Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 16 июня 2010 г. 13:00
Публикация в газете: №22 (797) от 17 июня 2010 г.

Насильно счетчик мил не будет

Насильно счетчик мил не будет

Недавно в одной из телепередач из уст молодого депутата Мосгордумы прозвучала мысль, которая и мне не раз приходила в голову: «Не пора ли отменить Жилищный кодекс?» Идея, казалось бы, крамольная, и даже аполитичная. Ведь люди уже смирились с этим законом...

Однако, как следует из недавно принятого Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» и утвержденной правительством РФ 2 февраля 2010 года концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы», Жилищный кодекс уже отменило... федеральное правительство.

Умно придумано, да верится с трудом

Даже эксперты-жилищники все чаще высказываются если не за отмену, то уж за переписывание кодекса точно. Однако поправки проходят в единичных случаях, а большая часть предложений по принципиальным, важнейшим вопросам прокисает на госдумовских полках.

Тем не менее продвинутые собственники продолжают пытаться по нему жить, хотя удается это не всем и не всегда. Для абсолютного большинства населения России даже элементарная норма кодекса о трех способах управления – непосредственном, управляющей компанией и ТСЖ, до сих пор является уравнением с тремя неизвестными. А ведь предполагается, что все должны в этом хорошо разбираться.

Есть в кодексе хитрая «замануха». Вы, собственник, – говорится в нем, – самое главное лицо реформы, начальник над управляющей компанией, все решения, которые примете с соседями на общем собрании, она обязана выполнять, да еще за это отчитываться! И сколько, как, кому и за что платить – тоже решать вам! Вот и сомлело сердце собственника от сознания своего величия, обольстившись такой перспективой. Прочитав кодекс, бежит вдохновленный бедолага в управляющую компанию права качать, а ему – по носу. Терпи – или судись годами. Хочет создать ТСЖ, но спотыкается на попытке провести общее собрание согласно многочисленным пенькам да колодам, которые заботливо разложил на его пути ЖК. А к этому еще прибавьте сопротивление управляющей компании, не желающей выпускать из рук дом – легкий источник дохода. Даже если она в нем ничего не делает, люди-то деньги все равно исправно несут каждый месяц. Если человек достаточно упрям и силен духом, то его жизнь превращается в борьбу, а сам он – в боевую единицу. Только так можно сегодня воплотить на практике то, что написано в Жилищном кодексе.

Не секрет, что написан он для России, но по американскому образу и подобию. И приняли его, не просчитав последствия, хотя бы на пяток лет вперед. По сути, переложили всю ответственность за состояние жилищного хозяйства на собственника. Это то же самое, как если бы на непаханый, заросший бурьяном участок земли посадить культурное растение и надеяться, что оно выживет...

О чем молчит телевизор

Об этом задумалась и высказала свое мнение член Общественного совета при Федеральной службе по тарифам РФ, руководитель НП «Управдом» Евгения Юнисова – опытный, авторитетный специалист-жилищник:

– Россияне – счастливые люди. Потому как – в вечном неведении пребывают. Что там для них придумало их заботливое государство? Каких сюрпризов ждать от законодательства? Граждане об этом не очень волнуются. И государство их особо новостями не тревожит: ну приняли кое-какие законы, ну готовим кое-какие меры. Не волнуйтесь, граждане. Ходите себе на работу, растите детей, отдыхайте... После узнаете, сюрприз будет!

Нет, кое о чем граждане все же в курсе. Краем уха слыхивали. Вот, к примеру, через пару лет лампочки накаливания переведутся. Не будет их вовсе. А что будет? Только энергоэффективные лампочки. Это – очень хорошие лампочки. Экономичные. Дольше служат, меньше электричества потребляют. Это, конечно, хорошо. Этому граждане радуются. Одного пока что никто не учитывает – лампочки эти ни в коем случае нельзя выбрасывать. Совсем. Никуда. Ни в мусоропровод. Ни в мусорный контейнер. Почему? А потому что они – ртутьсодержащие. Опасные, значит. И для человека, и для окружающей природы. Нет, в целом – они безопасные. Пока не разобьются.

