23:30:44
11 апреля 2021 г.

Выход в атмосферу и обратно

РазноеКак-то соседи предложили погостить у них на даче. «Увезем и привезем!». Вышел из машины, вдохнул полной грудью… и на мгновение отключился. «Бывает, – услышал знакомый голос. – Это после города. От свежего воздуха».

Без паники, господа!

Было это лет десять назад. Но с того времени ситуация в Москве все же значительно оздоровилась. Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин на различных совещаниях часто возражает «алармистским» (любимое слово нашего министра экологии), т. е. паникерским настроениям по отношению к чистоте столичного воздуха. Вот уже восьмой год состояние московской атмосферы не ухудшается, остается стабильным.

Более того, содержание неблагоприятных соединений окиси углерода за последнее время снизились более чем в полтора раза. Самые худшие показатели отмечались в 2002-м, но связаны были не с техногенными факторами: столица, как и в памятном 1972-м, в некоторых районах была окутана дымком горящих торфяников. Кстати, нынешняя жара не дала значительного всплеска подземных пожаров – уроки учли, подготовились.

Недавно познакомился с экологической картой города, составленной Московским центром гидрометеорологии. Существенной разницы между столицей и областью уже не ощущается: и там, и там ядовито-малиновый цвет («неблагоприятно») встречается редко. Так что забудьте когда-то популярные слова: «Москва – зона экологического бедствия». Это далеко не так.

Согласно уверениям специалистов, сейчас наш город по чистоте и безопасности окружающей среды приближается к уровню самых продвинутых европейских столиц. Здесь нашли отражение как природные факторы (удачное расположение города в междуречье Волги и Оки), так и рукотворные, позволяющие сохранять ее зеленые зоны и водные глади. И тем не менее… Антропогенные, индустриальные атаки на чистоту атмосферы неизбежны, они все еще остаются главной заботой столичных экологов.

Экологи начеку

В большом городе отдельные паникерские («алармические») вспышки неизбежны, но чаще всего опасения оказываются преувеличенными. Известна крупная «ядерная эпопея» в Братееве. Когда-то там начали возводить жилые кварталы. И обнаружили целые залежи радиоактивного грунта! Строительные работы задержались почти на два года. Вывезли около 120 тонн земли. Район обезопасили. Теперь здесь один из лучших благоустроенных районов города, при этом экологически совершенно благополучный.

Радиации, кстати, вообще не следует бояться. Контроль строжайший. Но дело не только в этом. Во Франции есть места, где фон составляет 60–70 микрорентген в час. А в некоторых районах Индии он доходит до 100 – много гранита. И никаких проблем! Мы, москвичи, народ более «изнеженный». Естественный фон для столицы – 10–14 микрорентген в час. К чему привыкли, то и хорошо. И превысить его не дают.

Заботит москвичей постоянное уменьшение площадей зеленого убранства столицы. Покушались ли на природные островки? Конечно. По статистике, различные сооружения занимают сейчас более половины особо охраняемых земель. В Москворецком парке, например, для отдыха осталась только треть собственно озелененных площадей. А на территории одного из самых популярных мест отдыха – Битцевского лесопарка – разбита автомобильная стоянка. Когда-то зеленый массив города составлял половину его площади, теперь – треть.

Здесь, правда, нельзя не привести одну парадоксальную мысль известнейших наших озеленителей: «В Москве не мало деревьев, а много. И потому речь должна идти не о бездумном увеличении «зеленой массы», а о том, какие и где появятся озелененные участки, как они будут выглядеть, впишутся ли в городской пейзаж. Много деревьев – вредно». И как доказательство этого приводят пример знаменитого Нескучного сада.

Его когда-то считали достопримечательностью и гордостью всей Москвы. Мягкие склоны оврагов, затянутые бархатом травы, редко посаженные сильные деревья с раскидистыми кронами создавали удивительную гармонию. А потом потребовали «отчет по стволам», в городскую политику внедрилось «субботниковое мышление»: энтузиасты – в сады! И уже в наше время появилось жесткое правило: «Вырубил одно дерево – посади два». Зачем? В том же Нескучном вместо 150–200 деревьев на гектар (оптимальная норма) – две тысячи.

Такая же история в Царицыне, Воронцове… Страдает не только эстетика, но и здоровье растений. Чем их больше, тем интенсивнее вытягиваются из земли соки. Во многих когда-то зеленых зонах Москвы почвы практически мертвы.

