Как подкрасили налог на садовода
Переход к исчислению налога на недвижимость, исходя из ее рыночной стоимости, стал реальностью. Организованные в товарищества садоводы и дачники Московской области в конце весны услышали от разгневанных председателей своих объединений о том, что размер земельного налога в нынешнем году подскочил аж на 400–800 процентов!
Полезно вспомнить Черномырдина
Конечно, повышения можно было ожидать: разговоры о замене ныне действующих налогов на землю и имущество физических лиц (квартиры, гаражи, дачи) единым налогом на недвижимость начались не сегодня. И эти разговоры подразумевали, что одновременно с объединением двух налогов будет осуществлен переход к расчету, исходя из рыночной стоимости объекта. Соответствующий закон был принят Госдумой в первом чтении еще в 2004-м.
Но потом наступило затишье, и лишь с осени прошлого года вокруг законопроекта началось заметное публичное движение: одна за другой пошли научные конференции, круглые столы, парламентские обсуждения, встречи с прессой. Впрочем, и на этих мероприятиях введение налога раньше 2013 года не дискутировалось. Да и куда спешить? Процесс перехода в налогообложении от искусственных административных цен к рыночным довольно взрывоопасен. Ведь подати государству могут возрасти в десять и более раз. А у граждан и без того достаточно поводов для раздражения.
Появляется необходимость в интенсивном сеансе коллективной психотерапии. Граждан с одной стороны морально готовят к новому налогу, с другой, – успокаивают: мол, все будет хорошо. Хорошо – это значит, что в меньшую сторону будут пересмотрены ставки налога, введены налоговые вычеты и льготы. Если и придется платить больше, то совсем не намного. И все это в рамках широкого общественного обсуждения. Иными словами, семь раз отмерят, один – отрежут.
К примеру, недавно мы поинтересовались у заместителя председателя комитета ГД по бюджету и налогам Александра Когана, не может ли произойти так, что в один не самый прекрасный день граждане неожиданно для себя получат из налоговой инспекции уведомления о необходимости уплатить налог, который будет в десять раз больше прежнего? Можно сказать, внезапно, без объявления войны. Законодатель даже удивился вопросу:
– Не понимаю, как это может произойти, если закон будет приниматься публично, если будет предварительно обсуждаться разными ветвями власти. Мы со своей стороны в течение двух лет внимательно изучим проект и сделаем предварительные расчеты. При этом ставим перед собой задачу, чтобы для основной массы населения, которая имеет стандартную недвижимость, налог не повышался. То есть он должен остаться в том размере, в котором есть сейчас. Все это касается и земли, и жилья, поскольку налог на недвижимость будет единым.
Однако не нами замечено: в России постоянно стремятся сделать как лучше, а получается как всегда. В тот момент, когда законодатель отвечал на наш вопрос, садовые товарищества и дачные кооперативы Подмосковья уже получали уведомления о налогах с рыночной стоимости. И без всяких льгот или вычетов.
Рублевские тоже плачут
Мина под областных «товарищей» и кооператоров была заложена в конце декабря 2009-го. Тогда областное Министерство экологии и природопользования издало распоряжение «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» (по закону кадастровая переоценка земель производится раз в три-пять лет, предыдущая была проведена в ноябре 2005 года). Документ большой значимости, поскольку указанная в кадастре цена используется для расчета налога на землю. Но в предновогодней суете он не привлек к себе должного внимания.
Большинство тех, кого он касается, не подозревают о подвохе до сих пор. Уведомления о налоге на землю граждане начнут получать ближе к осени…
Первыми закричали «караул!» председатели объединений. Дело в том, что, будучи юридическими лицами, товарищества и кооперативы сами ежеквартально заявляют налог на земли общего пользования. Не ведая о новых ценах, объединения в первом квартале по инерции исправно перечислили деньги по аналогии с прошлым годом. А из налоговой им пошли звонки: почему не платите? Те оправдываются: мы заплатили. А им в ответ: то, что вы заплатили – это курам на смех, загляните в Интернет и ознакомьтесь с новыми ценами в кадастре. Председатели посмотрели и вошли в ступор.
Да и как не войти, если средние цены по районам выросли в 5–6 раз. Пропорционально подскочили и налоги. К примеру, в Павлово-Посадском районе кадастровая цена сотки земли увеличилась с 11,5 тыс. рублей до 62 тыс. В Одинцовском районе (со знаменитой Рублевкой) – с 30 до 168 тыс. И это не предел. В Ленинском районе области кадастровая стоимость выросла в 8 раз – до 378 тыс. Но это в среднем по районам. Риелторы говорят, что в отдельных местах стоимость увеличилась в 13 раз. Однако конкретных названий не прозвучало, поэтому оставим последнее утверждение на их совести.
