По ком звонит колокол
Знаете, что такое «крымский вариант»? Это когда дом строят с вычурными плоскостями, создавая своеобразный рельеф с помощью кирпичей: одни чуть выдвинуты, другие утоплены.
По-нашему, по-бразильски…
Смотрятся такие здания привлекательно – особенно на юге, где сама природа отличается щедростью красок и форм. Но для севера подобные архитектурные фантазии – просто беда: зимой «узорчатые» стены нередко задерживают снег, а когда сильные морозы чуть отступают, покрываются наледью. Температура в квартирах сразу понижается на два-три градуса. Но именно такой проект в 1980-х был выбран для ряда 12-этажных строений Великого Новгорода.
Ох и намучились люди! Особенно те, кто жили в угловых квартирах: помещения буквально промерзали. Плоская крыша, не рассчитанная на северные снегопады, еще больше ухудшала ситуацию.
Подобным зданиям был присвоен самый высокий уровень теплопотерь, при этом жильцы платили на треть больше, чем в соседних домах. По весне же начинался чуть ли не паводок: снег таял, и тогда подвал, лифтовое хозяйство, инженерные коммуникации оказывались под водой.
Понадобилось почти три десятилетия, чтобы жители одного из таких домов (пр. Мира, 36) «пошли на принцип» и предложили… переделать жилое здание. Нет, это не сказка из серии «что нам стоит дом построить», а реальное и взвешенное решение. Дело в том, что в доме было создано ТСЖ «Вече» (название звучит вполне по-новгородски), и теперь многие важные вопросы решают сами жильцы. А тут как раз подоспело время капремонта. Почему бы не убрать коварные выступы, да и вообще не утеплить фасад? Так проголосовали на собрании, и с этим обратились в ремонтную организацию. Ответ был ожидаем: нет.
Финансы – все дело в них. И тогда товарищество стало само изыскивать средства. На городской бюджет надежды было мало, а потому ТСЖ подало заявку на участие в федеральной программе капремонта – деньги на него выделял Фонд содействия реформированию ЖКХ. Заявку приняли. Казалось бы – первая победа. Не тут-то было: просили 21 млн рублей, выделили меньше четырех. Особо не разбежишься.
Счетчики – вещь упрямая
И тем не менее «товарищи» не сдались. Ведь есть и другие способы экономить энергию. Пока выделенные деньги направили на эти цели, а там будет видно.
Прежде всего решили осуществить давно задуманное: рассчитываться по факту, сколько потребил тепла – за столько платишь. Иными словами, поставить теплосчетчик. Раньше реализовать этот простой принцип было невозможно – центральное отопление, принятое в городе, по сути, обезличивало траты: расход калорий начислялся по нормативам, а те, естественно, были завышенными, не учитывали перепады зимней температуры. Что трескучий мороз, что оттепель (а они сейчас случаются все чаще) – деньги те же. А если установить в доме собственный тепловой пункт? В муниципальном здании такое вряд ли было бы возможно, хозяин – город, энергетические компании ему подвластны, зачем же обирать бюджет? А вот товарищество независимо. Как решат его члены, так и будет.
В результате в доме появился автоматизированный индивидуальный тепловой пункт фирмы Danfoss и, естественно, узел учета тепла. Теперь его потребление можно было не только регулировать (ради одного этого стоило затевать переделку!), но и оплачивать расход по счетчику, а не по взятым с потолка нормативам и коэффициентам.
Надежды себя оправдали. Уже первый квартал нынешнего года позволил сократить теплопотребление (а также расходы на отопление дома) более чем на 20%. В дальнейшем товарищество собирается перейти на поквартирный учет тепла – с помощью индивидуальных счетчиков-распределителей. Пусть люди сами определяют, какая температура – дневная и ночная – для них комфортна. Также в планах установка радиаторных регуляторов.
Собственно на тепловой пункт ушла основная часть выделенных средств. Но и оставшиеся деньги не распылили: раз уж взяли курс на энергоэкономию, его решили продолжать. Прочистили отопительные батареи, поставили новые стояки холодной воды, избавившись от утечек, отремонтировали разводки канализации, заменили оборудование электрощитовой на более современное.
Деньги на этом закончились, но аппетит, как известно, приходит во время еды. Затеяв переделки в доме, просто психологически не могли оставить начатое.
Заявка дубль два
Сдерживали все те же финансы. И тогда жильцы дома подали повторную заявку на финансирование капремонта. Комиссия Фонда содействия, выезжавшая в дом, подивилась, насколько рационально и грамотно были использованы средства. И выделила дополнительные деньги. Конечно, гораздо меньше запрошенных, но в доме уже научились экономно использовать каждый рубль. Модернизация дома продолжалась.
