Лифтам приказано: недолго жить!
14 октября 2010 года вступил в силу Технический регламент о безопасности лифтов, утвержденный постановлением правительства РФ от 2 октября 2009 № 782. По этому поводу Министерство регионального развития РФ и Фонд содействия реформированию ЖКХ провели совещание «Перспективы развития лифтового комплекса Российской Федерации в современных условиях», на котором присутствовал весь цвет лифтовой отрасли.
Что рулетка показала
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 определяет безопасность как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Технический регламент установил необходимые требования не только к безопасности. Учтены такие важные из мировой практики показатели, как доступность для инвалидов, противопожарная безопасность, освещенность, в том числе наличие аварийного освещения, ресурсосбережение, антивандальные технологии.
Отдельная тема – модернизация и замена лифтов, отработавших срок, и не соответствующих требованиям регламента. Согласно п. 19.2, владелец лифта обеспечивает проведение экспертизы лифта раз в 5 лет – для лифта, изготовленного до 1992 года, раз в 7 лет – для изготовленного после 1992 года.
Экспертизу должен проводить и выдавать заключение с рекомендациями и сроками их исполнения специалист органа по сертификации. Владелец либо их выполняет, либо выводит лифт из эксплуатации.
Конкретных требований к конструкции и исполнению лифтов регламент не содержит – они содержатся в шести ГОСТах:
1. ГОСТ Р 51631-208 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
2. ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-71:2003) «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных»;
3. ГОСТ Р 52624-2006 (ЕН 81-71:2005) «Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности»;
4. ГОСТ Р 52626-2006 (ЕН 81-80:2003) «Лифты. Методология оценки и повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации»;
5. ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТК 14798:2006) «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска»;
6. ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2-1998) «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке».
Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, определен распоряжением правительства РФ от 15.06.2010 № 998-р. Это три ГОСТа:
1. ГОСТ Р 53781-2010. «Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации лифтов. Правила отбора образцов»;
2. ГОСТ Р 53782-2010. «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию».
3. ГОСТ Р 53783-2010. «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации».
Понятно, что меня больше всего интересует лифт в моем доме и, соответственно, III раздел регламента – Требования к безопасности лифта при эксплуатации, а также п. 17, который определяет порядок соответствия лифта в течение срока его эксплуатации, и Приложение № 1 к регламенту – Требования к характеристике лифтов и устройств безопасности.
Итак, п. 1: «Точность автоматической остановки лифта, допускающего транспортировку людей при эксплуатационных режимах работы, должна быть в пределах 0,035 м». Вооружившись рулеткой, измерила: пол кабины лифта в моем доме останавливается выше пола площадки этажа почти на 8 см!
П. 3: «Высота в свету проема шахты и кабины лифта, допускающего транспортировку людей, должна быть не менее 2 м». А у нас в свету высота проема оказывается – от уровня пола кабины лифта до верха проема раздвижных дверей шахты – менее 190 см!
П. 5: «Высота купе кабины лифта, допускающего транспортировку людей, измеренная от пола до конструктивного потолка кабины, должна быть не менее 2 м». Измеряю: рулетка показывает 2 м 8 см! Однако, разница-то с высотой проема в свету – порядка 20 см, и на виду оказываются электропровода. А это недопустимо, согласно п. 7.2 регламента, требующего недоступности для пользователей и посторонних лиц оборудования лифта, установленного в машинном и блочном помещениях, а также в шахте.
II раздел упомянутого приложения – это специальные требования к характеристикам лифтов, предназначенных для инвалидов и других маломобильных групп населения. Поскольку в нашем доме всего один лифт, соответственно, он, в том числе, для маломобильных. Итак, п. 11: «Ширина дверного проема лифта и шахты в свету должна быть не менее 800 мм». Моя рулетка показала 56 см…
П. 14: «Точность остановки кабины на уровне этажной площадки должна быть в пределах 2–20 мм». У нас высота «порожка» – почти 8 см.
П. 15: «Освещенность кабины лифта должна быть не менее 100 люкс на уровне пола кабины и на аппаратах управления». Однако при перегоревшей лампочке никаким аварийным освещением в нашем лифте не пахнет – а это требования п. 7.7 Регламента.
Понятно, что моя рулеточная экспертиза не легитимна, однако даже она показывает, что нарушений вполне достаточно, чтобы срочно вывести лифт из эксплуатации.
Контроль и надзор
Техрегламент упраздняет некоторые функции Ростехнадзора. В частности, по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, по участию в комиссии по вводу лифтов в эксплуатацию и выдаче разрешений на применение лифтов. Кроме этого, в соответствии с требованиями ФЗ-294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный инспектор Ростехнадзора сможет осуществлять контроль над соблюдением технического регламента о безопасности лифтов не чаще, чем раз в три года! Куда обращаться нам, пользователям и владельцам лифтов?
По мнению большинства руководителей предприятий лифтового комплекса, только саморегулирование дает возможность повысить ответственность перед потребителем за безопасную эксплуатацию лифтов, обеспечить контроль над деятельностью специализированных лифтовых организаций, необходимый уровень качества услуг. Поэтому для обеспечения высоких стандартов качества и имущественной ответственности более 600 лифтовых фирм России, которые занимаются проектированием, производством, монтажом, техобслуживанием, ремонтом и диспетчерским контролем лифтов, объединились на основе саморегулирования по видам деятельности в 4 СРО:
– СРО «Российское лифтовое объединение» (НП «РЛО») – производство;
– НП «СРО «Межрегиональное объединение лифтовых организаций» (МОЛО) – монтаж, пусконаладка;
– СРО Ассоциация делового сотрудничества «Лифтсервис» – техническое обслуживание;
– СРО Межрегиональная Ассоциация экспертных организаций «Русьэксперт» – сертификационные центры и испытательные лаборатории.