Анализ показывает, что кадастровая стоимость максимально приблизилась к реальной рыночной (первая составляет примерно 70% от второй). Технологический «зазор» в 30%, видимо, оставлен с целью избежать обвинений в завышенной оценке участков и уйти от судебных разбирательств с налогоплательщиками. Общий итог таков: если в прошлом году налог на классический участок в 6 соток в основном укладывался в диапазон от 100 руб. до 1000, то в ближайшие три-пять лет он составит от 1000 до 10 000. Скажем так: далеко не всякому пенсионеру это будет по карману.
При желании садовод может самостоятельно прикинуть размер налога для своего участка. Для этого надо зайти на сайт управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области. Затем выбрать раздел «кадастровая оценка земель и земельный налог» и отыскать там упомянутое выше распоряжение № 121-РМ от 23.12.2009. В нем по районам представлена кадастровая стоимость для всех садовых объединений Подмосковья. Обратите внимание: в кадастре указана стоимость 1 кв. метра. Сотка в 100 раз дороже. Умножьте стоимость на число принадлежащих вам соток и затем умножьте еще на 0,003 (ставка земельного налога). Получите искомый результат.
Только для избранных
В этой истории привлекает внимание то обстоятельство, что переход к рыночной оценке земли в области совершен избирательно. Новая кадастровая стоимость введена лишь для объединений садоводов, огородников и дачников. Всех прочих это не касается. Получилось, что цена земли в садовом товариществе и одноименной деревне отличается теперь в 7 раз (хотя где кончается одно и начинается другое, по внешнему виду понять трудно). Это тем более вызывает недоумение, что товарищества и без того обижены судьбой. Поясню.
Уплата любого налога, в том числе земельного, дело не самое приятное. Однако боль от материальных потерь несколько смягчается сознанием того, что эти деньги через бюджет частично возвращаются налогоплательщику в виде отремонтированных дорог, очищенных колодцев (в сельской местности), построенных мостов, социальной помощи нуждающимся. Возвращаются всем, кроме членов садоводческих товариществ, кооперативов и прочих объединений. Им не положено. Заасфальтировать проселок в деревне для местной администрации святое дело. А залатать проезд по территории товарищества запрещено законом. Товарищества и кооперативы не вышли лицом. В том смысле, что они лица юридические, и потому рассчитывать на материальную поддержку из бюджета не вправе. Хотя и там, и там дорога вроде бы общая.
Об этой проблеме хорошо известно, о ней уже много лет дискутируют на всех уровнях, начиная с местных советов и кончая Госдумой. Но прогресс нулевой. «Товарищи» налог платят, а в ответ ничего не получают.
Недавно на пресс-конференции Александру Когану в очередной раз был задан вопрос о том, когда же исправится ситуация. Ответ прозвучал удручающе безнадежно:
– Мы не можем сделать налог окрашенным. Это нецелесообразно. Хотя согласен: если налоги платят, то люди должны получать какое-то благо в ответ. Но не сможем мы законами на федеральном уровне эти вопросы отрегулировать. В каждом садовом товариществе, каждом муниципальном образовании это делается индивидуально – в зависимости от того, насколько к этому готовы местные власти. Надо рассчитывать на заинтересованность муниципальных образований в развитии жилищного строительства на своих территориях, поскольку построенная недвижимость – основа пополнения местных бюджетов.
Тем не менее из-за разной кадастровой стоимости налог уже оказался для садоводов «окрашенным», только не в тот цвет. Что касается готовности местных властей к сотрудничеству, то непонятно, откуда ей взяться. А если вдруг готовность и появится, на ее пути бодро встанет закон, запрещающий помогать юридическим лицам.
Однако вернемся к избирательному повышению кадастровой стоимости для объединений. Возможно, это произошло случайно (у чиновников не хватило сил и времени пересмотреть все цены, и начали с одной категории). А может быть, это продуманный шаг. Ведь схожая история уже имела место в 2006-м. Именно тогда произошел переход на расчет налога с кадастровой стоимости, размер платежей резко возрос для всех собственников, что вызвало бурную реакцию граждан. Дело дошло до того, что губернатор Борис Громов был вынужден призвать глав местных администраций отсрочить взимание налога и пересмотреть его ставки.
Не исключено, что из тех событий извлечен урок. Чтобы сбить протестные настроения, решили не трогать сразу всех, а начали с наиболее бесправной категории собственников земли – коллективных садоводов. Им жаловаться некому и не на кого. Члены товариществ для сельской и поселковой власти – инородное тело, они даже в выборах этой власти не участвуют, потому что не имеют прописки на дачах. Садоводам с московской пропиской остается разве что обращаться в свои районные управы с жалобами на сельские администрации. Чушь какая-то.
Для вас, оптимисты
С другой стороны, собрав с товариществ высокие налоги и пустив хотя бы часть из них на развитие сельской инфраструктуры, местные власти лишь упрочат авторитет у своего электората. А после того как товарищества и кооперативы адаптируются к новым налогам, на их фоне гораздо спокойнее будет пересмотреть кадастровую стоимость и для земель поселений. Так, глядишь, поодиночке всех подтянут к оплате земельного налога с рыночной стоимости.
После этого можно будет переходить к налогу на квартиры, коттеджи и сельские дома. Без пыли и шума.