22:07:25
25 июня 2024 г.

Уберем и Капотню – обещает нам Леонид Бочин

Соседка предложила: «Не хотите на денек-другой к нам на дачу? На машине довезем и вернем домой». И вот уже через полтора часа мы очутились где-то за Подольском. Вышел из машины, вздохнул полной грудью… и отключился. «Бывает, – спокойно объяснила хозяйка дачи. – Это после города. От свежего воздуха». С того времени мы не раз бывали на ее шести сотках. Больше такого не случалось. То ли воздух в Москве стал чище, то ли в Подмосковье грязнее…

Вкусная вода? Через 15 лет!

За последние два года качество воды Москвы-реки на входе в город ухудшилось. Причина: повышение антропогенной нагрузки на участке реки от истока до входа в город. В воде возросла концентрация таких нежелательных веществ как железо, марганец, нефтепродукты, нитриты, фенол, формальдегид.
Качество воды в малых реках – притоках реки Москвы значительно хуже, чем даже в самой Москве-реке. Наименее загрязненные водотоки – Сходня, Сетунь, Соболевский и Керосиновый ручьи, река Городня.
В Яузе уменьшилось содержание железа и марганца, однако увеличилось содержание нефтепродуктов (вдвое!). Замусоривают ее и сами москвичи.

Это тревожно еще и потому, что водоснабжение жителей Москвы практически полностью зависит от внешних стоков. Загрязненные реки – это работа на пределе очистных станций, добавки к воде различных коагулянтов, ухудшение вкусовых качеств влаги. Не потому ли так популярна бутилированная вода – хотя по уверению специалистов она ничем не лучше водопроводной? Разве что вкуснее.

Подземные кладовые воды – пока еще не использованное богатство нашего города. А ведь загрязняются и они. Некоторые заводы просто сливают в подземные реки свои отходы. А потому в плане наших водоснабженцев – привлечь к целям водопользования артезианские источники. Из всех европейских мегаполисов – наш город единственный, который пока еще не прибегает к ним. Но планы такие есть. Они должны осуществится в течение ближайших 15–20 лет. Вода из подземных рек будет смешиваться с влагой поверхностных стоков, очищаться и так подаваться в наши квартиры.

Дело будущего, но сохранять чистоту артезианских вод надо уже сейчас. Потомки не простят…

Автомобили все заполонили

Сравнил недавно город с пригородом и руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства столицы Леонид Бочин: «Существенной разницы между пребыванием в Москве и за ее пределами не ощущается». Окрестности города стали тоже не лучшим местом для отдыха. А основные загрязнители воздуха – и здесь, и там – автотранспорт.
Если верить статистике, число автомашин в Москве и Подмосковье за последние годы увеличилось в 2,5–3 раза. Почти на миллион единиц! Значит, по региону бегает около пяти млн. машин. Автомобиль на семью в среднем.

Ежегодный объем выбросов загрязняющих веществ от автомобилей составляет почти 900 тысяч тонн – более 80% общего загрязнения атмосферы из всех источников. Все из-за того, что некачественное топливо используют все больше и больше. Несмотря на закон об ответственности продавцов, на многих АЗС идет бойкая торговля моторным и дизельным топливом с повышенным содержанием свинца и серы.

Экологи утверждают: сейчас загрязнение атмосферного воздуха удалось стабилизировать на уровне 1998 года и даже несколько улучшить его состояние по отдельным показателям. «Реальных причин для беспокойства нет», – сказал недавно руководитель Департамента природопользования, наш министр по экологии Леонид Бочин. Верится с трудом…

Среди наиболее проблемных мест в столице специалисты называют Центральный округ, большую часть Юго-Восточного, отдельные территории Южного, Восточного, Северного и Северо-Восточного (см. карту). Что касается центра – то объяснение такое: все еще нет реального запрета на снующий здесь без толку грузовой транспорт. Свои «болячки» и в других районах. В общем, до идиллии далеко.

Тем не менее, положительные тенденции все же есть. Несмотря на таможенные рогатки, которые ставят иномаркам, насыщение ими столичного автопарка сыграло, несомненно, положительную роль. Ведь еще несколько десятилетий назад на Западе уже задумались о «чистом автомобиле». Так что урон для «отечественного производителя» (автопарк столицы пополняется в основном за счет подержанных иномарок) – благо для «безлошадных» жителей столицы.