С июня 2010 года начал работу высший сертификационный орган саморегулируемых организаций лифтовой отрасли России – «Национальный союз лифтовых СРО» (НСЛ СРО).
Преимущества саморегулирования для нас, пользователей и владельцев лифтов, заключаются в том, что СРО несет ответственность, в том числе и материальную, за действия своих членов. В случае если фирма, член СРО, наносит ущерб, он будет компенсирован за счет накоплений в специальном фонде. Однако для этого наверняка потребуется решение суда. Но где гарантия, что суд решит вопрос не в пользу, например, ТСЖ или ЖСК, пострадавших от действий такой фирмы, а в пользу монополиста, каковым, по сути, являются СРО. И даже если ТСЖ или ЖСК выиграют суд, каковы механизмы исполнения судебных решений?
Дело не в пустых карманах
П. 5 регламента гласит: «Владелец лифта» – собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в которой находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общедолевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение)».
По словам участников совещания, в жилом фонде Российской Федерации эксплуатируется около 430 тысяч лифтов, из них в целом по России более 35% лифтов выработали свой ресурс, не соответствуют современным требованиям безопасности, ресурсосбережения, пожарозащищенности, не обеспечивают доступность для инвалидов и маломобильных групп граждан, нуждаются в модернизации или замене. Массовая застройка в стране велась в 70-е – 80-е годы, и именно лифты этих домов составляют львиную долю отработавших свой срок и износившихся. Однако, подчеркивали участники совещания, население домов со сроком службы лифта около 35 лет на 50% состоит из пенсионеров, и остальная часть жителей – тоже малоимущие, поэтому решить проблему замены или модернизации лифта (самого дорогостоящего оборудования в доме) только за счет жителей никак не возможно без помощи федерального бюджета.
Государство частично спасало ситуацию за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ согласно № 185-ФЗ от 21.07.2007, заменив более 15 тысяч лифтов в разных регионах. Но это менее 6% от необходимого. В 2011 году финансирование через этот фонд прекращается, и все участники совещания высказывали этим обстоятельством крайнюю озабоченность!
Невольно приходили такие соображения: почему говорят о замене и модернизация лифтов только за счет жителей? Заглядывать в карманы жителей пока рановато. Ведь бывший наймодатель – государство пока еще не выполнило своих обязательств по ст. 16 Закона о приватизации. Об этом обстоятельстве напомнила собравшимся депутат Госдумы Галина Хованская. На что ей ответили: готовится новая целевая инвестиционная программа, однако 90% жилья в частной собственности – это слишком много. При том что большинство собственников не способны будут оплатить замену лифта, то есть они – малоимущие. Выход – деприватизация…
По-моему, некорректно называть владельцев недвижимости стоимостью в несколько миллионов малоимущими. Гораздо правильнее назвать их отчужденными от части своей собственности: подвалов, чердаков, фасада, крыши, земельного участка. Доход от аренды нежилых помещений, от сдачи крыши и фасадов под рекламу, не говоря уже о сервитутных платежах и прочих «дарах земли», с лихвой окупит и любую квартплату, и новый лифт, и налоги на собственность, и капремонт!
Сегодня средняя цена лифта в Москве порядка 1,5 миллиона, еще в полмиллиона, не меньше, обойдется вся процедура по замене, да и дальнейшее обслуживание и эксплуатация тоже не дешевы. Но для любого ТСЖ или ЖСК, при условии владения всей своей законной собственностью, это реально! Размещение на крыше рекламы по самым мизерным подсчетам приносит 150 тысяч в месяц или 1,5 млн в год, как раз на новый лифт. Аренда самого убогого подвала даст еще минимум от 30 до 50 тысяч в месяц – на замену через год вполне должно хватить.
Знаю один ЖСК в Москве, который еще в 2005-м оформил все права на недвижимость. В результате собственники сами заменили лифты, провели основательный ремонт, и уже забыли про «квартплату» (платят только за телефон и электричество). Мало того, в конце прошлого года они получили «бонусы» от правления – порядка 15 тысяч рублей на квартиру. Так что социальных программ даже не понадобится, если «малоимущие» получат возможность без судебных тяжб и многолетних переписок владеть и распоряжаться своей собственностью.
Возьмите на карандаш
Процитирую интересные для ТСЖ и ЖСК решения, принятые на этом совещании и направленные на решение социальной проблемы старых лифтов в жилом фонде РФ и обеспечения их безопасной эксплуатации:
– в целях актуализации информации о состоянии лифтов в жилом фонде рекомендовать управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК, СРО в сфере управления недвижимостью во взаимодействии со специализированными лифтовыми организациями, органами по сертификации и территориальными органами Ростехнадзора, организовать инвентаризацию состояния эксплуатируемых в жилых многоквартирных домах лифтов с целью выявления лифтов, отработавших нормативный срок службы и требующих замены и модернизации в период 2011–2015 гг. Полученные данные направить в органы местного самоуправления для подготовки адресных региональных программ на период 2011–2015 гг. по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы.
– органам исполнительной власти субъектов РФ совместно с органами местного самоуправления в срок до 01.02.2010 года подготовить адресные региональные программы на период 2011–2015 гг. по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы, предусмотрев возможные источники финансирования за счет средств региональных и местных бюджетов, а также за счет софинансирования собственников помещений в многоквартирных домах.