Чья вина, если расторгнут договор на услуги?
О благонадежности отношений на рынке жилья судят еще и по соотношению исполненных и расторгнутых договоров с клиентами на риэлторские услуги. Но такую информацию руководители агентств недвижимости возвели в ранг коммерческой тайны. Недальновидно это.По экспертной оценке самих риэлторов, на московском рынке недвижимости исполняется примерно 70-80 процентов договоров на услуги от всех заключенных. Много это или мало? Ответ зависит от причин разрыва: кто виноват?
Если риэлторы не смогли исполнить договорные обязательства в установленный ими же срок, например, не нашли покупателю требуемую квартиру, а продавцу не нашли покупателя, клиент вправе расторгнуть договор, не оплатив риэлторские услуги. Но, чтобы материальная ответственность фирмы наступила, она должна быть прописана в договоре на услуги, иначе с фирмы взятки гладки.
Более того, клиент вправе потребовать компенсацию за потерянное по вине риэлторов время и упущенную выгоду, если такая мера опять же записана в договоре.
Все права клиента в отношениях с фирмой «зарыты» в договоре на услуги, а потому не ленитесь и не скупитесь проконсультироваться по условиям этого договора у независимого юриста прежде, чем стать клиентом фирмы.
Далеко не всегда в неисполнении договорных обязательств повинны риэлторы. Полезней не скрывать от клиента такую информацию, а предостеречь его от негативных моментов во взаимоотношениях, объясняя причины их возникновения.
Например, при нынешнем быстром росте цен стоимость продаваемой квартиры может вырасти за месяц настолько, что у покупателя не хватит денег на ее приобретение. Он вынужден отложить покупку или вовсе расторгнуть соглашение, и как следствие – договор на риэлторские услуги. Нет в таком случае вины ни покупателя, ни риэлтора – изменились объективные условия проведения сделки. И о такой возможности хорошо бы информировать клиента заранее.
Нет вины риэлтора и в развале сделки при долгом падении цен на жилые помещения. Покупатель мечтает дождаться максимального удешевления приглянувшейся квартиры при данной ценовой ситуации. Да продавец, если он не спешит, чаще всего отложит продажу до очередного, допустим, сезонного повышения цен.
Крайним перед клиентом оказывается риэлтор. Зачем же скрывать от потенциального клиента возможность такого развития событий? Лишь бы заманить, а там, глядишь, выпутаемся? Такая тактика приводит к конфликту.
Ублажая клиента (иначе не скажешь), агентство недвижимости готово гарантировать ему все, что он пожелает на стадии подготовки договора на услуги – лишь бы не упустить возможность заработать. По этой причине фирмы часто берут на себя повышенные и невыполнимые обязательства.
Покупатель чаще всего желает иметь гарантию освобождения купленного жилого помещения в срок, указанный в договоре. Он требует: обеспечьте в срок освобождение квартиры от имущества и снятие с регистрационного учета всех, кто «прописан» на данной жилплощади. Фирма подписывает клиенту гарантийное письмо, заведомо зная, но скрывая, что данная ситуация ей не подконтрольна. От усилий, от стараний риэлторов не зависит освобождение квартиры точно в договорной срок. На это влияет только добрая воля продавца и членов его семьи.
Дело в том, что у нас нет законодательно установленных ни административных, ни материальных санкций, которые риэлторы или сам покупатель могли бы применить к необязательному продавцу, нарушающему договорные обязательства. На цивилизованном рынке законодательно предусмотрена ответственность продавца.
Риэлторы вынуждены были придумать материальный стимул. Стали оставлять в фирме залоговую сумму до освобождения квартиры. Своей волей отчисляют при расчете за купленную квартиру определенную сумму от денег покупателя. Иначе управлять его действиями невозможно в интересах покупателя. А посредник обязан соблюдать баланс интересов обеих сторон, участвующих в сделке. Но ложь во спасение всегда чревата конфликтом и несовместима с доброкачественной услугой.