Но требовательность к экологичности автотранспорта будет ужесточаться и у нас. В правительстве РФ уже подготовлен проект присвоения классов разным видам автотранспорта. Каждая машина будет снабжена соответствующим чипом. Вместо справок – инструментальный контроль. Если считывающее устройство сочтет, что все в порядке, – шлагбаум открывается.
Более близкая и реальная перспектива – плата за дневной въезд грузового транспорта в центр. Оздоровит ли эта мера атмосферу Центрального округа? Если важно побыстрее доставить важный груз на место, вряд ли остановят водителей какие-то там штрафы. Факт и то, что с введением платы грузовик без нужды вряд ли пересечет пределы Садового кольца. В общем, поживем – увидим. В дальнейшем грядет более жесткая мера – запрет грузовикам въезжать вообще в пределы Третьего транспортного кольца.

В конце июля этого года правительство Москвы одобрило концепцию закона «О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях», подготовленную Департаментом природопользования. Вот ее основные положения.
Предполагается введение в городе зон, в которых ограничат движение транспорта на 10–30%, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизят на 20–40%, одновременно повысив среднюю скорость движения на 20–40%. Таким образом, «будут созданы благоприятные условия для движения общественного транспорта». Сначала будет определяться степень нагрузки на определенную территорию, а затем вводиться ограничения на въезд.

Рассматриваются варианты ограничения доступа автомобилей в эти зоны. Например, выдавать разрешение водителям с определенными номерами использовать автомобили только в конкретные дни: четные номера – по четным числам месяца, нечетные – по нечетным. Предполагается и ввести в этих зонах ограничение на стоянки машин.

Власти думают, как стимулировать москвичей пересесть на машины для двоих. Сейчас средняя загрузка – 1,6 человека. Нужны ли для этого 5-местные авто?
В правительстве утверждают, что законопроект, который разработают в соответствии с концепцией, направлен на снижение экологической нагрузки на городскую среду. Он определит и перечень автомобилей, которые по-прежнему будут иметь право свободного проезда по всему городу в любое время суток, например, автомобили «скорой помощи», мопеды и мотороллеры, автотранспортные средства, имеющие экологический знак, пожарные машины и другие автомобили различных служб, рассчитанных на ликвидацию аварийных ситуаций в городе. Уменьшение количества светофоров, раскрутка в одном направлении Садового кольца – это тоже потенциальные меры, которые тоже помогут снизить воздействие автотранспорта на экологию Москвы.

Проект предполагается вынести на рассмотрение правительства столицы в третьем квартале 2006 года.

Промзоны отодвинут

Число промышленных зон в столице приближается к семи десяткам. А еще есть десятки тепловых станций, тысяча котельных… Подобного нет ни в одном крупном городе мира! И не надо думать, что заводы «лежат на боку». Выпуск продукции в столице в последнее время ежегодно увеличивается не менее чем на 10%. Правда, продукция эта – потребительского свойства. Едва ли не на самом престижном месте столицы расположена «Трехгорная мануфактура». Великолепная фабрика, но место ли ей там? А «Красный Октябрь» и «Рот фронт» рядом с Кремлем и храмом Христа Спасителя? А шелкоткацкий комбинат «Красная Роза» в Хамовниках? Десятки предприятий стоят на самых роскошных московских землях.

Программа вывода промышленных предприятий за черту города – одна из приоритетных. Но вот парадокс – Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) в Капотне, больше других коптящих небо, в списке не числится. Более того: в районе Капотни идет интенсивное жилищное строительство, и квартиры в «неблагополучном» районе уходят, как горячие пирожки.
Вот что буквально сказал по этому случаю Леонид Бочин:
– Это не подарок – нефтеперерабатывающий завод в черте города. Почему он не вошел в программу вывода?

Наверное, сыграла роль экономика. Скажу так: любое предприятие, например, по расфасовке растворимого кофе – тоже тревожит экологов. Банки для кофе – те же отходы… А уж о Капотне нечего говорить. К сожалению, нормы выбросов в атмосферу утверждаются федеральными организациями. Была бы моя воля и полномочия, я бы их с удовольствием ужесточил… Думаю, что МНПЗ рано или поздно будет выведен, но когда – неизвестно… Все должно созреть. Сейчас освобождаем зоны около Яузы и у Сетуни и выводом оттуда промышленных производств занимаемся весьма активно. Очередь дойдет и до Капотни…

Ирина Гаранина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация