Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 29 сентября 2010 г. 13:00
Публикация в газете: №36 (811) от 30 сентября 2010 г.

В Европе по трубе не стучат...

В Европе по трубе не стучат...

Зато там празднуют День соседей. В последний вторник мая его отмечают в сотнях городов миллионы людей. До нас такой праздник еще не дошел, а жаль. Наладить отношения между жильцами, разбить лед равнодушия и отчужденности – это и для нас актуальная задача. «КР» обратился к специалисту по проблемам социальной коммуникабельности, кандидату психологических наук Наталье Драгановой из Института психологии РАН и попросил рассказать о том, как наладить соседские отношения.

Без соли и спичек

– Немудреные бутерброды, легкий боржомчик или что-то другое, двумя-тремя градусами выше – много ли надо людям, чтобы сблизиться? Когда-то так собирались жильцы на 8 Марта, День Победы, Новый год. Когда? В прошлой жизни.

Сейчас, открывая дверь подъезда, хотя и пропускаем даму вперед, здороваемся, входя в лифт (как же, вежливые люди!), но вот как звать соседку по лестничной площадке, хоть убей, не вспомним. А в результате? За всякой кухонной мелочью бежим в магазин, отказываемся от вечерних развлечений (некому присмотреть за ребенком), обращаемся к родственнице на другом конце города – просим полить цветы во время отпуска...

А ведь необходимость обратиться за помощью к человеку, который живет за стеной, иногда бывает жизненно необходима. Что там – пресловутые соль и спички! Причины бывают посерьезнее. Захлопнулась дверь, ключи забыл дома... Звонить в службу спасения? Какое счастье, что балконы смежные, отделяет только решетка. Заботливый сосед еще и за руку поддержит, чтобы не случилась беда.

Или так: недавно маме моей знакомой стало нехорошо в ванной – немолодая женщина потеряла сознание. Дочка заметила сразу, но вот вытащить женщину из воды ей оказалось не по силам. Выбежала на лестничную площадку, позвонила в несколько дверей – люди поняли с полуслова, общими усилиями уложили в постель. И только после этого вызвали скорую. Конечно, такие ситуации редкость. Но – бывают, а потому стоит подстраховаться. В общем, с соседями всегда лучше оставаться в хороших отношениях, мало ли что может случиться. А помощь – всегда рядом.

Возвращение в дома коммуникабельности, доброжелательности, умения находить с соседями общий язык становится не только нравственной, этической проблемой, но и хозяйственной, экономической. Жители должны собраться и сообща выбрать компанию, которая будет обслуживать их дом. А как соберешься, если исчезли контакты между людьми? Если на смену им пришли конфликты? Чем чаще люди соприкасаются друг с другом, тем больше конфликтов. Печальная аксиома.

Шумим, брат, шумим!

Как показывают социологические опросы, чаще всего конфликты возникают из-за шума. Даже такие, казалось бы, ЧП, как воровство в квартирах, пьяные дебоши в подъездах волнуют людей меньше, чем нарушение тишины.

Вот наиболее характерные ситуации. Громкая музыка, источником которой могут быть и лазерные диски, и телевизор, и радио. Работа на дому с использованием дрели, молотка, «болгарки». Перестановка мебели, хлопанье дверью, позднее включение стиральной машины, стук каблуков по паркету.

Я знала одну семью, которая в новом доме что-то передвигала, стучала. Святое, казалось бы, дело – переезд. Но это не понравилось соседям снизу, и вот уже 25 лет они не здороваются.

Можно пожать плечами: с 8.00 до 22.00 никто не может мне сделать замечания! Формально так, а по существу? Ведь маленьких детей укладывают спать задолго до десяти вечера. Нужна тишина. А некоторые работают дома и днем, им тоже необходима спокойная обстановка. А потому по возможности старайтесь не нервировать соседей.

Если вы меломан, поставьте колонки дальше от стен. Чаще пользуйтесь наушниками. Подальше от перегородок между квартирами должна стоять и стиральная машина (больше всего от ее работы страдают те, кто живет под вами). Воспользуйтесь специальным ковриком, гасящим вибрацию.

Ножки стульев, кресел, шкафов подбейте мягким материалом. Двигая их, вы не только не побеспокоите людей, живущих ниже, но и сохраните собственный пол. Но какое бы покрытие вы ни выбрали – паркет либо линолеум, – обязательно подложите под него звукоизоляционный слой. Впрочем, даже самая хорошая изоляция не заглушит стука уличной обуви. Поэтому старайтесь ходить по квартире в тапочках.

Веселая вечеринка, день рождения, юбилей. Тут без шума не обойтись! Не дожидайтесь, пока недовольный сосед постучит по трубе. Загодя загляните к жильцам, чьи квартиры соприкасаются с вашей, и предупредите о предстоящей встрече. Разговор может быть примерно таким: «Понимаем, что доставим вам беспокойство. Но просим потерпеть – такой уж день. Поверьте, часто это повторяться не будет. Заранее приносим извинения».

Не сомневайтесь: после такого разговора люди отнесутся с большей терпимостью к неудобствам.

Допустим, сосед нарушил ваш покой, и вот вы с решительным видом направляетесь к его двери. Стоп! Почему-то нетерпимость чаще всего проявляется именно в отношениях между людьми, с которыми соприкасаются длительное время и с которыми особенно важно не ссориться и не ругаться.

Но если все же решили поговорить? Разговор должен обязательно вестись в спокойных тонах. Никогда не начинайте с претензий. Вас сразу перестанут слушать, единственная реакция в этом случае: «А сам-то! Тоже хорош!»

Слово за слово, и вот уже рвутся всякие человеческие связи. Причем на много лет! Ведь сосед может быть и не виноват в той ситуации, в которой вы его обвиняете. В этом случае спокойное обращение – прекрасный трамплин для отступления: всегда можно извиниться.

Улыбка как противоядие

Налаживать доброжелательную атмосферу нужно сразу, как только люди вселяются в дом. Пригласите друг друга на чашку кофе. И при этом не имеет значения, кто первым проявит инициативу.

Старая истина: первым здоровается тот, кто более воспитан. Встречаясь в подъезде, лифте, задайте какой-нибудь вопрос, обменяйтесь репликами. Пусть они будут короткими, ничего не значащими. Но это все же какой-то контакт. В дальнейшем он поможет избежать многих недоразумений. Люди, которые хотя бы однажды улыбнулись друг другу, не ссорятся по пустякам.

Но вот более драматичная ситуация: одинокие люди, которых только время от времени проведывают родственники. А случись что? Не выходит человек из квартиры день, неделю, месяц... Бывает, никто на это даже внимания не обращает. А потом в газетах появляются жуткие подробности.

Жизнь – и, увы, смерть одиноких людей – серьезная городская проблема. Социальные службы? Но далеко не все старые люди обращаются туда за помощью. Незаменимыми в этом смысле могли бы стать соседи. Идете на работу, позвоните в дверь квартиры, где живет одинокий человек, услышьте его голос. А если возникло тревожное подозрение, позвоните хотя бы в милицию. Вам не надо будет упрашивать – оттуда придут непременно.

Хочется напомнить: основная обязанность участковых милиционеров – не ловить преступников (для этого есть другие службы), а следить, чтобы в домах был порядок, соседи не ссорились, а если возникло какое-то чрезвычайное происшествие, немедленно оказывать помощь.

Похвальное слово доске объявлений

Равнодушие к состоянию собственного жилища обходится нынче дорого. Появись вдруг прорехи, и собственнику надо расплачиваться из своего кармана. Не случайно оживилась работа правлений жилищных кооперативов, возникают все больше ТСЖ, не липовых – настоящих, созданных по воле жильцов. Да и в муниципальных домах стремятся к объединению – создают домкомы, выбирают старших. Кто-то ведь должен представлять жильцов в конфликтах с управляющей компанией.

Но активисты не должны забывать еще об одной серьезной задаче: именно от них зависит, чтобы в дома вернулись прежние черточки добрососедства, они могут сделать так, что жильцы станут ближе друг к другу. Один из путей к этому – информация. Она приобщает людей к жизни дома, а значит, объединяет. Имеются в виду те самые доски объявлений, которые появились почти в каждом подъезде.

Каково их содержание? Что ни дом – свои предпочтения и сведения, свои отчеты. Условно их можно разделить на две категории – необходимые и необязательные («лишние»). Известное выражение: «Я могу обходиться без необходимого, но без лишнего – нет».

К первой категории относятся различные городские постановления, касающиеся жилья, решения окружных и районных властей на ту же тему. Надо оповещать людей о меняющихся тарифах, работах, которые проводит управляющая компания, видах на капремонт. Все это интересно, полезно знать.

А вот «лишнее» – это то, что касается непосредственно жильцов, адресуется каждому из них, волнует и задевает. Такая информация тоже необходима дому, ее всегда прочтут, запомнят.

Первое, что приходит на ум, – список неплательщиков. Что же, важные сведенья. Дом должен знать своих героев. Но это все-таки негатив, а нужны и позитивные объявления, добрые и поощрительные листочки. Въехала новая семья, почему бы не поздравить ее, не оповестить людей, что у них появились новые соседи? Озеленили участок перед домом – спасибо управляющей компании.

Видя, как прихорашивается дом, не остаются равнодушными и сами жильцы, некоторые привозят с дач рассаду, даже саженцы деревьев. Поблагодарите их, назовите квартиры, фамилии. Людям будет приятно, да и пример их может оказаться заразительным. Чище стали московские подъезды – тоже факт. То цветы поставят на подоконник, то повесят картину. Вот и назовите тех, кто это делает, скажите в их адрес добрые слова. Глядишь, на Новый год кто-то принесет елку, поставит ее в холле, а то и на крыше подъезда (такие примеры тоже есть). Люди теснее сплачиваются, если внимание к себе – хоть крошечку – чувствует каждый из них.

Представьте, спускается человек в холл и вдруг видит торжественное обращение к нему лично: «Поздравляем с днем рождения!». Знаю дома, где такое внимание к людям стало традицией. Инициаторы – старшие по подъездам.

...Не случайно родились пословица: «Собрался строить дом – выбирай не место, а соседей». Или такая: «Ближний сосед лучше дальней родни». Возродится ли былая близость и теплота между обитателями одного дома? Все зависит от нас. Но так хочется, чтобы общие заботы дома стали личным делом каждого.

Илья Гавриков

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.