Рассказывает заместитель председателя товарищества Татьяна Овчинникова:
– Прежде всего определили стратегию капремонта, наметили наиболее слабые конструкции и узлы в доме, требующие улучшения. Это, понятно, были все те же наружные стены, но еще и устаревшие лифты, обслуживание которых обходилось ТСЖ в копеечку. На лифты запросили 6,5 млн рублей. Получили 4,2 млн. Ладно, не привыкать. Договорились с авторитетной компанией OTIS, что она поставит нам подъемники меньшей мощности, но, конечно, столь же надежные. Так у нас появились лифты мощностью пять кВт против прежних семи. Причем и дизайн их стал более современным. Более того, по индивидуальному проекту нам изготовили еще и грузовой лифт, которого раньше в доме вообще не было. А вот со стенами оказалось сложнее. Тут пришлось перебирать десятки вариантов, которые позволили бы уложиться в смету.
Да, недобрым словом поминали жильцы тот самый «крымский вариант». Чтобы умерить фантазию архитекторов, сгладить все эти выступы и впадины, требовалось минимум 15 млн рублей. «Вече» получило меньше четырех. И мало кто верил, что на эти средства можно изменить «лицо» дома.
Но если хозяин рачительный, он преодолеет любые трудности. Таким и оказалось товарищество.
Главная идея заключалась в том, чтобы покрыть кирпичную кладку теплоизоляционным материалом, который не только скроет ненужные «узоры», но и утеплит здание. Заказали индивидуальный проект – с учетом имеющихся средств. Конечное решение было таким: там, где стены рельефные (не вся же поверхность такая, только отдельные участки), надо сделать навесной вентилируемый фасад, остальное покрыть жидко-керамическим теплоизоляционным материалом «Изоллат». И проект, и материал, и работы – все укладывалось в смету. Оставалось реализовать задуманное.
Кто лев, тот и прав
Увы, к работе так и не приступили: градостроительный совет Великого Новгорода наложил запрет на реконструкцию. «Мало ли какие там у вас фантазии, мы заботимся о красоте всего города, а ваш дом будет выламываться из единого стиля в оформлении проспекта. Не позволим! Ищите что-нибудь другое».
Дело, понятно, было не в цветовой гармонии, а в конфликте интересов. Недавно на том же проспекте появилось новое здание Сбербанка, выполненное в привлекательных серо-зеленых тонах. Понятно, что богатая организация без проблем получила разрешение на застройку. То, что жилой дом выбрал иную цветовую гамму, коммерсантов нисколько не интересовало. Но в результате одному из строений надо было уступить. На чью сторону встал градостроительный совет? Можно даже не гадать…
Пришлось жильцам менять проект. Все другие решения оказались дороже, но выхода не было. И вот вместо обыкновенных, доступных по цене навесных вентилируемых фасадов остановились на панелях, отделанных зеленой каменной крошкой. Доставлять их пришлось с Урала – все остальное было дороже.
В результате смета оказалась превышена более чем в два раза.
– Городские архитекторы своего добились, а мы оказались в подвешенном состоянии, – возмущается Татьяна Овчинникова. – Монтаж навесного фасада практически завершен, но для расчета за него нам не хватает трех млн рублей. И примерно столько же еще нужно на «Изоллат». Хотели взять кредит, но давать его товариществу банки не хотят – говорят, нет гарантий.
ТСЖ оказалось перед лицом банкротства. Оставалась надежда лишь на помощь со стороны местных либо федеральных властей. Чтобы привлечь их внимание к судьбе дома, фирмы, участвующие в его реконструкции, решили провести на базе жилого здания презентацию энергоэффективного оборудования, пригласив на нее руководителей других новгородских товариществ, коллег из соседних регионов, а также сотрудников коммунальных служб.
Поможет, нет – сказать пока трудно. Но должно помочь! Ведь если откажут, то печальный «вечевой колокол», раздавшийся в Великом Новгороде, услышат в других городах, а какой сделают вывод – понятно: опустят руки. Вновь – и в который раз! – будет торжествовать нехитрая российская максима: инициатива наказуема. А раз так, то у жильцов (учтите: самой многочисленной группы населения страны!) окончательно исчезнет желание участвовать в решении государственных программ, из которых энергосбережение – важнейшая.
Но успех ее, как уже было сказано, возможен лишь в случае, если движение будет с двух сторон. Граждане свой шаг сделали. Дело за властями.