Конечно, грамотное ведение зеленого хозяйства – вещь неоспоримая. Но и охрана его необходима! Сегодня в Первопрестольной более 110 особо охраняемых природных территорий. Принятый актуализированный Генплан развития столицы до 2025 года представляет синтез различных направлений – архитектурных, экономических, социальных. В его рамках утвержден «Генеральный план озеленения столицы до 2020 года». С одной стороны, намечена защита природной первоосновы столицы – таких, например, зеленых массивов, как Коломенское, Кузьминки, Битца, Измайлово (их размеры исчисляются сотнями гектаров!). С другой, – создание новых зеленых участков, а также реализация решений, которых раньше Москва не знала. Это и вертикальное озеленение, и сады на крышах, где будет выкладываться не только специально подготовленный зеленый настил, но и создаваться минирекреационные места для жителей дома, система фонтанов. В числе задач – благоустройство берегов малых рек, организация внутриквартальных зон отдыха.

После реализации предусмотренных мер почти треть территории Москвы станет «природной». Это поставит наш город в ряд с самыми продвинутыми в этом отношении городами Европы. Например, с Берлином, первым городом Европы по площади зеленых зон.

Наконец, нельзя обойти последствия недавней температурной аномалии. Загрязненность воздуха в отдельных районах стала в пять раз выше нормальных показателей. Особенно беспокоило содержание углеводородов. Воздух в столице оказался загрязнен на 40% больше предельно допустимого уровня. Но были приняты и соответствующие меры – с тем, чтобы ослабить влияние жаркой погоды. Не всем известно, что предприятиям столицы и городов Подмосковья на время жары было предписано сократить выбросы на 15–20%. Тех, кто не следовал этим указаниям, штрафовали. Кстати, в 2002 году, когда горели торфяники, концентрация взвешенных частиц в воздухе была в 30 раз выше нормы. В нынешнем году мы ее чувствовали меньше.

Московские коммунальщики изменили график поливки улиц. Теперь ее стараются проводить три раза в сутки. Все это способствовало тому, что экологической катастрофы в столице не случилось.

Машина на полтора человека

Основной загрязнитель воздуха в мегаполисе автотранспорт. На него падает более 80% всех выбросов. Остальное поровну делят тепловые станции и промышленные предприятия. Чем интенсивнее поток машин вблизи жилья, тем труднее там дышать. Даже самые пылкие фантасты не предполагали такого автобума! В настоящее время на тысячу москвичей приходится 300 машин. Есть уже семьи, в которых по две-три машины. Всего же в городе свыше 3 млн «тачек». И это при том, что еще в 2000-м их было 2 млн. По прогнозам специалистов, уже в нынешнем году цифра приблизится к 4 млн. И это – только любители. Есть еще производственная и учрежденская сферы. А значит, приведенные цифры надо по крайней мере увеличить в полтора раза.

Ежегодный объем выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составляет почти 900 тысяч тонн. И происходит это от основной беды, с которой не могут справиться власти, – некачественного топлива. По данным экологов, в выхлопе каждого четвертого автомобиля обнаруживается повышенное содержание вредных веществ. Несмотря на закон об ответственности продавцов за реализацию некачественной продукции, на многих АЗС все еще торгуют моторным и дизельным топливом с повышенным содержанием свинца и серы. И никакие на них не действуют санкции. Наверно, слишком слабые…

Правда, принимаются и другие меры. Конструктивные. Скажем, замена устаревших моделей на более современные и экологичные. Уже в ближайшее время Москва должна перейти на использование моторного топлива уровня «Евро-3». Здесь стоит напомнить об успешно выполненной программе «Евро-2», ограничившей въезд в город грузового транспорта и тем самым значительно оздоровившей его атмосферу.

Новый проект потребует серьезной модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В Европе такая работа проводилась в течение 10 лет. У нас более амбициозные планы, хотим это сделать в короткие сроки. В общем, по ряду позиций нам надо нагонять Европу. Там уже применяются более высокие стандарты: «Евро-4», «Евро-5». Но это наши задачи на будущее.

Концепцией закона «О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях» предполагается введение в городе зон, в которых значительно ограничат движение транспорта, одновременно повысив примерно на треть среднюю скорость движения в столице. Сейчас рассматривается несколько вариантов ограничения доступа автомобилей в эти зоны. В частности, выдача разрешения водителям с определенными номерами: использовать автомобили только в конкретные дни. Четные номера – по четным числам месяца, нечетные – по нечетным.

Некоторое время назад провели любопытный эксперимент по поддержке малолитражных автомобилей, от которых, понятно, меньше вреда экологии. Водителям таких машин выдавалась топливная карта на 24 тысячи рублей. Нововведение коснулось автомобилей с двигателем объемом не более 1,3 литра, причем они не обязательно должны были соответствовать стандарту «не ниже «Евро-3». Не очень заманчивый стимул, но здесь, как говорится, важен тренд.