А как же поступать с использованными лампочками, с перегоревшими? Ну, об этом пока еще никто не подумал. Потом подумают. И гражданам сообщат. Если не забудут.

У нас всегда так. Примут закон, затем долго-долго готовятся к тому, как его выполнять будут. При всем при этом – не до граждан: проинформировать, обучить. Сами знаете, сколько сил на подготовку уходит. Некогда с гражданами информационно-разъяснительную работу проводить. Да и незачем. Надо будет – все потом само собой выяснится.

Вот, к примеру, в новом законе об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности много еще таких сюрпризов для граждан. Чего они будут обязаны, но чего еще пока что не знают. А не знают граждане, что через год-другой в каждом доме должен быть в наличии прибор учета. Причем на каждый вид коммунальных услуг: на электричество, отопление, воду холодную, воду горячую, газ. А если приборов учета в наличии не окажется, то каждая ресурсоснабжающая организация напомнит гражданам о необходимости такой прибор установить. Иначе ничего подавать не будут – ни воды, ни газа, ни тепла, ни электричества.

А может, граждане скажут: нам не надо! Мы не хотим! – Не хотите, тогда мы сами поставим. – Ну, ставьте, скажут граждане, – раз вам так надо.– Поставим. Но за ваш счет. Иначе – сидеть вам без света, без воды и без тепла. Ну и без газа, конечно.

И вот еще: дом дому рознь. Поэтому на каждом доме будут значки и цифирки всякие. Класс энергоэффективности будет обозначен. И согласно этому классу надлежит в этом доме определенные работы-мероприятия проводить. А значит, и расходы на эти работы нести.

Здесь и там

Уж кого не коснется проблема, которую подняла Евгения Юнисова, так это жителей Первопрестольной. При всех перегибах и недостатках с реформированием столичного ЖКХ (монополизм ДЕЗов, фальшивые ТСЖ) ситуация здесь коренным образом отличается от той, что происходит в других регионах. Сдается, что те москвичи, которые ругают свое правительство, просто не утруждают себя сравнениями.

Здесь – приличные пенсии, достойно оплачиваемая работа, бесплатные квартиры и доступные жилищные программы очередникам, бюджет, который позволяет облегчить жизнь многим жителям. Там – безработица, закрытые предприятия, смешные зарплаты и пенсии при стопроцентной квартплате и дырявые бюджетные карманы. Пенсионер из Москвы и пенсионер из какой-нибудь Тмутаракани никогда не поймут друг друга и всегда будут разговаривать на разных языках. Хотелось бы, чтобы «дорогие москвичи» хоть иногда об этом задумывались.

Однажды Москва приняла мудрое решение, отказавшись от денег Фонда по содействию реформирования ЖКХ на капремонт, избавив жителей от необходимости софинансировать три процента от стоимости работ по дому. Это процент маленький, а деньги большие! За что до сих пор подвергается прессингу со стороны федеральных чиновников.

Еще раньше правительство Москвы приняло постановление от 10.02.2004 № 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы». И пожалуй, вскоре у москвичей появится возможность оценить, насколько дальновидным был этот шаг.

О том, как происходила реализация этого постановления, знаю не понаслышке, уж много лет пишу на тему реформы ЖКХ. Помню, как одномоментно все в Москве завертелось, закрутилось, забегали управы, ДЕЗы. В округах утверждались программы установки общедомовых счетчиков. Главам управ вменялось в обязанность под личную ответственность ежедневно контролировать соблюдение графика и качества выполняемых подрядными организациями работ. В префектурах проводились коллегии, за срыв графиков с ответственных лиц спрашивали по полной.

Сказать, что все происходило легко – значит соврать. Графики часто срывались, потому что трубы в подвалах текли, а для установки счетчиков требовалась их замена. А это время и дополнительные деньги из бюджета. Умудрялись одновременно проводить эксперименты. В частности, в Южном Бутове тогда отрабатывали систему автоматического съема показаний квартирных приборов. Учились считать ресурсы по показаниям приборов и рассчитывать платежи по ним. И тут обнаружилась масса проблем. ДЕЗы, некоторые председатели ТСЖ и ЖСК хитрили, выставляя жителям счета по нормативам, поставщикам оплачивали по счетчикам, разницу прятали. Это происходит и сейчас. Система расчетов по счетчикам далеко не идеальна. Как на уровне отдельно взятого дома – с дачными справками, бесконечными перерасчетами и незарегистрированными квартирантами, так и на уровне управляющая компания – поставщик. Только в этом году жителям начали возвращать разницу по теплу между тарифом и показаниями приборов. Семь лет понадобилось для того, чтобы москвичи почувствовали пользу от установки в их домах приборов, и сколько еще предстоит сделать для совершенствования системы расчетов по ним!

И все-таки Москва прокладывает курс, которым пойдут и остальные субъекты Федерации.

Не мытьем, так силой

Что год грядущий готовит россиянам (за исключением москвичей), можно узнать из двух документов: концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010–2020 годы» и Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...». Про то, как во всех домах в обязательном порядке установят счетчики, и сделано это будет за счет жителей, уже рассказала Евгения Юнисова. Про то, что разрешения на это у собственников домов спрашивать не будут – тоже.

Понятно желание правительства подвигнуть народ на энергосберегающие подвиги. Только как быть с Жилищным кодексом, который говорит, что все вопросы по дому, включая порядок расчета за коммунальные и жилищные услуги, устанавливает общее собрание? На этой норме строится весь этот закон, логика каждой его статьи. Теперь же предполагается, что решать за людей, как им рассчитываться за ресурсы, будут... сами ресурсоснабжающие организации. 16 апреля Минэнерго даже утвердило своим приказом форму предложения управляющим организациям, причем в довольно устрашающей форме: «Поскольку вы являетесь управляющей организацией, то в соответствии со статьей 13 указанного федерального закона обязаны в срок до 1 января 2012 года обеспечить установку и ввод в эксплуатацию прибора учета... Кроме того, в некоторых случаях наша организация обязана при заключении договора по установке прибора учета предоставить рассрочку в оплате сроком на 5 лет равными долями с даты заключения договора. Вы также можете оплатить наши услуги единовременно или с меньшим периодом рассрочки». И ни слова о собственниках!

Причем на местах ни муниципалитеты, ни сами ресурсоснабжающие организации понятия не имеют, каким образом все будет происходить. В бюджетах на это нет денег, у ресурсоснабжающих организаций – тоже. Как и у большинства управляющих компаний. Обеспечить установку они смогут, только взяв кредит в банке. Проценты оплачивать придется собственникам. А они еще об этом не знают!

Эпизод из общего собрания в обычной подмосковной девятиэтажке. Из 200 квартир во двор вышло пять пенсионерок. Начальница местного РЭУ спросила: счетчики будем ставить? Не-е-ет! – дружно прокричали пенсионерки. Потому что умные, потому что знают, что все трубы в подвале текут, и их пенсий не хватит ни на их ремонт, ни на установку счетчиков, ни на оплату протечек. Таких собственников в российских городах большинство. Как только им выставят первые счета за счетчики, начнутся суды по всей стране. Коллизия в законодательстве очевидна. Даже после насильственной установки счетчиков городам российским придется долгие годы постигать науку расчетов по ним (уже сказано о том, сколько на это ушло в передовой во всех отношениях Москве!). И чем эта энергосберегающая кампания закончится, одному Богу известно! Благо, Москву минует сия чаша...

Лилия Позднякова

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.