Коммуналка станет раритетом
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подготовил для утверждения правительством столицы проект «Программы содействия города Москвы в жилищной сфере гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения, на период 2011–2013 годов и задания на период до 2020 года программы».
Предполагается, что к моменту завершения программы с коммуналками в столице будет практически полностью покончено. О технологии избавления от этого атавизма нам рассказал начальник отдела формирования жилищных программ Вячеслав Бессонов.
В формате «ни то, ни се»
– Вячеслав Евгеньевич, новость о том, что в недрах департамента и префектур разрабатывается комплекс мероприятий по тотальному расселению коммуналок, довольно неожиданна. Время ли сейчас думать о новых жилищных программах, когда экономика только-только встает на путь выздоровления и на счету каждый рубль?
– Как раз сейчас самое время думать. Если мы хотим, чтобы через два-три года программа развернулась в полном объеме, надо заботиться об этом сегодня. К тому же в своем планировании мы опираемся на прогноз социально-экономического развития города, который недавно утвержден правительством Москвы. Не случайно в проекте постановления мы предлагаем сохранить на следующий год объемы финансирования социальных жилищных программ, а дополнительные средства предусматриваем начиная лишь с 2012-го.
Вы правы, ситуация с бюджетом напряженная. Но в связи с этим возникает потребность в новых способах реализации социальной жилищной политики. Приходится изыскивать дополнительные ресурсы, источники финансирования. В частности, предлагаемая программа будет опираться на развитие частно-государственного партнерства. Мы намерены привлекать не только деньги из городского бюджета, но и дополнительные ресурсы от частных инвесторов, средства граждан. Программа прежде всего тем и уникальна, что средства риелторов и других частных инвесторов участвуют по сути в реализации социальных жилищных программ.
Проведенные расчеты и консультации подтверждают такую возможность. Мы исходим из того, что привлеченные частные средства по объему существенно превысят бюджетные расходы на программу. Проект предусматривает, что до 35% площади квартиры расселяет город, а 65% и выше берут на себя инвесторы, риелторы.
– Почему из круга проблем, существующих в жилищной сфере, выбрана именно коммуналка?
– Коммунальное жилье априори относится к разряду некомфортного. Это пятно, которое совершенно не украшает лицо города. Тем более что именно город осуществлял в силу разных причин коммунальное заселение квартир, предоставлял комнаты по договорам найма, социального найма. Так что в определенной мере город обязан помочь жителям переселиться в отдельные квартиры.
За последние десять лет число коммуналок в столице сократилось более чем в 1,5 раза. Сейчас их примерно 71 тысяча. Однако процесс замедляется. По естественным причинам высвобождаются в первую очередь более простые в расселении квартиры. И чем дальше, тем сложнее становится задача.
С другой стороны, в стране реализуется нацпроект создания доступного комфортного жилья гражданам России. И так получилось, что сформировался определенный крен в сторону «доступного», а «комфортное» оказалось как бы на втором плане. Обратите внимание, в названии национального проекта многие в обиходе опускают второе определение, ограничиваясь «доступным».
Еще причина – нет возможности сколько-нибудь эффективно распорядиться городским фондом в коммунальных квартирах. Использование принадлежащей городу свободной комнаты в коммуналке резко ограничено. Вновь заселять ее кем-то для постоянного проживания допустимо, но зачастую не очень логично. Остается использовать в качестве маневренного фонда, для временного заселения. Получается ни то ни се. Что-то вроде отходов производства.
С другой стороны, самим гражданам сложно воспользоваться имеющейся у них площадью в коммуналке как стартовой площадкой для улучшения жилищных условий. Комнату трудно продать, много за нее не выручишь. Толку от коммунальной квартиры нет ни городу, ни жителям.
– То есть приоритет будет отдан ликвидации коммунального заселения. А не проще ли было просто повысить норму постановки на учет для коммуналок с 15 до 17 или даже 20 кв. метров на человека? Тогда граждане встанут на очередь и будут расселены на вполне законных основаниях?
– Было бы неправильно сводить предлагаемую программу лишь к предоставлению приоритета отдельной категории жителей. Комплекс мероприятий включает и привлечение инвестиций, и новые организационные формы работы, и многое другое. Тем не менее отчасти вы правы, и проект постановления правительства Москвы предусматривает разработку закона, который расширит возможности постановки на учет проживающих в коммуналках граждан, которые нуждаются в содействии города в приобретении жилья. Речь о том, чтобы ставить их на очередь вне зависимости от занимаемой площади при условии, что они пользуются жилплощадью на основании договоров социального найма или безвозмездного пользования и не имеют другого жилья в виде отдельной квартиры. Это существенно расширит круг получателей городской поддержки при расселении.
Приглашаем всех!
– А теперь расскажите, пожалуйста, о самом интересном – о механизме расселения.
– Один из базовых принципов программы – комплексность участия жителей коммунальной квартиры в ее расселении. Для начала мы предлагаем обитателям любой коммуналки самим (и в полном составе) прийти к взаимному согласию о вступлении в программу. Это не всегда будет просто, поскольку степень заинтересованности и возможность участия в расселении у разных семей отличается. Достигнув единодушия, граждане отражают свою волю в заявлении, с которым обращаются в Управление нашего департамента в административном округе по месту жительства.
Далее начинается самое кропотливое. Оператор программы (предприятие из числа подведомственных департаменту) готовит Соглашение между семьями, департаментом и юридическими лицами (инвесторами, риелторами) о расселении. В Соглашении отражается, кто какой вклад вносит в общее дело, и кто на что претендует в результате. А затем префектуры выпускают распоряжения о предоставлении жилых помещений гражданам в соответствии с достигнутым Соглашением.
– Не боитесь, что семьи не договорятся между собой, ведь отношения между ними часто весьма острые?
– Это, безусловно, один из самых сложных моментов. С такими семьями придется поработать (прежде всего в информационном, агитационном плане) и департаменту, и риелторам. Надеемся, что здравый смысл все же одержит верх над эмоциями.
– Кто из обитателей коммуналок может претендовать на расселение?
– Ограничений для вступления в программу жителей, занимающих помещение на законных основаниях, практически нет никаких. Каждая семья, проживающая в квартире, где есть хотя бы одна городская комната, может подать заявление на участие в программе. Нам было принципиально важно предусмотреть, чтобы возможность участвовать в ней получили все без исключения категории граждан. Это необходимо, чтобы можно было расселить полностью любую квартиру.
– Каковы условия предоставления квартир обитателям коммуналок?
– Семьи, изъявившие желание участвовать в расселении, делятся на четыре группы. Первая группа – жители, вставшие на очередь до 1.03.2005. Вторая – граждане, принятые в городе Москве на учет нуждающихся в жилых помещениях (после 01.03.2005). Третья – граждане, принятые на учет нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (после 01.03.2005). Четвертая – граждане, проживающие в коммунальной квартире, в которой проживают заявители 1–3 групп, но не входящие в их число, то есть практически все остальные.
Участники второй группы получают жилье безвозмездно. Участникам третьей – квартиры предоставляют по частично возмездным формам. В этом случае объем собственных средств граждан зависит прежде всего от срока ожидания в очереди. При этом возможно использование практически всех действующих городских программ. Участники первой группы могут получить жилье при расселении как бесплатно, так и по частично возмездным формам в соответствии с действующими городскими нормами.
Наиболее скромная поддержка будет оказана участникам четвертой группы. Им жилые помещения могут быть предоставлены по договорам купли-продажи, найма или обмена. Ведь это граждане, не состоящие на городском учете. А значит, они не только занимают внушительную площадь (сама по себе площадь для них не будет являться ограничением для постановки на учет), но еще являются ее собственниками (например, приехали из другого региона и купили комнату). Или имеют в собственности другую отдельную квартиру. То есть для них проживание в коммуналке – результат их собственной инициативы.
Тем не менее ради полного освобождения квартиры в рамках Соглашения им предоставляется возможность участвовать в расселении и тоже изменить свои жилищные условия. При этом город не вправе направить ресурсы из бюджета на решение проблем семей, не состоящих на учете. Поэтому таких граждан будут расселять, скорее всего, инвесторы.
– А вы не преувеличиваете возможную долю участия бизнеса в проекте? Ведь расселение коммуналок риелторами – дело не новое. Но наиболее привлекательные в коммерческом отношении квартиры были расселены еще в 1990-е. Остались «неликвиды» – помещения, расселение которых себя уже не окупает.
– Действительно, история расселения коммунальных квартир начинается не сегодня. Риелторы занимались этим по своей инициативе, до 2003 года действовала городская программа. И значительная доля квартир, в том числе привлекательных для инвестора, была расселена. По этой и ряду других причин темпы сокращения числа коммуналок замедлились. Сейчас необходим некий импульс, который запустит новый виток расселения. Так просто инвестор не пойдет в коммуналки, нужен дополнительный стимул. Этот стимул – организационное и финансовое участие города в расселении.
Бизнес открыт для диалога, предприниматели готовы участвовать в реализации этой программы.
– Если произойдет наплыв желающих расселиться, как будет выстраиваться очередь?
– Ежегодно по состоянию на 1 января департамент будет формировать очередность расселения. В программе представлен перечень из семи приоритетов. Первыми будут семьи, состоящие на жилищном учете, и имеющие более раннюю дату постановки на учет. А замыкает список приоритетов коэффициент расселения, определяемый как отношение площади, полученной городом в результате расселения, к затраченной на расселение.
Тысяча самых стойких
– Каковы планируемые сроки реализации программы?
– Мы подготовили два сценария развития событий: оптимистичный и реалистичный. По оптимистичному – конечный результат должен быть достигнут к исходу 2016-го. В этом случае предельный объем жилья, необходимый для достижения цели, составит 656 тыс. кв. метров за шесть лет. По более реалистичному сценарию задачу удастся решить до конца 2020-го, и на это потребуется до 745 тыс. кв. метров.
Под конечным результатом подразумевается расселение всех квартир коммунального заселения, в которых живут граждане, желающие улучшить свои жилищные условия. При этом мы отдаем себе отчет в том, что обнаружатся квартиры, обитатели которых попросту не проявят желания расселяться. Это их выбор.
Ожидаем, что по итогам реализации проекта в городе останется не более тысячи коммуналок, жильцы которых откажутся менять свой, пусть и не самый комфортный, жизненный уклад.