Берегите себя и город
Юго-Запад столицы всегда славился тем, что шел вногу со временем. Интенсивное строительство, появление новых районов, модернизация старых, как сейчас говорят, «апгрейд». Будет ли развитие продолжаться такими же темпами, какие первоочередные проблемы требуют решения? Об этом рассказал «КР» префект Юго-Западного округа Алексей Челышев.
В статусе закона
– С 15 июня вступил в силу Генеральный план развития Москвы до 2025 года. Что он изменит в жизни и развитии округа?
– Главное, что необходимо уяснить каждому жителю: Генплан – это рамочный документ, своеобразный кодекс правил и поведения в городе, который очерчивает рамки возможного строительства по множеству параметров. С целью реализации Генплана уже разработаны нормы и правила градостроительного проектирования в столице, которые также будут иметь статус закона города Москвы.
Далеко не все вот так сразу реально выполнимо. Например, по новым нормам, объекты гаражного строительства должны находиться на расстоянии 200 метров от жилой застройки – то есть в шаговой доступности. Но при нынешнем положении пообещать такое было бы утопией. Осуществляя программу «Народный гараж», особенно в старых, сложившихся районах, порой вообще бывает трудно выкроить место для размещения крытого паркинга. Так, в Гагаринском и Ломоносовском районах нам пока такие участки изыскать не удалось. Ну, а в других районах где-то с полкилометра придется пройти до гаража, где-то метров 700 – в условиях плотной старой застройки не до жиру. Так что мы внесли предложения, чтобы пересмотреть отдельные нормативы. А в новостройках, конечно, надо стремиться к максимальной приближенности гаража к дому.
Шаги шагам рознь
– «Шаговая доступность» сейчас вообще лежит во главе угла. За этим казенным термином скрывается важное: возможность пожилому человеку без проблем добраться до врача, не тащить ранним утром ребенка через полгорода в детский сад…
– Шаговая доступность поликлиник, детских садов, школ – задача важнейшая. По школам в округе с этим практически нет проблем. То же самое и с поликлиниками: даже в микрорайоне Щербинка в сентябре откроются поликлиники для детей и взрослых, и задача будет решена. Дошкольными учреждениями мы сейчас вплотную занимаемся и действительно размещаем их в шаговой доступности. Но, как известно, еще достаточно остра не только проблема расстояния до детских садов, но и отсутствия мест в них. Сейчас в районах идут публичные слушания проектов размещения 21 дошкольного учреждения – это более двух тысяч мест. Кроме того, подобрано еще девять участков для строительства. Плюс к тому решается вопрос об освобождении четырех детских садов, которые заняты непрофильными учреждениями. Их надо отремонтировать и ввести в эксплуатацию на будущий год. То есть в 2011 году мы рассчитываем обеспечить местами в детских дошкольных учреждениях всех желающих. Хотя я читал прогноз: в этом году появится на свет значительно больше маленьких москвичей. Если в прошлом году новорожденных в городе было 116 000, то в этом ожидается около 122 500. На такую «армию» только в нашем округе понадобится 30 новых детских садов.
Больше меня беспокоит норма о 15-минутной транспортной доступности к метро. Я спросил у главного архитектора города Кузьмина: как мы можем такое гарантировать, если из Щербинки, я знаю, до бульвара Дмитрия Донского автобус едет, как минимум, 20 минут? В принципе, расположение станций по сравнению с другими округами у нас неплохое. Но Щербинка пока остается «оторванной от цивилизации». Но Александр Викторович напомнил о перспективе продления бутовской ветки легкого метро до Новокурьяново. К тому же, и серая ветка должна в будущем увеличиться на три станции: «Бутово», «Новоникольская», «Милицейский поселок». Вот тогда у жителей Щербинки никаких проблем с транспортной доступностью не будет. Пока же, чтобы добиться максимального результата, надо регулировать взаимодействие уличного транспорта и подземки. Следует обеспечить экспрессную доставку до метро из отдаленных от него микрорайонов, что мы по возможности и делаем.
Прозрачные планы
– Понятно, что Щербинке еще развиваться и развиваться. А что со старыми районами-то будет?
– Насчет этого все еще продолжаются дискуссии. Например, мнения жителей одного из микрорайонов Гагаринского района по поводу того, что делать или не делать там зону стабилизации, разделились.
– Что означает «зона стабилизации»?
– Это значит, что квартал практически неприкосновенен, в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы на таких территориях может быть разрешено строительство отдельных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры на основании городских программ. Но при этом в квартале, который находится между Ломоносовским проспектом, улицей Вавилова, Ленинским и улицей Дмитрия Ульянова, есть три пятиэтажки сносимых серий. И еще четыре – кирпичные. Конечно, их жители заинтересованы в переменах. В процессе обсуждения, на собрании, мы приняли решение, что ставим квартал на реорганизацию, прорабатываем проект планировки и вновь выносим результаты на публичные слушания. Получается, что каждый наш шаг приводит к публичным слушаниям. То есть все решается вместе.
Например, в июне прошло 19 публичных слушаний в разных районах округа по строительству гаражных комплексов. Каждый объект выносим на обсуждение, если он не был учтен в правилах землепользования и застройки. Только за последние шесть месяцев мы уже провели около 60 публичных слушаний. На каждую тему – межевание, проекты планировок, размещение каких-то объектов. Комиссия по правилам землепользования заседает два раза в месяц. Такой прозрачности в градостроительстве, какая есть сегодня, никогда не было.
Юго-Западный апгрейд
– Подытожим, какие же перспективы у округа по части обновления.
– В обозримом будущем массового строительства на Юго-Западе столицы не ожидается. Построен огромный микрорайон Щербинка – более 600 тыс. кв. метров жилья. Свободных площадок таких размеров в округе больше не осталось, все застроено. На территории поселка Бутово осталось возвести всего три жилых дома, детский сад, музыкальную школу. Одна общеобразовательная школа откроется в нынешнем году, еще одна – на следующий год. И все. Так что основное направление развития – реконструкция и реновация кварталов пятиэтажной застройки.
На территории округа сейчас 876 пятиэтажек несносимых серий. Прибавим оставшиеся сносимые и получим 950 жилых домов. Не все они пойдут под снос, но эти кварталы пятиэтажной застройки, безусловно, требуют реорганизации. Подробности станут ясны после разработки и утверждения правительством Москвы программы сноса некомфортного жилья.
Вид сверху без дыма
– Можно ли считать, что кризис остался позади?
– Я не экономист, но и специалисты в этой области никаких прогнозов по поводу резкого роста экономики не дают. Тем не менее, ситуация в 2010 году по отношению к прошлому меняется. Сейчас в городской бюджет внесены достаточно серьезные средства – около 112 миллиардов рублей дополнительно. Это экономия минувшего года, те деньги, которые удалось под столичные функции получить от федерального правительства. Так что да, можно считать, кризис город пережил. Но тут же навалилась другая напасть: ополчилась природа.
Буквально накануне того, как Москву заволокло дымом, я вместе с начальником окружного управления МЧС совершал облет территории округа на вертолете. Раньше такие облеты бывали часто, ведь сверху сразу видно, где территория не в порядке, где расположилась несанкционированная свалка… В принципе, увиденное меня порадовало. Обширные лесные массивы, целые жилые кварталы утопают в зелени. Мы посмотрели и новые районы – Южное Бутово, Щербинку. Хотя летали и вдоль Ленинского проспекта, и вдоль Профсоюзной улицы, как ни странно, не обнаружили пробок. Зато весьма впечатлило количество припаркованных машин, особенно у станций метро, в частности, у «Бульвара Дмитрия Донского», где люди, едущие на работу из области, оставляют свои машины. Словом, познавательный был облет.
Напоследок, учитывая события последнего времени, хочу еще раз напомнить москвичам о необходимости соблюдения элементарных мер предосторожностей. Как ни удивительно, даже в дни, когда большая часть центральной части России горит, когда дым окутал всю Москву, находятся любители отдохнуть в лесу, пожарить шашлычок. На замечания инспекторов об опасности пожара отвечают: у нас ведь мангал! И это сейчас, когда достаточно малейшей искры… А сколько случаев было, когда квартиры загорались от непотушенной сигареты! Последняя такая драма, когда погибли люди, к сожалению, была совсем недавно на улице Нагорной. Будьте внимательны, берегите себя, своих близких и наш город.
О нашем собеседнике
Алексей Валентинович Челышев родился 10 марта 1955 года. Почти 30 лет посвятил вопросам строительства объектов жилого и социального назначения. После окончания Московского инженерно-строительного института трудился мастером на стройке. Прошел путь от прораба до начальника строительного управления. В органах исполнительной власти Москвы с 1987 года. Работал первым заместителем председателя исполкома Гагаринского райсовета, главой управ района Тропарево-Никулино и Гагаринского района. С 2001 года работает в префектуре Юго-Западного административного округа, возглавляет строительный комплекс. В декабре 2005 года назначен префектом ЮЗАО в ранге министра правительства Москвы. Почетный строитель России, имеет награды правительства Москвы. Женат, воспитывает сына.