23:30:44
11 апреля 2021 г.

Пятилетка скромных желаний

Жилищные программыИстекает срок действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы, которая считается формальным выражением нацпроекта доступного жилья. Минрегионразвития предложил общественному вниманию проект новой редакции программы на 2011–2015 годы. Судя по тексту документа, правительство страны находится под впечатлением не полностью завершившегося кризиса – планы на предстоящее пятилетие стали заметно скромнее.

Послевкусие кризиса

Как многократно подчеркивали чиновники министерства, в основу проекта положены два главных принципа: преемственность по отношению к ранее принятой программе «Жилище» и ограниченность финансирования.

Сохранена структура документа, основные направления работы федеральных властей плавно перетекают из прежней программы в новую, практически неизменными по составу и содержанию остаются уже действующие подпрограммы. К примеру, в рамках подпрограммы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры никаких конкурсных отборов новых проектов в течение ближайших пяти лет проводиться не будет. Все мероприятия направлены на завершение ранее начатых объектов.

Как и прежде, на федеральную помощь и поддержку могут рассчитывать молодые семьи и те граждане, перед которыми государство ранее взяло обязательства по обеспечению их жильем. Принципиальное новшество состоит в том, что социальные выплаты молодым семьям можно будет направлять на долевое строительство (раньше было разрешено приобретать только готовое жилье). Правда, не напрямую, а через уполномоченную организацию, куда молодая семья вправе перечислить свою социальную выплату. А уж та в свою очередь может либо сама строить жилье, либо от имени молодой семьи участвовать в долевом строительстве любого застройщика. Отбор уполномоченных организаций будет осуществляться субъектами Федерации.

Главной целью программы, по словам зам. директора Департамента жилищной политики Минрегионразвития А. Рябцевича, остается формирование рынка доступного жилья. При этом особый акцент делается на жилье экономкласса (как будто раньше в центре внимания министерства было элитное жилье).

За шесть лет предполагается увеличить объем ввода жилья в целом по стране с 59,8 млн кв. метров (это показатель 2009-го) до 71 млн в 2015-м. Если вспомнить, что пока еще действующая программа предполагала строительство 80 млн кв. метров уже в текущем, 2010 году, то планы выглядят скромными, зато, возможно, реальными. Все амбициозные задачи, бывшие на слуху в недавнем прошлом (100 млн кв. метров, 140 млн и, тем более, 150 млн кв. метров), отложены до лучших времен. Тем не менее уровень средней обеспеченности жильем должен увеличиться с нынешних 22,4 кв. метра на человека до 24,2 в 2015 году, а индекс доступности жилья улучшиться с 4,8 года до 4 лет. Это хорошо, но все равно мало по сравнению с Европой и США, где обеспеченность колеблется в пределах 40–60 кв. метров на человека.

Что касается финансирования будущего «Жилища», то провозглашено, что оно остается на прежнем уровне, и только придирчивый взгляд способен увидеть некоторое его сокращение. В 2011-м на программу предполагается выделить из федерального бюджета ровно столько средств, сколько и в нынешнем, а дальше планируется рост финансирования в темпе инфляции. То есть в следующем году индексации не будет, а значит, в реальном выражении денег станет все же меньше. И в абсолютных цифрах тоже меньше. В целом за предстоящее пятилетие на программу намечается израсходовать 610 млрд рублей (помимо федерального бюджета в программу привлекаются средства субъектов РФ и частные инвестиции). Это в полтора раза меньше, чем было запланировано в предыдущую пятилетку.

В итоге до 2015 года в министерстве предполагают обеспечить жильем порядка 130 тыс. молодых семей.

Полку ветеранов прибыло

Что касается граждан, перед которыми государство имеет обязательства, то, выражаясь канцелярским языком, «закрыть» за это время предполагается лишь три категории из шести: уволенных с военной службы, отселяемых с комплекса Байконур и подвергшихся радиационному облучению в Чернобыле и объединении «Маяк». Полностью выполнить обязательства еще перед тремя категориями (подлежащими увольнению с военной службы, вынужденными переселенцами и жителями Крайнего Севера) в ближайшие пять лет не получится.

Особое место в текущих планах Минрегионразвития занимают проблемы ветеранов войны и очередников из числа уволенных военнослужащих. В отношении обеспечения жильем ветеранов, вставших на учет до 1 марта 2005 года, ведомство отчиталось полностью. Однако после того, как было решено предоставить жилье всем стоящим на учете участникам войны, задача многократно усложнилась. Со слов министра регионального развития В. Басаргина, к 1 июня на учете состояло 104 тыс. ветеранов, это на 20 тыс. человек больше, чем к 1 мая. То есть очередь продолжает прибывать. Как объясняют в министерстве, люди увидели реальные перспективы получить жилплощадь и начали массово вставать на учет. Сейчас в ведомстве исходят из того, что всего на очередь встанет примерно 140 тыс. ветеранов.

Усилия для их обеспечения предпринимаются беспрецедентные. В Минфин направлены предложения внести изменения в бюджет, выделив дополнительно средства в размере примерно 80 млрд рублей. Однако окончательные сроки решения проблемы не называются. Причем чем ниже должность чиновника, тем осторожнее его прогноз. В. Басаргин, признавая сложность задачи, все же призывает регионы выстраивать свои планы и графики так, чтобы в основном реализовать эту программу в текущем году. Зам. министра В. Токарев осторожно уточняет: деньги будут выделяться с учетом возможности бюджета, и «обещать, что до конца года всех обеспечим, стопроцентно никто здесь не может». А директор департамента жилищной политики министерства С. Придвижкин говорит о предстоящей напряженной работе по обеспечению ветеранов в ближайшие полтора года.

Что касается уволенных в запас военнослужащих, то в министерстве ориентируются на выступление премьера Владимира Путина в Госдуме, где он сделал акцент на том, чтобы сдвинуть срок предоставления с 2012 года на 2010–2011 годы. На эти цели предполагается выделить 10 млрд руб. в этом году и еще 24 млрд в следующем. Задача осложняется тем, что в Минрегионразвития нет достоверных данных о числе нуждающихся по этой категории. Исходно отталкивались от численности примерно в 20 тыс. семей, потом, по выражению министра, «ударились в крайность» и подняли ее до 40 тыс. Сейчас говорят, что это может быть даже 18 тыс.

Другая проблема состоит в том, что по результатам проведенного среди уволенных опроса лишь четверть из них изъявили желание получить сертификаты на приобретение жилья. Три четверти хотят получить жилье в готовом виде. Оно и понятно – денежный эквивалент сертификата ниже реальной стоимости типового жилья, получатели сертификата вынуждены доплачивать из своего кармана. В министерстве видят выход в следующем. Наряду с институтом сертификатов нужно предусмотреть механизм строительства и предоставления уволенным военнослужащим готового жилья. Такой вариант был бы перспективен в случае комплексной застройки района, где эта категория граждан сможет проживать компактно.

Наладить жизнь по ценам министерства

На десерт информация, которая придется по вкусу всем, кто претендует на субсидии из федерального бюджета для приобретения жилья, в частности уволенным в запас военнослужащим. Речь о средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья, определяемой по методике министерства и используемой при расчете субсидий по регионам. Этот параметр В. Басаргин назвал «извечной проблемой и болью». По признанию чиновников к стоимости всегда было много вопросов. (На самом деле вопрос был только один – почему эта стоимость такая низкая? Другое дело, что задавали его очень часто.)

Причину в министерстве связывали с высокой дифференциацией цены между столицей региона и прочими муниципальными образованиями. В результате среднее значение якобы оказывается недостаточным для областного или краевого центра, а для периферийных образований может быть даже завышенным. Однако такое объяснение справедливо далеко не всегда. Росстат тоже дает среднее значение стоимости жилья по региону, но оно примерно в полтора раза выше минрегионовского.

Главная причина иная – тиграм не докладывают мяса. По методике министерства к реальной рыночной стоимости «подмешивают» себестоимость строительства (которая в отдельных случаях в разы меньше рыночной цены) и определяют среднее арифметическое. С какой стати – непонятно. Себестоимость и рыночная цена вещи слабосвязанные. Мало того, из результата вычитают еще 8 процентов – расходы на услуги риелтора и нотариуса, которые должен оплачивать сам покупатель. Но эти расходы всегда были дополнительными по отношению к рыночной стоимости, никогда в нее не входили. И то, что они вычитаются по методике министерства, – большая странность.

Впрочем, теперь и в самом министерстве это признали и разработали новый вариант методики расчета средней рыночной стоимости. Убраны те самые 8 процентов, учитывающие затраты на оформление. Кроме того, из формулы удалены средние данные о стоимости строительства. Как объясняют сотрудники министерства, «это был серьезный снижающий фактор, который приводил к тому, что сумма не имела ничего общего со средней ценой на рынке».

Сегодня методика находится на согласовании. Можно надеяться, что со следующего года деньги начнут начислять по-новому. Корреспондент «КР» поинтересовался, насколько в результате увеличится расчетная стоимость метра и, соответственно, размер субсидии. По словам В. Токарева, задачей методики является не повысить стоимость, а сделать ее справедливой. Логика зам. министра не вполне понятна, поскольку второе без первого невозможно. Другое дело, достаточным ли будет повышение стоимости для того, чтобы она стала справедливой? Собственные прикидки показывают: по новой формуле стоимость должна повыситься на 30–40 процентов, что примерно соответствует рынку. Тем не менее насколько новая методика объективна, можно будет сказать только после ее практического применения.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация