Штучная работа
Федеральное и городское законодательство в сфере опеки и попечительства в последнее время значительно изменилось. О том, что это за изменения, как они влияют на жизнь сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в беседе с корреспондентом «КР» рассказывает депутат Московской городской Думы Татьяна Портнова.
Обошлось без ломки
– Татьяна Арториджевна, почему в Москве потребовалось передать органам местного самоуправления некоторые государственные полномочия по опеке и попечительству?
– Давайте посмотрим, как развивались события. С 1996-го по 2007 год защитой прав несовершеннолетних занимались органы местного самоуправления, которые по Гражданскому кодексу являлись и органами опеки и попечительства. Они сами определяли стратегию своей деятельности. Затем в федеральное законодательство было внесено изменение, и с января 2008 года полномочия в сфере опеки и попечительства переданы органам исполнительной власти субъектов Федерации.
В Москве и Санкт-Петербурге в связи с тем, что органы местного самоуправления занимались этой работой неплохо, решили сложившуюся систему не ломать. Ведь при любой ломке возможны провалы, пока не организована новая система. Мы посчитали, что разумнее, чтобы и впредь органы местного самоуправления исполняли эти обязанности. Только уже будучи наделенными государственными полномочиями. И два года назад Москва передала эти полномочия на уровень местного самоуправления.
Закон столицы № 51 от 26 декабря 2007 года «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства» установил основные направления работы муниципалитетов, определил государственные органы, контролирующие исполнение переданных полномочий.
Опека и попечительство – очень штучная, индивидуальная работа с каждым, кому необходимы защита и помощь. В каждом конкретном случае очень важно принять правильное решение. Ведь что хорошо для одного, не всегда приемлемо для другого. Иногда ребенку, потерявшему родителей, нужна опека родственников, а иногда там такие родственники, что лучше ребенка поместить в детский дом. Всегда надо исходить из создавшихся обстоятельств и интересов самого человека. Этим и занимаются органы местного самоуправления – под контролем государственных органов.
– Много ли контролирующих?
– В отношении несовершеннолетних госконтроль осуществляет Департамент семейной и молодежной политики. По своим направлениям контролируют департаменты здравоохранения, образования, социальной защиты.
– Какие еще полномочия остались за государством?
– В первую очередь – работа с кадрами, их подбор, обучение, методическая помощь. А также все, что связано с выплатами опекунам, приемным родителям.
Банк «Детский»
– Недавно мэр Москвы внес в городскую Думу проект закона, в котором предлагается устранить противоречия в законе города Москвы № 51.
– 25 июня вступил в силу закон от 14 апреля 2010 года № 12 «Об опеке, попечительстве и патронаже в городе Москве». В связи с этим необходимо устранить некоторые противоречия, иначе невозможно выполнение закона об опеке. Законопроект обсуждался на совместном заседании двух комиссий – по государственному строительству и местному самоуправлению и по социальной политике и трудовым отношениям.
Органам местного самоуправления будут переданы полномочия по учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, которые тоже остались без родителей и нуждаются в помощи государства по защите их прав, в том числе – имущественных.
Они смогут назначать опекуна, попечителя, приемного родителя, патронатного воспитателя. В их обязанности будет входить и сопровождение семьи, которая берет ребенка. Также будут принимать участие в устройстве совершеннолетних, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными и не могут сами защитить свои права.
Отчитываться работники этих служб будут каждый квартал, а не каждый месяц, как в действующем законе. Эта норма городского закона приводится в соответствие с федеральной статистической отчетностью.
– В законопроекте говорится, что сведения о сироте и ребенке, оставшемся без попечения родителей, если нет возможности устроить его на воспитание в семью, направляют в Региональный банк данных о детях.
– Такой банк создан довольно давно, раньше он относился к Департаменту образования. В 2007 году его передали в ведение Департамента семейной и молодежной политики города. Сегодня в банке хранятся сведения о 4640 детях. Обратите внимание: за два с половиной года их число сократилась почти на тысячу, и это несмотря на то, что постоянно появляются сведения о новых детях, которых оставили в роддомах и больницах, о детях, у которых нет родителей либо в результате трагических происшествий, либо из-за лишения их родительских прав.
Гражданин, вы откуда?
– В законопроекте есть норма о выборе формы устройства детей.
– Работники органов опеки после знакомства с семьей, условиями ее проживания дают рекомендации приемным родителям. Учитывается материальный доход, жилищные условия, состояние здоровья, образование будущих родителей.
– А если семья не согласна с рекомендациями? Например, хочет взять ребенка на патронатное воспитание, а ей не разрешают.
– В городском законе об организации опеки, попечительства и патронажа мы учли этот момент. Лишь в тех случаях, когда по каким-то причинам невозможны усыновление, опека и попечительство, устройство в приемную семью, ребенка передают на патронатное воспитание.
– Куда могут обратиться родители, не согласные с решением органов опеки?
– Заключение, выданное органом опеки, можно оспорить в суде.
– Случается, в дома малютки и детские дома попадают малыши, о родителях которых ничего не известно…
– Прежде всего обязательно должен быть установлен статус ребенка – сирота он или у него есть родители, родственники. Милиция, сотрудники органов опеки и попечительства, работники приютов делают запросы, выясняют, кроме прочего, и то, гражданином какой страны он является. Если поиски не проясняют ситуацию, оставленный малыш становится гражданином России, так как рожден на ее территории.
К слову сказать, детей до трех лет усыновляют чаще и охотнее. Получается что-то вроде очереди на усыновление. Часто такие дети вырастают и не знают, что их усыновили: приемные родители избегают говорить с ними на эту тему, стараясь сохранить в семье мир и спокойствие.
– На ваш взгляд, они поступают правильно?
– Все зависит от отношений, сложившихся в семье. Думаю, что в каком-то возрасте, возможно, в 15–18 лет (никто лучше родителей, которые вырастили подростка, не может определить этот момент) стоит рассказать юноше или девушке, как они попали в семью. Когда ребенок в подростковом возрасте случайно узнает, что он не родной, это может вызвать стресс, привести к срыву.
– Иностранные граждане охотно берут российских детей в свои семьи. Но после случая с мальчиком, от которого отказалась приемная мать и одного отправила из Америки в Россию, все настойчивее звучат требования запретить иностранцам усыновлять наших сирот.
– По закону иностранным гражданам разрешается усыновить российского ребенка, если для него не нашлось приемных родителей на родине. Иностранцы усыновляют и детей-инвалидов, лечат их, дают достойное образование. При этом мы знаем массу случаев у себя в стране, когда у детей в приемной семье далеко не сладкая жизнь. Поэтому должен быть налажен государственный контроль за усыновленными детьми – как семьями россиян, так и иностранными гражданами.
О нашем собеседнике
Татьяна Арториджевна Портнова – историк, менеджер государственного управления, кандидат политических наук. Автор ряда книг и научных статей по местному самоуправлению. Депутат Московской городской Думы третьего, четвертого и пятого созывов, председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению. Председатель московского cовета партии «Единая России» по делам семьи и женщин.