Сейчас средняя загрузка легковых авто – 1,6 человека. Легковой транспорт, который мы видим в Москве, – практически полупустой. Часто там бывает вообще один седок – сам водитель. Нужны ли для этого 5-местные машины? В Европе, между тем, давно уже популярны двухместные. Этакие коротышки с обрубленным задом. Для нас они почему-то не престижны. Какой же ты владелец без тяжелого лендровера? Но, может, психология все же поменяется? Социальная похвала: «заботится о городе!» будет вызывать большее уважение, чем размеры лимузина.

Ну и конечно, будут активно осваиваться подземные территории – это станет новым прорывным шагом в градостроительном развитии Москвы. Начало положено – строительство на площади Белорусского вокзала. Отсюда трасса пойдет под Тверской. А вообще должен появиться подземный двойник столицы, который прежде всего представит собой переплетение самых насыщенных магистралей столицы. Но под землей. Кроме того, что он разгрузит улицы, еще избавит Москву от пробок: ведь больше всего отравляет атмосферу транспорт, стоящий перед светофором. Под землей их не будет вообще. Говорят, столицу из конца в конец можно будет пересечь за 20 мин.

Районы под колпаком

Контроль за состоянием атмосферного воздуха в столице самый строгий. Основная нагрузка ложится на 40 автоматических станций – металлических коробок, под завязку набитых электроникой. Они расположены во всех функциональных зонах города, начиная от чистых территорий природных парков, и заканчивая городскими очагами загрязнения – автотрассами. Эти станции круглосуточно фиксируют выбросы вредных веществ.

Такой же работой занимаются передвижные лаборатории, которые можно увидеть не только на дорогах, но и в жилых кварталах. Они могут выехать и по жалобам населения. Если показатели признаются опасными, вводятся срочные меры по изменению потоков направления машин.

Самая напряженная трасса в Москве – Варшавское шоссе. Здесь гораздо более тяжелая атмосфера, чем, скажем, на Ленинском проспекте, хотя там и там машин достаточно. Просто на Варшавке значительно большая доля грузового транспорта. Проблемной – в смысле экологии – является МКАД. Свои «заморочки» на Садовом, Бульварном, Третьем транспортном кольцах.

Естественно, чем ближе жилье к потокам транспорта, тем воздух насыщеннее выхлопами. Но стоит только отступить за первую линию застройки, как загрязнение атмосферы значительно снижается, данные приближаются к вполне приемлемым показателям. В этом смысле даже МКАД не представляет большой опасности – ведь дома здесь строятся в значительном удалении от трассы, а потому концентрация выбросов в жилых кварталах не очень велика.

Неизменным целительным фактором остается и близость парковых зон, которые принимают на себя главные техногенные удары. Концентрация газовоздушных смесей здесь значительно ниже, чем в наиболее урбанизированных местах столицы.

В каком районе лучше дышится? Как ни странно, любой ответ будет некорректным. Все дело в том, где находится дом. Близость к трассе одинаково негативно сказывается на загрязненности воздуха в любой точке города. И в этом смысле не всегда оправдана дурная репутация, которой молва наделяет некоторые сегменты столицы. Это относится, например, к Восточному и Юго-Восточному округам. Замеры состояния атмосферы, проведенные в ряде новых микрорайонов этих округов, показывают, что чистота воздуха там нисколько не уступает показателям в престижных кварталах запада и юго-запада столицы. Но повторим: только в том случае, если рядом нет напряженных транспортных потоков.

Отрицательный фактор – высокая плотность застройки. В «тесных» микрорайонах возникают своеобразные застойные воздушные мешки, в которых собираются выхлопные газы, и остаются там длительное время, адсорбируя новые и новые частицы. При этом образуется своеобразный газовый купол над местностью, который препятствует проникновению целительного ультрафиолета. Даже сильный ветер не разгоняет его. Ведь здания, если они высокие, меняют воздушные потоки, ослабляют их силу, и потому не приносят столь желаемого облегчения.

Плотное расположение домов характерно, в основном, для центра столицы, и хотя движение грузовых машин здесь ограничено, воздух все равно насыщен вредными веществами. К сожалению, скученность жилых зданий можно сейчас наблюдать и в других районах – как следствие пресловутой точечной застройки. Сейчас ей положен конец.

Дадим совет: прежде, чем принимать решение о приобретении жилья, загляните на сайт ГПУ «Мосэкомониторинг». Там в режиме реального времени представлены текущие данные с автоматических станций контроля загрязнения атмосферы буквально всех точек города. Выбирая район, прежде задайтесь вопросом: что для вас важнее – его география или его экология. А может, цена? У каждого свой ответ…

Илья Грищенко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация