23:30:44
11 апреля 2021 г.

Нужный ребенок

Внимание, мошенникиЛакомой добычей мошенников, умело обходящих закон, нередко становятся квартиры детей, оставшихся без родителей.

Хождение по мукам

Алла стояла в коридоре, подпирая стену, выкрашенную унылой зеленой краской, и пыталась собраться с мыслями. Только что в конце этого казенного туннеля скрылась вереница ребятишек, чересчур смирных для своего возраста. Среди тех, кто смотрел на «тетю» с любопытством и надеждой, был и «ее» Сева – восьмилетний мальчуган, анкету которого она увидела на сайте детдома.

Об усыновлении Алла с мужем Виталием задумались после нескольких лет тщетных попыток завести собственного малыша. Вообще-то пара планировала взять в семью грудничка, но стоило будущим родителям взглянуть на фотографию Севы… Да, этот умненький мальчик в очках должен стать их сыном!

Позади остались долгие хождения по инстанциям, сбор документов, общение с органами опеки… Но предстояло сдать еще один «экзамен»: поговорить с директором детдома. В ожидании аудиенции усыновительница нервничала и в сотый раз обдумывала свои доводы.

Наконец где-то в глубине коридора скрипнула дверь, и Аллу окликнула строгая женщина лет шестидесяти: «Вы Тимофеева? А муж, где, на работе? Что ж, пойдемте, поговорим». В кабинете дама кивком указала на стул, а сама отвернулась к шкафу, сосредоточенно перебирая папки с документами.

Алла сделала вид, что не замечает неприветливости «железной леди», и принялась говорить о том, как мечтает о ребенке. Но директриса уже отыскала нужные бумаги и прервала гостью нетерпеливым жестом: «Давайте лучше я расскажу вам о Севе. Итак, Сафронов Всеволод Николаевич…»

Была семья

Еще три года назад у этого смышленого мальчика была семья, и жил он не где-нибудь, а в добротном старом доме на набережной Москва-реки. В большой трехкомнатной квартире, принадлежавшей бабушке Севы, мирно уживались разные поколения.

В свое время пожилая хозяйка «трешки» долго противилась браку единственного своего сына с милой спокойной женщиной, коллегой по работе. «Разведенка! И жилья своего нет! Да еще со взрослой дочкой! – яростно клеймила пенсионерка. – Смотри, Николай, повесит она тебе на шею эту девицу, вовеки не отвертишься!»

Но Коля недаром был сыном своей властной неуступчивой матери, которую знакомые величали Вассой Железновой: проявив характер, он все-таки настоял на женитьбе. В конце концов, может же он обзавестись семьей – на пятом-то десятке! Вместе с супругой в «трешке» поселилась и та самая взрослая дочь, 20-летняя Света. «Делайте что хотите!» – только и махнула рукой хозяйка жилища, ясно давая понять, что рвет дипломатические отношения с сыном.

Сердце несговорчивой старухи смягчилось лишь через год, когда на свет появился Сева. На радостях «Васса» даже согласилась прописать к себе невестку и Светлану – чего не сделаешь ради мира в семье! Правда, втайне от всех пожилая женщина составила завещание, отписав свои трехкомнатные хоромы Севе. Теперь-то, обеспечив внука, можно и умереть спокойно…

Ради внука!

Если бы тогда старуха знала, какой удар приготовила ей судьба! До пятого дня рождения Севы оставалось всего несколько дней, когда в квартире на набережной раздался гулкий звонок. Чужой голос сообщил пенсионерке, что сын и невестка попали в аварию по дороге в торговый центр. Николай не справился с управлением на обледеневшей дороге – видимо, слишком торопился за подарками сыну…

«Нужно держаться – ради внука! Меня не будет, кто сироте поможет – подбадривала себя несчастная глава семейства. – На Светку надежды нет, ни ума, ни профессии! Толком мать не оплакала – уже на гулянку побежала! Вроде и сестра Севочке, пусть даже сводная, а ведь не чужая!»

Но как ни крепилась бабушка, потери пережить не смогла. Не прошло и года с момента гибели Николая, как рядом с его могилой появилась новая. Маленький Сева, еще полностью не осознавая суть произошедшего, интуитивно чувствовал: случилось нечто страшное и непоправимое. Сжавшись в комочек в углу дивана, мальчик тихо плакал, пока Светка обхаживала трехкомнатные апартаменты, которые уже считала своими.

Разумеется, о том, чтобы стать опекуном братика, девушка и не думала. Ну почему, скажите на милость, она, молодая и незамужняя, должна приносить свою жизнь в жертву какому-то парнишке? Сева вполне может обитать и в детдоме, а она, Светка, будет навещать брата.

Так умненький мальчик из хорошей семьи оказался никому не нужен. Стоит ли говорить о том, что сводная сестра ни разу не поинтересовалась, как живется Севе! Прошло полтора года, прежде чем у дверей детского дома затормозила иномарка…

Демоническая страсть

«Знаете, я всякое повидала, но тогда сильно удивилась, – «железная леди» усмехнулась, чуть ли не впервые с начала рассказа проявив эмоции. – Сестра Севы на поверку оказалась нелепой угловатой девицей, недалекой и плохо воспитанной, а вот ее спутник… Яркий брюнет, острый нос, бородка – прямо Мефистофель! Как же нелепо они смотрелись вместе!»

Прямо с порога сестрица заявила: нужно улучшить жилищные условия Севы, купив взамен его «трешки» другую квартиру. Детское учреждение выполняет обязанности опекуна, оно-то и должно помочь в оформлении сделки. Но как ни настаивала нагловатая барышня, как ни умасливал представительного вида ее спутник, а «железная леди» на уговоры не поддавалась: где это видано, чтобы большая квартира в престижном районе не подходила ребенку!

Светлана и «демон» капитулировали, но лишь затем, чтобы вскоре вернуться с важными бумагами. Сводная сестра, якобы ощутив укоры совести, добилась оформления опекунства над Севой. Оставалось только дивиться, как это удалось безработной, неприспособленной к жизни девице! Видимо, не без помощи жениха – того самого красавчика-Мефистофеля.

Впрочем, забирать Севу странная пара не собиралась. Спутник Светланы сообщил, что квартира в доме на набережной продана, взамен нашлось другое, прямо-таки шикарное жилье. Но на оформление требуется время, так что пусть Сева пока побудет в детдоме…

Брезгливо стряхнув шуршащую бумажку, вложенную искусителем в ее руку, «железная леди» спешно распрощалась с визитерами. Вся эта история выглядела подозрительно: ну как, скажите на милость, органы опеки и попечительства могли дать согласие на сомнительные махинации с жильем?

Предсказуемый исход

Алла внимала рассказу директрисы, уже предчувствуя грустный финал. И не ошиблась: разумеется, «трешка» уплыла к новым хозяевам, Светка оказалась в «шикарном жилье» – однокомнатной хибаре за пределами МКАД, а ее приятель словно растворился в пространстве, прихватив денежки от продажи Севиной недвижимости.

С большим трудом администрации детдома удалось вернуть опеку над мальчиком. Настырная директриса подключила к делу прокуратуру, в ходе разбирательства выяснилось: добро на сделку дала сотрудница органов опеки и попечительства, неказистая тетка, спешно засобиравшаяся замуж – за красавца-брюнета с точеным профилем и аккуратной эспаньолкой.

«Что тут говорить, мальчик пережил двойное предательство, – вздохнув, констатировала «железная леди». – Сначала сестра бросила на произвол судьбы, потом доверилась негодяю, который просто украл у ребенка квартиру! Вроде все очевидно, а оспорить сделку тяжело – у «трешки» новые хозяева, и уступать они не собираются… Подумайте, поговорите с супругом – история-то темная, не побоитесь?»

Через полчаса Алла вышла на улицу под промозглый дождик, оставив за дверью мир унылых стен и казенной мебели, в котором вынуждены обитать не по-детски грустные малыши. Она обещала директрисе посоветоваться с мужем, но уже сейчас знала, что ответит Виталий. Севу они усыновят, это точно. А вот жилье… Стоит ли за него бороться?

Еще как стоит! Алла упрямо кивнула головой, стряхнув капельки дождя. Прокуратура, милиция, суд, уполномоченный по правам ребенка – они с мужем пройдут все инстанции.

Комментарий

Александра Бузина, юрист:

– Несовершеннолетние собственники квартир, оставшиеся без попечения родителей, часто попадают в поле зрение мошенников. Закон защищает жилищные права сирот, и все же вернуть квартиру, оказавшуюся в руках афериста, зачастую непросто. Хорошо, если детское учреждение встает на защиту своего воспитанника, однако юристов там зачастую просто нет.

Согласно п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса, обязанности опекунов детей, находящихся в воспитательных и иных подобных учреждениях, возлагаются на администрации этих учреждений. Именно поэтому Светлана добивалась помощи в оформлении сделки с квартирой от директора детского дома, а затем, осознав тщетность своих намерений, решила сама стать опекуном Севы.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», к опекунам предъявляется ряд требований (состояние здоровья, возраст и иные). Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, который назначает опекуна, должен был проверить, насколько Светлана соответствует этим требованиям. Судя по всему, «жених» девушки добыл для нее поддельные справки о работе и доходах или «договорился» с той самой обманутой им сотрудницей органов опеки.

Согласно п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению имущества подопечного. Очевидно, что в данной ситуации разрешение на сделку было получено обманным путем от недобросовестной сотрудницы органов опеки.

Вернуть квартиру Севе наверняка удастся, а вот поймают ли мошенника и получат ли покупатели обратно свои деньги – еще вопрос. Эта история – лишнее напоминание покупателям жилья о том, как важно при выборе квартиры проверять ее на юридическую чистоту.

Ксения Новикова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация