрены, и разработчикам было дано десять дней, чтобы представить на утверждение окончательные планы действий.

У Московской области они тоже есть. По словам министра транспорта облправительства Петра Кыцева, необходимо закончить строительство платной магистрали ЦКАД, стоимость которой оценивается примерно в 520 миллиардов рублей. Областные чиновники заявили, что готовы немедленно приступить к поиску инвестора и попросили содействия столичных властей.

Помимо строительства ЦКАД подмосковные власти планируют также построить так называемое большое кольцо – в 70 км от МКАД. Кроме того, область хотела бы пустить скоростной трамвай и скоростные электрички.

Жизнь заставила

Правду сказать, Москва и область все же сотрудничали и раньше. Столица и Подмосковье были вынуждены сесть за стол переговоров по довольно острому поводу: в 1995-м году встал вопрос о том, в чьей юрисдикции находится международный аэропорт Шереметьево – Москвы или области? Тогда-то и была создана Объединенная комиссия Мосгордумы и Мособлдумы по координации законо-творческой деятельности.

В 90-е годы собственность перестала быть «колхозной», а стала принадлежать тем, на чьей земле находится. Молодое руководство Химкинского района заявило свои права на аэропорт Шереметьево и оформило соответствующие документы. Москва возмутилась, так как считала аэропорт своим, и подала в суд. И суд проиграла. А затем – Аэрофлот, который базируется здесь, и другие крупные предприятия перешли на налоговый учет в Химки, пополнив бюджет района немалыми суммами. Далее – было подписано соглашение между правительством Подмосковья и Аэрофлотом о сотрудничестве, о строительстве нового терминала, который назвали ШРМ-3.

Депутаты тогда способствовали решению проблемы, сняв ее остроту, и комиссия стала работать не в «пожарном», а в плановом режиме. Депутаты собирались несколько раз в год и обсуждали, в первую очередь, межевые споры, вопросы утилизации бытовых отходов, циркуляцию алкогольной продукции. И всегда называли Москву и область Московским регионом. Эти сообщающиеся сосуды только формально разные субъекты, а номинально представляют собой сросшихся сиамских близнецов, у которых общая кровеносная система.

Не на бумаге – на деле

О работе той комиссии рассказывает депутат Московской городской Думы Иван Новицкий: «Необходимость в ее создании появилась в 90-е годы, и тогда мы активно встречались с коллегами из области. Бывали годы, когда таких заседаний было 6–8 за год. Некоторые были выездными, как, например, прения по принадлежности Шереметьево, они проходили на территории аэропорта. И всегда мы выслушивали экспертов, спорили с коллегами из облдумы, а затем выносили общее решение.

В этом году, до встречи Сергея Собянина и Бориса Громова комиссия ни разу не собиралась, а на последнем ее заседании в 2009 году обсуждали вопрос об утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Тогда было принято решение: не строить в Москве и области мусоросжигательные заводы (ранее планировалось построить их по одному на каждый округ Москвы. – Прим. авт.), а заняться гидросепарацией мусора.

Рассматривала наша комиссия и межевые споры, вопросы циркуляции алкогольной продукции и многие другие проблемы.

Теперь мы надеемся, что Москва и область станут развиваться вместе, скоординируют свои генпланы, и развитие региона пойдет быстрее. Должны разрешиться проблемы расширения вылетных трасс, другие дорожные проблемы начнут решаться. Много раз обсуждалось то, как компенсировать Московской области средства, которые платят в бюджет столицы жители Подмосковья, приезжающие на работу в Москву. Москва ни в коем случае не будет отказываться от них. В общем, работы много».

Чьи мы?

Границу между регионами Москва и Подмосковье пытаются провести уже два десятка лет. Сейчас из 700 спорных участков осталось еще десятка три. Например, жители десятка домов с улицы Инициативной в поселке Некрасовка вот уже два десятка лет добиваются, чтобы их считали москвичами. По соседству с ними расположены три столичные школы, пять детсадов, две поликлиники. Но вход туда жителям домов № 67 по 76 заказан.

Интересно вот что. Дома-то эти построила Москва в 1960-е годы для работников люберецких полей аэрации. Город же тянул к ним коммуникации. И до сих пор их обслуживает. Когда дома строили, никто не задумывался, чья эта территория. Границу между Москвой и Подмосковьем провели в 1970-е годы. Вся остальная Некрасовка тогда официально вошла в территорию столицы. А дома с № 67 по 76 по Инициативной остались в стороне.

И это далеко не единственная спорная территория между областью и столицей. Годами ждут своей участи жители части территории в городе Долгопрудном, Ленинском и Одинцовском районах.

А вот я живу в Химках, работаю в Москве. Из Химок в Москву маршрутка стоит 35 рублей. Из Куркино (то есть через дорогу) билет в маршрутке обходится пассажирам в 25 рублей.

Областные перевозчики заявляют, что везут нас из одного субъекта Федерации в другой, поэтому тариф такой. Странная логика! Мало того, что Москве достаются налоги подмосковных жителей, так еще и за проезд туда надо больше платить.

Покойся с миром

Казалось бы, что за проблема – кладбища. Ан нет. Внутри Москвы на кладбищах давно уже нет мест для усопших. Каждый год в Москве уходят из жизни 120 тысяч человек. Для этого городу требуется под захоронения по 15–17 гектаров новой земли. Приходится покупать ее у того же Подмосковья. Согласно Генплану Москвы, до 2025 года город намерен зарезервировать для этого 350 гектаров.

В этом году областные власти попытались расплатиться землей под кладбища за долг, скопившийся за бесплатный проезд подмосковных льготников в общественном транспорте столицы. Сумма долга 4,83 млрд рублей. Вроде бы вопрос решить не сложно, но выяснилось, что нет механизма мены на государственном уровне. Непонятно, кто и как должен оценивать ту же землю, как засчитывать ее вместо денег. Проблемы, проблемы…

Что интересно, отношения, возникающие при выделении земли для организации мест погребения, в похоронной сфере двух регионов вообще ничем не регулируются. Например, еще в 2005 году правительство Москвы выкупило близ поселка Озерецкое Дмитров-ского района 70 гектаров земли. На оформление бумаг ушло почти четыре года! Экологические общественные организации и местные жители обвиняли город в противоправном захвате земли, в нарушении экологических нормативов. Столице пришлось пройти через десяток судов!

Куда девать мусор?

Кстати, общая проблема утилизации мусора может стать в ряд первоочередных. Подмосковье задыхается от мусора. В год на его территорию поступает около 8 миллионов твердых бытовых отходов, из которых более 5 миллионов – столичные. Напомним, свыше 80% московского мусора прямым ходом идет на свалки, 13% сжигается и лишь 6% перерабатывается. В результате каждый из 50 действующих полигонов заполняется в год на 4–6% больше, чем прежде. Еще пара лет – и резервы будут исчерпаны.

Два года назад парламентарии столицы и области пытались обсудить, что делать дальше. Москвичи предложили строить мусоросжигательные заводы прямо на свалках. Как и делается во многих странах мира. Коллеги из области возразили: это обернется дополнительной нагрузкой на экологию Подмосковья и социальным напряжением – население против этого. И если уж их строить, то на расстоянии 50-километрового радиуса от жилья.

Не придумав ничего лучше, стали решать проблему поодиночке. Например, в Дубне недавно запустили мусороперерабатывающий завод. В перспективе на деньги инвесторов построят еще 8 таких же. В столице через три года пообещали возвести один из самых мощных в мире заводов по гидросепарации, затем еще четыре. Когда они заработают на всю мощность, то смогут давать в год новую жизнь полутора миллионам тонн коммунальных отходов из 5,5 миллиона тонн, производимых в столице за год. Но пока это случится, уйдут годы. А свалки в Подмосковье пухнут каждый день уже сегодня. Без совместной стратегии по наведению чистоты дело закончится просто мусорным коллапсом.

Энергетическая безопасность

«Москва не может развиваться в одиночку, – подчеркнул Сергей Собянин. – Поэтому мы договорились и с министерством, и с коллегами из Подмосковья о создании единой системы управления распределительными сетями. Их около 40, и принадлежат они разным собственникам. Но они должны быть подчинены единой схеме развития энергосетей и подключения к ним». Механизм должен быть упрощен, чтобы любой предприниматель в любой точке мог получить столько энергии, сколько ему требуется для бизнеса. Конечная же цель работы – энергетическая безопасность региона, минимизация тарифов.

Уже до конца этого года должна быть разработана концепция развития энергохозяйства Московского региона. Ее столичное правительство намерено обсудить и утвердить не позднее мая 2011 года.

На дальнейших заседаниях объединенной коллегии планируется обсудить проблемы модернизации и объединения энергетического хозяйства двух регионов, градостроительную, природоохранную и миграционную политику, а также программу согласованного развития потребительского рынка и услуг и ряд прикладных вопросов – о складировании бытовых отходов и выделении земель под кладбища. Сергей Собянин также предложил дополнить совместный план проектом модернизации здравоохранения.

К 29 ноября должен быть готов пошаговый план на 2011–2013 годы. Затем в месячный срок – подготовлены отраслевые планы, а в начале следующего года документы предполагается передать президенту РФ.

Галина Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация