23:30:44
11 апреля 2021 г.

Мы едем. Едем?

РазноеПомню, когда-то в «Литературной газете» была рубрика: «Если бы директором был я…». В ней общественность не только обсуждала проблемы, но и предлагала конкретные решения. Некоторые из которых после опубликования на страницах «Литературки» получили путевку в жизнь. Так, похоже, происходит и сейчас.

Идеи витают в воздухе

На Транспортном сервере Москвы (www.mosgortrans.net) прошла акция «Записки мэру» .

Акция была объявлена 12 октября, то есть еще до вступления в должность Сергея Собянина. «Каждый день жители Москвы сталкиваются с транспортными проблемами в городе, – говорилось в обращении на сайте. – На дорогах стоят вечные пробки, метро переполнено, выделенные полосы почти не внедряются, проблема парковок в городе так и не решена, все проекты скоростных трамваев ушли в небытие, а деньги уходят на закупку маршруток для ГУП «Мосгортранс». Суть акции, – сообщалось далее, – состоит в том, чтобы собрать предложения о развитии транспортной инфраструктуры города Москвы и сделать транспортный вопрос приоритетным в управлении городом».

Горожане охотно высказывали самые различные мнения относительно проблем со строительством и реконструкцией дорог, организацией парковочных мест и другим вопросам. Уже через две недели на имя нового столичного градоначальника Сергея Собянина поступило 1734 сообщения. Причем каждая из «записок» содержала в среднем три-четыре предложения по улучшению транспортной ситуации в городе. Теперь все собранные предложения переданы в правительство Москвы.

Например, одно из предложений касалось переноса начала рабочего дня. Чтобы не вся Москва неслась на работу к девяти утра, а часть москвичей приезжали пораньше, а кто-то – и попозже. Это предложение было внесено одним утомленным пробками москвичом 24-го октября, и вот вам, пожалуйста: в начале ноября чиновники Москвы стали работать с 8 часов утра. Записки мэру не успели поступить адресату, а решение уже принято. Значит, идея буквально витала в воздухе.

Среди нововведений от москвичей, которые еще предстоит изучить московскому правительству, встречаются, например, такие:

  • Разрешить простым горожанам фиксировать нарушения ПДД;
  • Сделать билеты на метро разноцветными – для поднятия настроения;
  • Создать единую диспетчерскую службу свободных мест в паркингах;
  • Расширить Садовое кольцо, а также съезды с МКАД и ТТК;
  • Построить дублер МКАД;
  • Пустить обычный электропоезд до Внукова;
  • Построить линию скоростного трамвая в Бирюлево.

Насколько все это может оздоровить обстановку на дорогах, покажет время, но еще одно из предложений москвичей с того же Транспортного сервера Москвы мэр тоже уже начал реализовывать, так сказать, пройдясь по центру города – «Убрать от станций метро уродливые ларьки, которые мешают и пешеходам, и водителям».

Правда, потревоженные торговцы завопили, что они тут стоят не просто так, а выиграв конкурс. На самом деле – все, что в Москве построено, кто-то согласовывал и утверждал, даже обеспечивал бюджетной поддержкой.

«В одну телегу впрячь не можно…»

Так, под эгидой строительства Транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) началось 5 лет назад грандиозное строительство перед станциями метро «Речной вокзал» и «Планерная». Было заявлено, что городу нужны перехватывающие парковки, и бюджет поддержит инвестора в этом начинании. В результате город вложил 500 млн рублей, и перед конечными станциями метро появились… торговые центры. Планировалось, что через ТПУ будет вход и выход в метро – но этого нет! Огромный ТЦ на Речном уже портит жизнь водителям и пассажирам, а на Планерной подобный монстр, если будет запущен, остановит движение намертво. Там и сейчас ни проехать ни пройти. Ведь если под парковки около ИКЕА отдана площадь величиной с футбольное поле, то на Речном и на Планерной таких площадей нет совсем. А обещанные перехватывающие парковки сократились с 10 тысяч мест до 300. При этом – и там, и там остаются в неприкосновенности рынки, около которых паркуются сотни машин с товаром. Как шагреневая кожа уменьшилось все, что должно было улучшить транспортную ситуацию. И раздулось до небес то, что принесет инвестору прибыль. Все как в анекдоте: берем детали швейной машинки, собираем, и получается… автомат Калашникова!

Кстати сказать, под большим вопросом прибыль от этих ТЦ. Народ от Речного и Планерной едет в Химки – в АШАН, ОБИ, ИКЕА. Вряд ли можно заманить москвичей в новые ТЦ турецким ширпотребом! А ведь планировалось строительство нескольких десятков таких ТПУ. Хорошо, что кризис помешал.

Не так давно на пресс-конференции, посвященной Дню строителя, первый заместитель мэра Владимир Ресин сказал о том, что Москве пора переходить от интересов инвестора к интересам города и горожан. Пора, спору нет. Но что делать с тем, что уже успели настроить? С этими автоматами Калашникова, которые теперь стреляют?

На этот вопрос тоже попытались ответить москвичи в своих записках мэру: «Сделать из торговых центров на площадях то, для чего они предназначались: перехватывающие парковки». Такой логичный вывод делают не только простые москвичи, но и известный эксперт по дорожным проблемам мегаполиса Михаил Блинкин (научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства), который не переставал говорить об абсурдности проектов по строительству торговых центров под площадями Пушкина и Тверской Заставы.

Или мы хотим избавиться от пробок. Или мы строим ТЦ в угоду инвестору. Одно из двух.

Творческий подход

Надо сказать, что москвичи подошли к задаче творчески: некоторые письма тянут если не на научный доклад, то на хорошую служебную записку. Например, послание от Александра с таким названием «Первые меры по оптимизации транспортных потоков Москвы»:

1. На основе спутниковых данных, данных видеонаблюдения и отчетов ГИБДД (за период не менее 30 дней) сбор информации по загрузке центральных магистралей города, циклов работы светофоров и данных по дорожной разметке и дорожных знаках, с учетом маршрутов движения наземного общественного транспорта.

2. Организация и проведение городского конкурса на создание специального программного обеспечения, позволяющего на основе имеющихся данных провести анализ и электронную оптимизацию транспортных потоков города, с учетом средней скорости движения, количества и циклов работы светофоров, размещения дорожной разметки и дорожных знаков, а также маршрутов движения наземного общественного транспорта. Данный конкурс может проводиться с привлечением не только российских, но и соответствующих зарубежных научных учреждений.

3. Создание оперативного ситуационного городского Центра регулирования транспортных потоков, оснащенного необходимым количеством средств видеоконтроля и дистанционного управления движением (крипто-защищенные радиоуправляемые светофоры, электронные дорожные знаки и т. п.).

4. Изменение принципов работы общественного транспорта, включая:
– оптимизацию маршрутов;
– обеспечение контроля равномерности и своевременности прохождения общественными транспортными средствами своих рейсов путем введения радиоэлектронной системы рейсового контроля (целесообразно использовать опыт ФРГ).

5. Поэтапное ограничение частного извоза, при максимальной поддержке развития муниципального и частного таксомотора экономкласса.

6. Изменение правил, порядка и стоимости парковки в центральной части города с поэтапным строительством необходимого количества общественных перехватывающих многоуровневых парковок.

Зеленый свет из-за рубежа

Москвичи написали много записок, значит, искренне верят, что перемены – возможны. В доказательство приводят зарубежный опыт, и показывают, как решили такие же задачки в других странах.

Так, в Калифорнии, пишет мэру москвич Кирилл, «практикуются светофоры с датчиками, которые включают зеленый свет, только когда к ним приближается автомобиль. Если на перекрестке с таким светофором с одной стороны нет машин, зеленый свет не включается и движение по другой дороге не замедляется. Машины с мигалками автоматически включают зеленый свет за счет специальных датчиков. Он же пишет о том, что в США драконовские штрафы за опасное вождение (reckless driving). Если ты мечешься из полосы в полосу – на тебя тут же настучат, как из-под земли возникнет коп, и мало не покажется – страховка взлетит до небес. А у нас такой стиль вождения вообще не наказуем.

А в Пекине, пишет другой корреспондент, все скоростные кольца имеют вспомогательную дорогу с односторонним движением, идущую в непосредственной близости от кольца, практически примыкая к нему. Съехать на эту дорогу и выехать в город можно примерно через каждые 100 метров.

В Пекине категорически запрещено дневное движение большегрузных машин. В основном эти машины принадлежат коммерческим фирмам и они легко организуют ночной график работ. Властям даже не нужно по этому поводу принимать какие-либо действия.

Телеграфной строкой

Вот еще некоторые предложения:

  • Светофор на фонарном столбе – это пережиток! Только горизонтальные мачты!
  • Перенести автовокзал к станции «Черкизовская»;
  • По ТВ устроить вечерний ликбез, с показом нарушителей ПДД;
  • Внедрять скоростной трамвай, легкий монорельс, легкое метро;
  • Запретить в центре Москвы строительство торгово-развлекательных цетров и офисов;
  • На широких магистралях организовать утром-вечером реверсивное движение;
  • Построить хорды (перемычки) между въездными магистралями на расстоянии нескольких километров от Москвы;
  • Работать за компьютером дома, а не ездить в офисы;
  • Новые ТЦ строить за МКАД;
  • Строить больше подземных переходов;
  • Приостановить актуализацию Генплана.

Конечно, все наказы можно разделить на те, что возможно реализовать быстро, и те, которые потребуют много времени и денег. Но всем понятно, что давным-давно пора уже что-то делать. Могу предположить, что многим москвичам меры, которыми будут исправлять ситуацию, покажутся слишком жесткими. Но зато – появился свет в конце нашего дорожного тоннеля.

Галина Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация